Ровно полвека, назад 13 октября 1975 года, состоялась премьера телевизионного художественного фильма «Ольга Сергеевна».
Этот многосерийный фильм можно сравнить с проверенной временем крепкой лодкой, в которую усаживаются зрители и начинаю плыть по течению сюжета вместе с героями киноповести. Размеренность ритма и отличная актёрская игра затягивает и очаровывает с первой серии. Становится интересно наблюдать за судьбами людей, их радостями и переживаниями.
Конечно, сегодня бросается в глаза то, что фильм перегружен производственными мотивами. Как не без юмора недавно заметил один из моих друзей, который недавно впервые посмотрел этот фильм, что, оказывается, многовато было проблем становления советской океанографии.
Но дело даже не в науке и производстве, а в том, что работа и личная жизнь были тесно переплетены и даже неотделимы друг от друга. Что сегодня бывает крайне редко.
Это замечают все молодые зрители нынешнего поколения. Но полвека назад нам так не казалось. Потому что сама работа и рабочие коллективы были частью нашей жизни. И мы не относились к своей работе только как к месту, где зарабатывали деньги. Советские люди были менее циничными и, наверное, более наивными и искренними, чем нынешнее поколение.
Будет ошибкой думать, что в этом фильме рассказывается история лишь одного человека по имени Ольга Сергеевна. В фильме целый калейдоскоп разных характеров и жизненных сюжетов. Хотя конечно, основной линией фильма является любовь главной героини к мужчине, с которым ей так и не удалось обрести счастье.
Не секрет, что автор сценария Эдвард Радзинский писал эту многосерийную киноисторию для своей жены Татьяны Дорониной. По сути, это было очередное признание в любви к своей супруге после нашумевшего фильма 1968 года «Ещё раз про любовь» по его же сценарию. И который тоже был написан именно для Дорониной.
Телевизионную восьмисерийную киноповесть снимали почти два года. Это был первый многосерийный фильм, который делали силами Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения. Без участия опытных киностудий. И этот дебют телевизионщиков посчитали успешным не только зрители, но и чиновники.
Режиссёр фильма Александр Прошкин позже рассказывал, что ожидал критику коллег и чиновников. Но её было немного. Зато режиссёра удивили письма телезрителей, в которых многие наши граждане, особенно из провинции, не приняли такой образ любимой актрисы. Доронина полюбилась им в ролях простых русских женщин, как в фильмах «Мачеха» или «Три тополя на Плющихе». А тут она стала преуспевающей дамой с успешной карьерой, в модных нарядах и париках. Ни сценарист, ни режиссёр даже предположить не могли, что что-то подобное может вызвать отторжение у значительной части зрителей.
Этот фильм стал ключевым моментом в карьере режиссёра Александра Прошкина. Дело в том, что до этого он всю жизнь проработал на телевидении. И был даже не режиссёром в классическом понимании этого слова, а редактором телеспектаклей. Где ему приходилось руководить съёмками уже готовых и давно отрепетированных в театрах постановок.
Ну а в этом случае требовались настоящие режиссёрские навыки, которых у 34-летнего Прошкина на тот момент было мало. Но отличная команда высокопрофессиональных актёров позволила ему справиться с этой трудной задачей.
Позже Прошкин рассказывал, что, работая над этой картиной, он искренне восхищался высочайшим уровнем актерского взаимодействия на съёмочной площадке. И это при том, что каждый из артистов был яркой личностью и обладал самобытным талантом.
Никто на него не давил, но при этом все актёры помогали, а иногда и аккуратно направляли его в нужном направлении. Именно за те два года, пока шли съёмки «Ольги Сергеевны», Прошкин прошёл настоящую школу режиссёрского искусства. В дальнейшем он сменил род деятельности и всю жизнь занимался только кинорежиссурой.
После «Ольги Сергеевны» он снял двадцать художественных фильмов, среди которых такие известные, как «Инспектор Гулл», «Опасный возраст», «Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Увидеть Париж и умереть» и многие другие.
Нельзя не отметить замечательную музыку, которая звучит в фильме «Ольга Сергеевна». Многие из этих песен, специально написанных для фильма, давно уже живут самостоятельной жизнью.
И в этом нет ничего удивительного, так как композитором картины был великий Микаэл Таривердиев. А стихи для песен написали Андрей Вознесенский и Давид Самойлов.
Интересное мнение об этом фильме высказал замечательный советский кинокритик и киновед Александр Караганов. В своей рецензии сразу после премьеры он назвал телекартину апогеем советского кино о настоящей и проникновенной любви. А по поводу зрительской аудитории он отметил, что, несмотря на то, что в фильме нет откровенных сцен, он бы фильму поставил ограничение 16+. И к этому добавил, что зрители младше сорока лет вряд ли смогут до конца понять и оценить драматургию сюжета.
Тем, кто не смотрел картину «Ольга Сергеевна», или смотрел давно и в другом возрасте, настоятельно рекомендую найти его в интернете и посмотреть. Сегодня этому замечательному фильму исполнилось ровно пятьдесят лет!
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
В статье опубликованы кадры из фильма "Ольга Сергеевна" (1975 год).
____________
____________
Если публикация понравилась кликните 👍