В позапрошлую субботу мы побывали в московской усадьбе Льва Николаевича Толстого в Хамовниках. Поездка в это удивительное место позволит не только выехать за пределы Москвы, не покидая ее, но и совершить настоящее путешествие во времени, оставив шумный двадцать первый век, и оказаться будто бы далеко за городом в зеленом и тихом местечке веке так в девятнадцатом.
За две минуты до того, как припарковать машину, мы ещё пропускали на перекрестке робота-доставщика. А потом кто-то по щелчку выключил Москву, переместив нас в уютную тихую усадьбу с садом и беседкой для чаепитий. Фантастика!
После женитьбы отец прожил с своей семьей безвыездно в Ясной Поляне восемнадцать лет, только изредка выезжая в город по делам.
Т. Л. Сухотина-Толстая «Воспоминания»
Лев Николаевич покупает усадьбу в 1882 году. Детей нужно учить, дочерей - вывозить в свет. Имение, пережившее французские пожары в 1812-м, было выбрано за наличие сада и нахождение в тихом месте - хоть отчасти напоминает любимую всеми Ясную Поляну.
Но дом и сад нужно приводить в порядок. Для большой семьи одноэтажный дом мал, его надстраивают. Во время ремонта Лев Николаевич и старшие сыновья живут во флигеле, позже комнаты там сдавались квартирантам.
В доме чудесно. Бывает так, что с первой секунды где-то очень нравится - цвет стен, скрип половиц, воздух, планировка. Вот там было именно так. А если представить, какие интересные люди собирались в этом доме за столом и вели беседы - ух, аж голова кружится от восторга.
Мы не брали экскурсию, потому что я много читала дневников и воспоминаний Толстых, в голове сразу - столько историй. Ну и осматривать жилое пространство с небольшими комнатами в толпе крайне неудобно. Возле каждого помещения есть информационные таблички, которые ответят на все вопросы.
Эти комнаты поражают. Во-всяком случае эмоциональных и высокочувствительных людей - точно. Там - те самые вещи, которые были именно здесь и именно у этой семьи. Для меня все сразу оживает, все эти дневниковые записи детей, Софьи Андреевны, их истории.
В детской, где жили самые младшие дети - Александра, Алексей и Иван, на глаза слезы наворачиваются. Только Александра переехала из этой комнаты, потому что подросла. Мальчикам было не суждено стать взрослыми. Алексей прожил четыре года, любимец всей большой семьи Ванечка не дожил месяц до своего семилетия.
Здесь сохранилось много Ванечкиных вещей. На столе - салфетка, которую Ванечка сам вышил и подарил маме на Рождество, его повесть «Спасенный такс», которую даже напечатали в детском журнале.
Рядом с комнатой младших - спальня Льва Николаевича и Софьи Андреевны. Поражает, что проходная. Получается, что во все остальные комнаты первого этажа ходили через родительскую спальню…
Здесь Софья Андреевна и близких друзей принимала, и занималась рукоделием.
В классной комнате дети занимались, там успела пожить младшая дочь Александра, и жили сменяющие друг друга гувернантки. Немецкому языку детей всегда учила сама Софья Андреевна.
5 июня 1882 года: на днях опять решили не ехать в Москву. Так как маленьким очевидный вред, а Илье очень сомнительную пользу приносит жизнь в Москве, то мама и говорит, что все выгоды и приятные стороны московской жизни не перевешивают неприятных сторон.
Т. Л. Сухотина-Толстая «Воспоминания»
Нашла много интересных упоминаний в дневнике старшей дочери о Москве, в которую на учебное время перебирались Толстые. Обратите внимание на дату - года ещё не прожили, но уже разочарованы. Обучение детей в Москве в гимназиях не радовало Толстых. Во все времена проблемы со школой мучили родителей )))
Самой же Татьяне Москва нравится, ей в год переезда исполнилось восемнадцать, она талантлива, поступила в училище живописи, ваяния и зодчества, общается с Ге и Репиным. Конечно, жизнерадостной и общительной девушке ее возраста хорошо в Москве. Но в дневниках она много пишет о том, что отец укоряет ее за праздные увлечения, чтение модных журналов, за девичью болтовню. Ох и непросто было домочадцам со Львом Николаевичем!
По парадной лестнице мы поднялись на второй этаж. В лестничном пролете можно встретить милого медвежонка с подносом - гости визитки оставляли.
Младшие дети Толстых очень любили кататься с этой лестницы на подносе, надеюсь, не у медвежонка его забирали )))
Первая комната второго этажа - зал. Самая большая в доме. Эту часть уже пристраивали Толстые.
В зале устраивались приемы, литературные вечера, проходили семейные торжества. На рояле играли Скрябин и Рахманинов, здесь пел Шаляпин, Лев Николаевич читал свои произведения.
Затем попадаешь в большую гостиную. Самая яркая комната в доме, единственная, которую Лев Николаевич позволил Софье Андреевне оформить, как она хотела (по тогдашней моде). Сам он ее не любил и называл «скучной гостиной».
Понимаю Льва Николаевича, никогда не любила такой стиль. Мне в подобных комнатах сразу становится душно, хочется распахнуть окно и выйти сразу в него же ))) А вот Пете комната очень понравилась.
И из большой гостиной можно было попасть в малую, комната небольшая, использовалась для бесед, если в зале и большой гостиной было очень уж шумно. Иногда здесь останавливались гости. И Татьяна использовала комнату как свою художественную мастерскую. А до рождения Ванечки здесь была спальня Льва Николаевича и Софьи Андреевны.
Далее по узкому коридору, который в семье назывался катакомбами можно пройти в старую часть дома. Ее не перестраивали с 1800-х. Комнатки все небольшие, потолки низкие. Здесь жила одна из старших дочерей - Мария.
Были комнаты слуг - горничных, камердинера.
Здесь же - рабочая комната Льва Николаевича, где он утром сам растапливал печь, потом носил сюда воду, а после обеда занимался здесь в том числе и сапожным ремеслом. Сохранился его велосипед, кататься он научился в 67 лет, мог уехать на велосипеде из Ясной Поляны в Тулу и вернуться обратно. А в шестьдесят лет Толстой как-то пешком из Москвы в Ясную Поляну ушел.
Ну и, конечно, святая святых - кабинет писателя. Писал Лев Николаевич с 9-10 утра и до 15-16 часов. Старался работать при дневном освещении, по возможности берег зрение. Но ножки рабочего стула, как обычно, подпилены собственноручно - Толстой был близорук.
С черной лестницы можно увидеть маринадную - комнату для хранения солений и других заготовок. Как же все было здорово продумано. Очень люблю такие вот бытовые мелочи. Через них больше видишь реального живого человека, а не памятник.
О прогулке по саду продолжу в следующей части!
Как мы в Ясной Поляне побывали: