Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Богиня Иштар: месопотамская богиня любви, секса и войны

Иштар была одной из самых выдающихся богинь Месопотамии. Дуалистическое божество Вавилона, сыгравшее множество ролей, Иштар бросала вызов общепринятым представлениям, и её влияние распространилось далеко за пределы первых цивилизаций человечества. Древний регион Месопотамия был домом для первых цивилизаций в истории человечества, что неудивительно заслужило ему титул «Колыбели цивилизации». Примерно с 3200 года до н. э. до падения Персидской империи в 331 году до н. э. такие цивилизации, как шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы, существовали между реками Тигр и Евфрат. Как и большинство древних культур, жители Месопотамии были политеистическими обществами, поклонявшимися множеству разнообразных божеств, управлявших всеми аспектами их мира. Одной из самых сложных и важных богинь Месопотамии была Иштар, богиня любви, секса и войны. Иштар: первая богиня любви Вавилонский рельеф Иштар , около XIX–XVIII вв. до н. э., Британский музей, Лондон В ранние дни Месопотамии богиня любви не была
Оглавление

Иштар была одной из самых выдающихся богинь Месопотамии. Дуалистическое божество Вавилона, сыгравшее множество ролей, Иштар бросала вызов общепринятым представлениям, и её влияние распространилось далеко за пределы первых цивилизаций человечества.

Древний регион Месопотамия был домом для первых цивилизаций в истории человечества, что неудивительно заслужило ему титул «Колыбели цивилизации». Примерно с 3200 года до н. э. до падения Персидской империи в 331 году до н. э. такие цивилизации, как шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы, существовали между реками Тигр и Евфрат. Как и большинство древних культур, жители Месопотамии были политеистическими обществами, поклонявшимися множеству разнообразных божеств, управлявших всеми аспектами их мира. Одной из самых сложных и важных богинь Месопотамии была Иштар, богиня любви, секса и войны.

Иштар: первая богиня любви

Вавилонский рельеф Иштар , около XIX–XVIII вв. до н. э., Британский музей, Лондон
Вавилонский рельеф Иштар , около XIX–XVIII вв. до н. э., Британский музей, Лондон

В ранние дни Месопотамии богиня любви не была известна как «Иштар». Скорее, шумеры поклонялись ей как «Инанна», а позже аккадцы, вавилоняне и ассирийцы стали называть ее Иштар. Интересно, что некоторые ученые считают, что Инанна и Иштар изначально были двумя отдельными божествами, которые со временем слились в одно существо. Известно с относительной уверенностью, что у Иштар был брат-близнец, который изначально был известен среди шумеров как Уту, а позже переименован в Шамаша. У богини любви также была старшая сестра по имени Эрешкигаль, которая правила месопотамским подземным миром Кур. Однако неясно, кто были родители Иштар. Некоторые записи указывают, что Иштар была дочерью Нанны, бога луны, и Нингаль, богини тростника. Мужем богини Иштар был Думузи, также известный как Таммуз, которого почитали как бога пастухов.

Вавилонская табличка с изображением брата-близнеца Иштар, Шамаша , около 860–850 гг. до н. э., Британский музей, Лондон
Вавилонская табличка с изображением брата-близнеца Иштар, Шамаша , около 860–850 гг. до н. э., Британский музей, Лондон

Иштар почиталась в первую очередь как богиня любви и войны, и она была связана с аспектами этих областей, такими как секс, плодородие и политическая власть. Однако сфера влияния Иштар также выходила далеко за рамки ее основных ролей. Ей поклонялись как богине гроз, а также как богине сохранения пищи и хранилищ, таких как зернохранилища. Наряду со своим братом, Иштар также почиталась как арбитр правосудия в месопотамском обществе. Основными символами, связанными с Иштар, были лев и восьмиконечная или шестнадцатиконечная звезда. Богиня также была связана с планетой Венера и, поскольку Венеру можно увидеть утром и ближе к вечеру, ее иногда называли богиней утренней и вечерней звезды.

Муж Иштар и Гильгамеш

Панель «Шагающий лев», украшающая ворота Иштар в Вавилоне , около 604–562 гг. до н. э., предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк.
Панель «Шагающий лев», украшающая ворота Иштар в Вавилоне , около 604–562 гг. до н. э., предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк.

Один из самых известных мифов о богине Иштар повествует о смерти её мужа, Думузи/Таммуза. Примечательно, что существует две версии смерти Думузи. В одной из них бог-пастух погибает от рук разбойников, и Иштар, именуемая в этих текстах Инанной, горько оплакивает его кончину. В другой истории Иштар спускается в подземный мир и погибает от руки своей сестры Эрешкигаль. Однако Иштар организует своё воскрешение, принеся в жертву вместо себя своего Думузи, чтобы та могла вернуться в мир живых.

Другим известным месопотамским текстом, где упоминается богиня Иштар, является « Эпос о Гильгамеше» , где богиня любви проявляет интерес к Гильгамешу и предлагает ему стать его женой. Однако Гильгамеш отвергает ухаживания Иштар, оскорбляя богиню и обвиняя её в том, что она обрекла своих бывших любовников на ужасную участь. Разгневанная отказом Гильгамеша, богиня послала Небесного Быка убить царя , что в конечном итоге привело к гибели ближайшего соратника Гильгамеша, Энкиду.

Многогранная месопотамская богиня

Аккадская цилиндрическая печать с изображением Иштар , ок. 2254–2193 гг. до н. э., предоставлено Восточным институтом, Чикаго
Аккадская цилиндрическая печать с изображением Иштар , ок. 2254–2193 гг. до н. э., предоставлено Восточным институтом, Чикаго

Изображения Иштар в месопотамских хрониках раскрывают сложную, двойственную, порой даже противоречивую природу божества. Будучи богиней плодородия, секса и войны, Иштар влияла на противоборствующие силы жизни и смерти, а месопотамские тексты описывают её как богиню, которая получала такое же удовольствие от войны, как и от любви.

Будучи месопотамской богиней грозы, она ассоциировалась с аспектом природной среды, который мог представлять угрозу для урожая, являвшегося для жителей Месопотамии основным источником пропитания. Однако это не мешало месопотамцам также ассоциировать Иштар с хранилищами и сохранением пищи.

В некоторых мифах богиня Иштар изображается как заботливая возлюбленная, оплакивающая смерть своего супруга, и в месопотамском обществе ей широко поклонялись как вершительнице правосудия. Однако в других повествованиях она предстаёт в совершенно противоположном свете. В них она описывается как незначительное божество, которое в конечном итоге уничтожило всех своих любовников и часто действовало так, что, казалось бы, противоречило её роли божественной защитницы справедливости. Например, она послала Небесного Быка убить Гильгамеша за отказ жениться на ней, похитила божественные силы у других месопотамских богов и позволила своему возлюбленному Думузи оказаться в подземном мире, чтобы освободиться.

Вавилонская цилиндрическая печать с изображением Иштар , около 1800 г. до н. э., Музей искусств Экленда, Северная Каролина
Вавилонская цилиндрическая печать с изображением Иштар , около 1800 г. до н. э., Музей искусств Экленда, Северная Каролина

Эти противоречивые изображения богини Иштар, по-видимому, интегрированы в ее общую личность, представляя ее как чрезвычайно сложное месопотамское божество, которое принимало на себя множество ролей. Соответственно, контрасты в личности Иштар, по-видимому, не умаляли ее важности как месопотамского божества. Напротив, многие ученые предполагают, что дуалистическая природа Иштар, возможно, способствовала ее значимости. Противоречия в роли и характере богини позволяли ей занимать своего рода пограничное, «промежуточное» положение . В результате сфера ее божественного влияния могла включать аспекты месопотамской жизни, которые иногда были не связаны или даже противостояли друг другу. Это дополнительно подтверждается тем фактом, что ей также поклонялись как богине перехода между жизнью и смертью из-за ее способности возвращаться из подземного мира после смерти.

Царица Небесная

Рельеф Иштар, держащей символ лидерства , примерно начало II тысячелетия до н. э., The Conversation
Рельеф Иштар, держащей символ лидерства , примерно начало II тысячелетия до н. э., The Conversation

Будучи одним из самых сложных месопотамских богов, Иштар также является одним из самых выдающихся. Богиня Иштар неоднократно описывается в месопотамских мифах как божество, обладающее «всеми великими божественными силами» и заслуживающее своего священного трона . Она часто изображается как свирепая богиня, которая вступала в битву на семи гигантских собаках (или, возможно, львах), и которую даже самые верховные месопотамские божества боялись, когда она выходила на тропу войны. В тексте «Инанна и Эбих» богиня разрушает целую гору, демонстрируя свою силу. Помимо её свирепости, ряд повествований изображает Иштар как политически хитрую и ловкую в использовании своего интеллекта для обретения союзников или перехитривания противников. В «Эпосе о Гильгамеше» Иштар смогла убедить верховное божество месопотамского пантеона, Ана, дать ей Небесного Быка, чтобы она могла отомстить Гильгамешу за оскорбление. После того, как Иштар оказалась в ловушке в Подземном мире за то, что бросила вызов Эрешкигаль, богиня любви смогла убедить месопотамского бога мудрости Эа помочь ей разработать план побега.

Клинописная табличка с описанием сошествия Иштар в подземный мир , около VII века до н. э., Британский музей, Лондон
Клинописная табличка с описанием сошествия Иштар в подземный мир , около VII века до н. э., Британский музей, Лондон

Учитывая все это, неудивительно, что богиня Иштар смогла выйти за рамки социально-политических границ в месопотамской культуре и стать объектом поклонения практически каждой цивилизации региона. Ее часто называли «Царицей Небесной», и у нее было множество храмов по всей Месопотамии, в таких городах, как Ур и Ниневия . Одним из крупнейших храмов Иштар был Эанна в шумерской метрополии Урук. Знаменитый месопотамский царь Саргон Аккадский был большим сторонником Иштар и распространил ее поклонение в тех частях Месопотамии, где еще не почитали богиню любви. Считается даже, что один из сохранившихся гимнов, посвященных Иштар, возможно, был написан дочерью Саргона, жрицей Энхедуанной , которая является старейшим известным автором, чье имя было идентифицировано индивидуально . Иштар была настолько почитаема ассирийцами, что стала высшим божеством в их пантеоне, даже превосходя их собственного верховного бога Ашшура. Богиня любви оказала такое влияние на вавилонское общество, что царь Навуходоносор II посвятил Иштар главные ворота города.

Реконструкция оригинальных ворот Иштар в Вавилоне , построенных в 1950-х годах, по материалам The New York Times
Реконструкция оригинальных ворот Иштар в Вавилоне , построенных в 1950-х годах, по материалам The New York Times

Богиня Иштар, подобающая Царице Небесной, играла важную роль во многих аспектах жизни месопотамского общества. Будучи месопотамской богиней любви и плодородия, ей молились во всех вопросах, связанных с браком и деторождением. Брачные обряды в древней Месопотамии проводил жрец Иштар, а пары, испытывавшие трудности с зачатием, посещали храм богини, чтобы испросить её благословения.

В соответствии с её главенством в вопросах любви в месопотамских обществах, к Иштар обращались и в военных делах. В кодексе Хаммурапи знаменитый вавилонский царь обращается к Иштар с просьбой обеспечить, чтобы враги государства потерпели поражение на войне .

Второстепенные роли Иштар

Копия вавилонской стелы с подробным описанием законов Хаммурапи, ок. 1792–1750 гг. до н. э., через Teaching The Middle East
Копия вавилонской стелы с подробным описанием законов Хаммурапи, ок. 1792–1750 гг. до н. э., через Teaching The Middle East

Второстепенные роли Иштар, не связанные с любовью и войной, также оказывали на неё влияние во многих важных аспектах месопотамского общества. Будучи божественной вершительницей правосудия, такие цари, как Хаммурапи, обращались к богине Иштар с просьбой наказать преступников и поддержать закон. Её влияние на войну и правосудие давало ей значительную политическую власть, поэтому правители ассоциировали себя с Иштар, чтобы узаконить свою царскую власть.

Наряду с ее политическим влиянием, роль Иштар как пограничного божества давала ей уникальную власть над культурными ролями и границами месопотамских обществ. В соответствии со способностью самой Иштар выходить за рамки категорий, богиня любви позволяла своим последователям бросать вызов или даже переопределять социальные границы, особенно те, которые связаны с гендерными ролями. Мужчины, становившиеся жрецами Иштар, известными как гала, иногда принимали небинарные гендерные роли, носили женскую одежду и им разрешалось заниматься гомосексуализмом. Месопотамские общества даже зависели от Иштар как от основного источника пищи – сельского хозяйства. Будучи богиней гроз и защитницей хранилищ, земледельцы молились Иштар о дожде, который помогал поливать их посевы, и просили ее об обильном урожае.

Район храма Эанна и руины зиккурата Иштар (Инанны), Урук, современный Ирак, фотография Кахтана Аль-Абида, через ЮНЕСКО.
Район храма Эанна и руины зиккурата Иштар (Инанны), Урук, современный Ирак, фотография Кахтана Аль-Абида, через ЮНЕСКО.

Будучи одним из самых могущественных и выдающихся божеств месопотамского пантеона, первые цивилизации зависели от Иштар во всём: от политической и социальной структуры до источника пищи и способности к деторождению. Иштар даровала жизнь и смерть первым цивилизациям в истории человечества, а взамен была возведена в высшие эшелоны пантеона и почиталась почти 3000 лет.

Богиня Иштар, Астарта и Афродита

Керамическая статуя Астарты , около 600–480 гг. до н. э., предоставлена ​​Метрополитен-музеем, Нью-Йорк
Керамическая статуя Астарты , около 600–480 гг. до н. э., предоставлена ​​Метрополитен-музеем, Нью-Йорк

В соответствии с ее выдающимся положением в месопотамской культуре, Иштар оказала глубокое влияние на религиозные верования других древних обществ, которые взаимодействовали с месопотамцами. Одной из богинь, на которую Иштар оказала сильное влияние, было божество, известное как «Аштарт» или «Астарта». Как и Иштар, Астарта была в первую очередь богиней сексуальности и войны. Однако сфера ее влияния включала в себя широкий круг тем, включая политическую власть. Астарту также называли «Царицей Небесной», а также утренней и вечерней звездой. Как и у Иштар, одним из основных символов Астарты был лев, и она была тесно связана с планетой Венера. Поклонение Астарте было широко распространено на древнем Ближнем Востоке, и ее почитали такие крупные цивилизации, как сирийцы, финикийцы, хананеи и египтяне.

Бронзовая статуэтка Афродиты , III–I вв. до н. э., из Метрополитен-музея, Нью-Йорк
Бронзовая статуэтка Афродиты , III–I вв. до н. э., из Метрополитен-музея, Нью-Йорк

Другим божеством, на которое богиня Иштар оказала значительное влияние, была греческая богиня любви Афродита. Подобно Астарте, Афродита разделяет роль Иштар как богини любви и плодородия. Афродита также была печально известна тем, что имела множество любовников, и ее ассоциировали с планетой Венера. Хотя Афродите не поклонялись напрямую как богине войны, как Иштар и Астарте, в некоторых греческих городах, особенно в Спарте , ее почитали как богиню-воительницу . Хотя культ Иштар пришел в упадок с падением Персидской империи , первая богиня любви продолжала влиять на религию и культуру древнего мира на протяжении веков.