Что нужно в первую очередь знать о медведе? Главное, он - хищный зверь и вершина пищевой цепи. В природе в сибирских широтах врагов у медведей практически нет, кроме человека и самого медведя. Он всеядный. Недооценивать его нельзя. Это хитрый хищник. Зрение у него слабое, но обоняние прекрасно развито.
Проще говоря, медведь узнает о присутствии человека раньше, чем человек поймет, что зверь рядом. Чаще всего медведь избегает встреч с человеком, и это нормально. Если он и ходит рядом, когда мы собираем ягоды и грибы в лесу, то в большинстве случаев даже не замечаем его присутствия. Зверь может вести себя очень тихо. А новичок в лесу не обратит внимания на свежие следы его пребывания - примятую траву и тропы.
Мое детство прошло в тайге, и поэтому сроду не воспринимала медведя безобидным и добродушным топтыгиным из детских сказок. Вернее, его образ тоже сложился из сказки, но он был гораздо ближе к монстру из страшилки Алексея Толстого "Медведь - липовая нога"
Да, приходилось видеть и добытого медведя, и шкуры его на полах и стенах, и медвежатину пробовать (без особого удовольствия и желания повторить) и то ли подлинных рассказов, то ли баек охотничьих наслушаться о встречах с медведем в тайге.
Удивительное дело, но к поселку они не подходили, как-то завелся шатун, но его быстро ликвидировали. Больше боялись волков. Волчьи стаи бесчинствовали по всей округе, и на них тоже устраивали облавы.
Помню один случай встречи с медведем в тайге на малинниках. Склонна истории доверять, потому что случилась она с друзьями родителей. Отправились они по ягоды в глухие места, на гору со старым пожарищем, всю заросшую кустами малины. Но и бурелома там хватало. В одном месте полезли через завал, глядь, а за ним мишка разлегся. Сытый, дремлет. Женщины заорали, завизжали, ведра побросали и бегом в обратную сторону, а медведь от них с диким ревом рванул в противоположную. Примчались мужчины, Что да как? Осторожно отправились на разведку. А медведь всего-то метров двадцать и пробежал. Оставил густо следы медвежьей "неожиданности" и сдох. Видно, от испуга сердце не выдержало. Говорят, такое с мишками случается.
Ниже отрывок из моего первого романа "Неоконченный романс". В 1970 году в составе экспедиции побывала в Туве. И там, в несусветных таежных дебрях, в заброшенном поселке старателей произошла подобная встреча. В книге, конечно, она привязана к другим событиям. Но места и обстоятельства очень похожи)))))
Читайте:
"....Лучи солнца преломились в радугу. Многоцветное коромысло зависло на фоне темных туч, торопливо скатывавшихся к востоку. Алексей проследил за взглядом Лены и, воткнув топор в полено, присел на соседнее, закурил.
– Я слышал, местные жители верят, что радуга – это ворота в рай. Правда, рай у них свой, почти земной: соболя много, белки, олешки жирные бегают, а вместо строгого апостола – медведь. Тут его особо почитают, дедушкой да батюшкой называют, а еще хозяином...
....Внезапно спокойно лежавший на крыльце Рогдай вскочил на лапы, взволнованно втянул воздух. На холке лайки вздыбилась шерсть. По бывшей улице поселка, легкий на помине, брел его величество – истинный барин тайги, Михаил Потапович Топтыгин! Огромный медведище то и дело безмятежно останавливался, мордой или лапой отваливал камни, вылизывал под ними личинок муравьев. Ветер дул с его стороны, и зверь до поры до времени не замечал опасности.
Алексей схватил Рогдая, прижал к себе. Максим Максимович, присев на колено, снимал зверя видеокамерой. Словно завороженная, Лена застыла на крыльце с грязным веником в руках. Медведь продолжал пробираться сквозь кустарник, низко опущенная голова покачивалась из стороны в сторону: ему было лень поднять ее и посмотреть вперед. Ничего не подозревая, зверь прошел совсем близко от людей, остановился метрах в десяти от них, разгреб лапами мох под деревом, подобрал языком корешок, похрустел зубами, заглянул в пустоту под камнем, поднял голову да так и замер от неожиданности.
– С нами щи хлебать! – крикнул во всю глотку Алексей и оглушительно свистнул.
Зверь рявкнул и подскочил на месте. Увидев вблизи людей, он с перепугу метнулся назад, затем бросился, не разбирая дороги, сквозь заросли ивняка и во всю прыть понесся вверх по гребню.
Рогдай вырвался из рук Алексея, и тот еле успел схватить его за ошейник. Пес завертелся юлой и протащил его метра три по двору.
Медведь скрылся тем временем за увалом, но еще долго доносился из-за горы его панический рев:
«Ух, ух, ух!..»
Нынешняя осень в Хакасии и на юге Красноярского края богата не только на природные катаклизмы: короткое лето, ранняя осень, похоже, еще более ранняя зима, но, воистину, на еще одно бедствие: медведи.
По словам жителей небольшого города Абаза, что расположен в тайге в предгорьях Саян, заграничный миф о том, в что в России по улицам бродят медведи и пьют водку, скоро перестанет быть мифом. По крайне мере, в первой его части, поскольку бурые ребята с августа появляются здесь как среди ночи, так и среди бела дня, и даже не по одному, а бродят уже целыми шайками, пугая местное население. Причем легко переплывают бурную и довольно широкую реку Абакан, чтобы добраться до города.
Впрочем, бедокурят косолапые и в других местах Таштыпского района, и в Аскизском, и в Ширинском, и в Орджоникидзевском районах - там, где тайга начинается за огородами поселений.
Да чего говорить, даже вблизи пос. Майна недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС выходят к людям. Заблудшего медвежонка, говорят, поймали и отправили в тайгу.
При этом хищники не вступают в конфликт друг с другом, даже если самцы оказываются на одной территории. Они попросту привыкли пересекаться между собой на одних и тех же тропах и научились действовать сообща. Главное – найти пропитание, а конкуренция за территорию отошла на второй план, что, однако, не мешает им заводить потомство и активно размножаться каждый год. Похоже, бурые хищники начали строить свою цивилизацию параллельно с человеком.
В Минприроды Хакасии объясняют, мол, в тайге довольно корма, но косолапого привлекает более легкая и доступная добыча: урожай в огородах и на дачных участках, скот в деревнях.
В одном из чатов некая дама с негодованием писала, вот чего мишкам не хватает: полно в лесу грибов и ягод. Идешь и ногами давишь. На самом деле, это так и не так.
Чтобы залечь в берлогу медведю нужно накопить достаточное количество подкожного жира. Но сколько бы он ни жрал грибы, овощи с дачных участков, рябину и прочие ягоды, жира с них не накопит. Для этого нужны кедровые орехи и мясо.
Сотрудники Саяно-Шушенского заповедника еще по лету, не в пример Минприроды, сообщали, что ореха в этом году уродилось мало, а вот медведей расплодилось много.
Зверя отслеживают с помощью тепловизоров и квадрокоптеров. Охотники говорят, медведи, которых они видели - худые. Местные жители тоже подтверждают, в тайге нынче нет ни орехов, ни ягоды. Полагают из-за дождливого лета и холода.
В 2024 году бурого медведя в Хакасии насчитали аж около 1,8 тысячи особей. А в нынешнем году их число перевалило за 2 тысячи. Естественно, звери начинают наступать на территорию человека все активнее и бесстрашнее, объедают поля и огороды, нападают на домашний скот, разоряют пасеки, и периодически нападают на человека.
Приходится вводить охранительные меры: создавать группы из сотрудников полиции, МЧС, охотников, которые патрулируют места возможного появления хищников в таежной и подтаежной зоне. Только в Хакасии буквально за месяц был ликвидирован 21 хищник.
Охота на него открыта с 1 августа по 31 декабря, однако нормативы давно не выполняются, промысел не приносит выгоды, затраты не окупаются, отсюда и спад интереса к бурым хищникам. Всего на общедоступные охотничьи угодья охотникам выдано более 200 разрешений. Но охотнику нужно заплатить госпошлину (650 рублей) и специальный сбор (3 тысячи рублей), а также рассчитать количество боеприпасов, приманку и прочие расходы во время общения с дикой природой. А это тоже немалая сумма.
Мало того, мясо медведя большей частью несъедобно. Трихинеллез - главный бич хищников. Если ветеринар найдет паразитов в туше, ее просто-напросто сожгут, впрочем, как и шкуру, а охотник остается с носом. Да и шкуру здорового медведя не так-то просто продать. Максимальная цена её где-то тысяч 50. Но интерес к таким трофеям проявляли ценители в XIX-XX веках, сейчас же спрос на медвежьи шкуры в России невысок,
Все это дают медведям карт-бланш на активное размножение. Бурые хищники начинают пробираться в населенные пункты, крупные города, где их ждут мусорные свалки на окраинах, вкусные собаки, ароматы заведений общепита и нерадивые туристы, которые готовы на трассах, ведущих в города и села, подкармливать хищников и сетовать на камеру "как голодны, бедняжки", после чего те уже не уходят с хлебной точки, начиная вести требовательно и нагло. Это зачастую заканчивается отстрелом опасного хищника. К сожалению, многие граждане до сих пор не могут этого понять.
Ниже еще один отрывок. Он о реальных событиях, рассказанных мне старыми охотниками, но вложенный в уста сотрудницы горнотаежной биостанции.
На фото метеостанция "Оленья речка" в самом, что ни есть центре Азиатского материка, прототип биостанции.
"....– Елена Васильевна, в прошлый раз вы хотели о медведях мне рассказать, – попросила Лена, дослушав о болезнях соболя.
Коротницкая задумчиво глянула на собеседницу:
– Если обещала, значит, расскажу. – Она кивнула на окно, к которому почти вплотную подступили мрачные ели. – Сейчас в тайге опасно. Медведи из берлоги вышли, а из корма – только черемша да дудка, вот и бродят они, злющие от голода. Это он в клетке смирный, и то, когда сыт. А ты попробуй с ним на воле встретиться, и не дай бог, если с мамашей и детенышем, тогда пощады не жди. Медведица мать любящая, за ребенка, не задумываясь, на смерть пойдет. Лет двадцать назад у нас в экспедиции случай был: огромного медведя самка насмерть забила за то, что он ее медвежонка сожрал.
– Выходит, они собственного детеныша способны съесть? – удивилась Лена.
– На нем же не написано, чей он, а для самцов они первейшее лакомство. Поэтому и рожает медведица раз в два года. Пестует малыша до тех пор, пока он будет в состоянии за себя постоять или хотя бы убежать. – Елена Васильевна отпила чай. - Послушай о знаменитой «медвежьей катастрофе», что у нас в шестьдесят втором году случилась. В шестьдесят первом не уродились кедровые орехи, от этого вымерли кедровки, бурундуки. Медведь-то сам шишку не добывает, а любит по осени чужими запасами поживиться, поэтому в зиму лег плохо, голодным, и вышел рано, еще снег не сошел. Молодняка тогда много погибло.
В шестьдесят втором опять неурожай. Орех вызрел только местами, опал рано и как-то сразу. Зато рябины уродилось вдоволь, за всю жизнь такого обилия ягод не встречала! Вот медведи на нее и набросились, предпочли пихтовой хвое. А она жиру не дает. Звери тогда вовсе не смогли залечь в берлоги и стали спускаться с гор. Страшнее зверя, чем голодный шатун, в тайге нет! В ту зиму они давили друг друга, нападали на людей. В Привольном двоих медведи убили, нескольких покалечили. На биостанции тоже пришлось отбивать настоящую атаку. Шестеро оголодавших зверюг взломали ограду в маральем питомнике. Пришлось всех пристрелить. Спать, бывало, ложились – и карабин рядом заряженный. – Елена Васильевна потянулась к шкафу, достала альбом с фотографиями. – Когда медведи стали губить людей, собрали мы группу охотников и на моторке поднялись по Казыгашу – искать бродячих хищников и уничтожать их. Вот смотри, на этой фотографии нас семь человек.
– А вы единственная женщина, и не страшно было? – потрясенно спросила Лена.
– Естественно, страшно, особенно ночью, когда слышишь жуткий рев и как он ворочается в валежнике. Мы в тот раз больше десятка шатунов уничтожили. – Она захлопнула альбом, положила его на место. – Тут в ста километрах от нас раньше зимовье было, Шайдак называлось. Зимой охотники жили, летом – рыбаки. Интересный случай там произошел. Подошли на моторке к берегу, смотрим, весь берег в медвежьих следах. Людей – ни души! Хорошо, если успели убежать, а вдруг хуже? – Елена Васильевна перевела дух. – Как вспомню, до сих пор страх разбирает. Парень один, наш зоотехник, молодой совсем, вылез на берег и пошел по следу. Только приблизился к одной из избушек, а на него через развешенную рыбачью сеть – медведь. От неожиданности парень прыгнул в реку, поскользнулся на камнях и выстрелил в воздух. А шатун запутался в сетях, ревет белугой, изо рта пена от дикой ярости. Пришлось пристрелить его. Смеемся, шутим над парнем, подходим к жилой избе. Я убрала кол, который дверь подпирал, открыла ее, и, представляешь, на полу, среди рассыпанной посуды – другой. Пасть ощерил и как рявкнет! Как я успела дверь захлопнуть и кол приставить на место, не знаю. Мужики потом говорили, что не у одного в штанах сырость завелась.
– Елена Васильевна засмеялась. – Сейчас вроде смешно, а тогда не до смеха было! Оказывается, шайка медведей захватила Шайдак. К счастью, рыбаки успели вовремя уйти. Один из хищников разворотил потолок избы и пролез в нее. Сожрал ведро сахара, вырвал из окна раму, выбросил на улицу радиоприемник и улегся отдыхать. Второй завладел шалашом из коры. В нем хранились две бочки мяса. Разломал их, наелся, отбил атаки друзей по несчастью и поселился в стойбище охранять добычу. Обиженные пытались взломать ледник с рыбой, но напрасно. Досталось им лишь два ведра с рыбьими кишками да головами. Так потом одно нашли километрах в трех от стана, на тропе, все изгрызенное, измятое, разорванное пополам. Наверно, воришка затолкал в него морду, пытался вылизать дно и долго потом не мог избавиться от такого намордника..."
Недавно в Красноярском крае медведица не испугалась ни людей, ни тяжелой техники. Вышла к бригаде, ремонтировавшей в тайге участок трассы.
Причем маленький еще медвежонок дожидался ее на обочине в сугробе. Вела она себя неагрессивно, люди успели спрятаться в кабинах самосвалов. Но о чем все-таки стоит задуматься. В тайге уже выпал снег. И глубокий. Подножный корм уже не добыть, а медведица с дитем еще не залегли в берлогу. Значит, не нагуляли жир.
Самое печальное, что малыш наверняка погибнет, мохнатая мамка превратиться в шатуна, или погибнет в тайге от голода или нападения волков, или от пули охотника, если повадится грабить людей.
Вот такая медвежья "се ля ви" получается!
Ну, и чтобы уж не совсем печально закончить, анекдот в тему:
"Приехал важный чиновник на охоту на медведя. Джип - Хаммер, камуфляж, супер навороченная "Сайга" с оптическим прицелом ночного виденья... Заходит в лес, навстречу мужичок в ичигах, в ушанке, в телогрейке - типичный деревенский мужик.
Мужик: - О, мил человек, куда путь держишь?
Чиновник: - На медведя!
Мужик: - Да неблагодарное это занятие... Медведь - ХОЗЯИН! На него мой дед с рогатиной ходил, отец с рогатиной ходил...
Чиновник: - Да ты смотри! Карабин! "Сайга" - хоть слона вали... Оптика, пули со стальным сердечником...
И уходит в лес.
Мужик:- Да, (затягивается махоркой) лучше в тайгу сейчас вообще не ходить... У медведя теперь не только две рогатины, но и карабин будет..."
......