Найти в Дзене
Посмотрим

Андрон или Андрей? Как правильно называть режиссера Кончаловского

Блогеры и журналисты, рассказывая об Андрее Кончаловском, любят называть его Андроном. Видимо, они считают, что так демонстрируют свою осведомленность. Некоторые и вовсе прямо во время интервью обращаются к режиссеру: Андрон Сергеевич. Правда заключается в том, что Андрон — это не второе имя Кончаловского, а домашнее прозвище. Так его называть в семье, мать и дедушка, так к нему обращались друзья. Если же так поступает посторонний человек — это хамство, а демонстрация осведомленности. Сочетание Прозвища Андрон с отчеством и вовсе нелепо: все равно что сказать Андрюша Сергеевич. В книге «Низкие истины» Андрей Кончаловский рассуждает о панибратстве, критикуя не только к тем, кто называет ему Андоном, но и себя: В тот же период моей голливудской жизни, когда я носился колбасой по студиям в ожидании постановки, которая вот-вот свалится на меня, а пока преподавал в университете Пепердайн и торговал икрой, в ресторане «Мамезон» («Мой дом»), где собиралась кинематографическая элита, я увидел
Оглавление
Андрей Кончаловский и Никита Михалков
Андрей Кончаловский и Никита Михалков

Блогеры и журналисты, рассказывая об Андрее Кончаловском, любят называть его Андроном. Видимо, они считают, что так демонстрируют свою осведомленность. Некоторые и вовсе прямо во время интервью обращаются к режиссеру: Андрон Сергеевич.

Что думает Кончаловский о тех, кто называет его Андроном

Правда заключается в том, что Андрон — это не второе имя Кончаловского, а домашнее прозвище. Так его называть в семье, мать и дедушка, так к нему обращались друзья. Если же так поступает посторонний человек — это хамство, а демонстрация осведомленности. Сочетание Прозвища Андрон с отчеством и вовсе нелепо: все равно что сказать Андрюша Сергеевич.

В книге «Низкие истины» Андрей Кончаловский рассуждает о панибратстве, критикуя не только к тем, кто называет ему Андоном, но и себя:

В тот же период моей голливудской жизни, когда я носился колбасой по студиям в ожидании постановки, которая вот-вот свалится на меня, а пока преподавал в университете Пепердайн и торговал икрой, в ресторане «Мамезон» («Мой дом»), где собиралась кинематографическая элита, я увидел Орсона Уэллса...
Ничтоже сумняшеся, я подсел к великому художнику и выпалил:
— Господин Уэллс, я русский режиссер…
— А, вы русский!…
О, эта наша милая российская развязность, наше желание быть запанибрата с любым, особенно с тем, кто выше нас, достойнее нас! В России Ростропович — Славка, Вишневская — Галя. Сесть за стол неприглашенным и обидеться, если тебя вежливо попросят, — это в наших привычках. Вежливость и приличия тут же кончаются. Зазнался! Ноздревская вальяжность в любой момент готова взорваться ноздревским же хамством. Вот так для меня, мальчишки, Бондарчук, уже в ту пору народный артист и ленинский лауреат, был Сережа. Хотя какой он мне был Сережа! Он уже тогда был сед. А для сегодняшних молодых коллег-режиссеров и неоперившихся журналистов я вдруг Андрон.
Нигде в мире такое не принято — принято уважать «прайваси», частное существование человека. Я ни о чем таком не подозревал, мое поведение казалось мне нормальным. Я говорил какую-то ерунду, Уэллс мило отвечал.
Сергей Бондарчук (слева) и Андрей Кончаловский во время съемок художественного фильма «Дядя Ваня», 1970 год: Кончаловский — режиссер фильма, а Бондарчук сыграл в нем Астрова.
Сергей Бондарчук (слева) и Андрей Кончаловский во время съемок художественного фильма «Дядя Ваня», 1970 год: Кончаловский — режиссер фильма, а Бондарчук сыграл в нем Астрова.

Какой дед называл его Андроном?

А интервью изданию «Правила жизни» Кончаловский замечает: «Андроном меня называл мой дедушка. А когда меня Андроном называет журналист, мне хочется дать ему по соплям. Я Андрей Сергеевич».

Дед — это художник Петр Кончаловский. Режиссер его очень любит и очень на него похож (и даже подчеркивает это).

Андрей Кончаловский взял фамилию не отца (автора советского и российского гимнов Сергея Михалкова), а матери — писательницы и переводчицы Натальи Кончаловской. Потому что захотел сохранить в истории материнскую фамилию, а это важнейшая для истории русской культуры фамилия: отец Натальи Кончаловской — художник Петр Кончаловский, а дед — автор «Боярыни Морозовой» Василий Суриков.

Родные братья и будущие режиссеры Андрей Кончаловский и Сергей Михалков росли рядом с дедом-художником, а он написал их портреты. Узнаете?

Петр Кончаловский. Андрон с собакой. 1949 // Никита в кресле. 1954
Петр Кончаловский. Андрон с собакой. 1949 // Никита в кресле. 1954

Обратите внимание на название картины с будущим режиссером Кончаловским: деду — можно, а нам — нет.