Найти в Дзене
Мир комиксов

Сказки по взрослому в карикатурах разных художников

«Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Эта пушкинская строка, знакомая с детства, идеально отражает двойственную природу сказок. С одной стороны, это мир волшебства, говорящих животных и невероятных приключений. С другой — тонкая система кодов, передающая из поколения в поколение представления о добре и зле, хитрости и простодушии, смелости и трусости. В сказках зашиты культурные и социальные нормы, которые мы усваиваем задолго до того, как учимся читать серьёзные книги. Сегодня на канале «Мир комиксов» — выпуск, посвящённый карикатурам на тему сказок и их героев. Поговорим о том, как эти древние сюжеты продолжают жить в нашем сознании, языке и повседневных привычках. Сказочные персонажи — это первые архетипы, с которыми мы знакомимся. Баба-яга, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Серый Волк — эти имена мгновенно вызывают в памяти целый набор качеств и моделей поведения. Они формируют нашу первую «карту» человеческих характеров, становясь универсальным языком, понятны
Александр Шульпинов
Александр Шульпинов

«Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Эта пушкинская строка, знакомая с детства, идеально отражает двойственную природу сказок. С одной стороны, это мир волшебства, говорящих животных и невероятных приключений.

Андрей Саенко
Андрей Саенко

С другой — тонкая система кодов, передающая из поколения в поколение представления о добре и зле, хитрости и простодушии, смелости и трусости. В сказках зашиты культурные и социальные нормы, которые мы усваиваем задолго до того, как учимся читать серьёзные книги.

Катерина Мартинович
Катерина Мартинович

Сегодня на канале «Мир комиксов» — выпуск, посвящённый карикатурам на тему сказок и их героев. Поговорим о том, как эти древние сюжеты продолжают жить в нашем сознании, языке и повседневных привычках.

Автора определить не удалось
Автора определить не удалось

Сказочные персонажи — это первые архетипы, с которыми мы знакомимся. Баба-яга, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Серый Волк — эти имена мгновенно вызывают в памяти целый набор качеств и моделей поведения.

Алексей Меринов
Алексей Меринов

Они формируют нашу первую «карту» человеческих характеров, становясь универсальным языком, понятным каждому носителю культуры.

Игорь Кийко
Игорь Кийко

Исторически сказки не были развлечением исключительно для детей. Изначально это были устные предания для всех возрастов, способ сохранить и передать важную информацию о мире, ритуалах и опасностях.

Валентин Дружинин
Валентин Дружинин

Собиратели фольклора, такие как братья Гримм в Германии или Александр Афанасьев в России, не придумывали истории, а скрупулёзно записывали то, что рассказывали в народе.

Автор: Ринат Баширов
Автор: Ринат Баширов

Многие изначальные версии были куда мрачнее и натуралистичнее своих более поздних, адаптированных для детей вариантов. Лес в них был не просто декорацией, а настоящим враждебным миром, где на каждом шагу подстерегала реальная угроза.

Валентин Дружинин
Валентин Дружинин

Вокруг сказочных сюжетов и персонажей сложился плотный слой фразеологии. Мы до сих пор говорим «скатерть-самобранка» об изобилии, «сапоги-скороходы» о скорости, а «живая и мёртвая вода» стало метафорой исцеления.

Валерий Каненков
Валерий Каненков

Образ Ивана-дурака, который на самом деле оказывается самым удачливым, отражает народную мудрость: успех не всегда зависит от ума и статуса, порой важнее интуиция и нестандартное мышление.

Герта Бурбе
Герта Бурбе

Эти выражения так глубоко вошли в язык, что мы используем их автоматически, не всегда задумываясь об их сказочном происхождении.

Андрей Попов
Андрей Попов

Интересно, что многие сказочные сюжеты являются «бродячими» и встречаются в фольклоре совершенно разных народов мира, разделённых тысячами километров.

-13

Учёные-фольклористы даже создали специальный классификатор, индекс Аарне-Томпсона-Утера, который систематизирует повторяющиеся мотивы и сюжеты.

Валерий Каненков
Валерий Каненков

Например, история о бедной падчерице, которую третирует злая мачеха, в том или ином виде существует на всех континентах. Это говорит о том, что базовые человеческие переживания и социальные конфликты универсальны.

-15

Ещё один любопытный факт связан с образом Бабы-яги. Некоторые исследователи считают, что её избушка на курьих ножках, стоящая на границе мира живых и мёртвых, является отголоском древних погребальных ритуалов.

Виктор Дидюкин
Виктор Дидюкин

В некоторых культурах было принято хоронить умерших в специальных домиках-срубах, установленных на высоких пнях. Таким образом, Баба-яга — это не просто злая старуха, а могущественный страж, проводник между мирами, встреча с которым была серьёзным испытанием для героя.

Владимир Иванов
Владимир Иванов

Психологический ракурс сказок не менее интересен. Почему герой должен выполнить именно три задания? Почему младший сын всегда удачливее старших?

Игорь Борисович Елистратов
Игорь Борисович Елистратов

Эти условности создают внутреннюю логику, которая далека от реальной жизни, но отвечает на наш внутренний запрос на справедливость. Сказочный мир предсказуем: добро в нём обязательно победит, а зло будет наказано.

Игорь Варченко
Игорь Варченко

Это даёт ощущение стабильности и порядка, которого так часто не хватает в реальности. Юмор часто рождается именно на стыке этой сказочной логики и нашего прагматичного взгляда на вещи.

Автор: Ринат Абзалов
Автор: Ринат Абзалов
Екатерина Мартинович
Екатерина Мартинович

Мы вырастаем, и нам кажется, что мир волшебных историй остался далеко в детстве. Но стоит присмотреться, и становится ясно: сюжеты не изменились, просто декорации стали другими. Разве в современном офисе нет своей «серой шейки», «серого волка» или даже «царевны-лягушки», ждущей своего часа?

Леонид Мельник
Леонид Мельник

Больше интересного: