Найти в Дзене

Почему я не «подтягиваю по школьной программе»: Философия обучения

Ко мне часто обращаются с просьбой, которая звучит примерно так: «Нам нужно помочь с химией, сын не понимает последнюю тему и завтра контрольная. А еще по биологии скоро ВПР, надо бы «натаскать»». Это стандартный запрос, рожденный школьной системой. И я почти всегда отказываю таким клиентам. Это не высокомерие. Это профессиональная честность и забота о деньгах родителей и будущем их детей. Я не оказываю услугу «поддержки по школьной программе», потому что моя цель — дать прочные, системные знания. А эти два подхода несовместимы. Позвольте объяснить, почему. Школьная программа — это усредненный, стандартизированный маршрут, рассчитанный на 30 человек в классе. Она не учитывает ни темп, ни тип мышления, ни, что самое главное, фундаментальные пробелы конкретного ученика. Заниматься с одним учеником, но по этой же общей программе — это все равно что купить костюм для массового пошива и нанять личного портного, чтобы тот просто подержал его, пока вы пытаетесь в него влезть. Это неэффективно
Оглавление

Ко мне часто обращаются с просьбой, которая звучит примерно так: «Нам нужно помочь с химией, сын не понимает последнюю тему и завтра контрольная. А еще по биологии скоро ВПР, надо бы «натаскать»». Это стандартный запрос, рожденный школьной системой. И я почти всегда отказываю таким клиентам.

Это не высокомерие. Это профессиональная честность и забота о деньгах родителей и будущем их детей. Я не оказываю услугу «поддержки по школьной программе», потому что моя цель — дать прочные, системные знания. А эти два подхода несовместимы. Позвольте объяснить, почему.

Аргумент 1: Индивидуальное обучение по общей программе — это абсурд

Школьная программа — это усредненный, стандартизированный маршрут, рассчитанный на 30 человек в классе. Она не учитывает ни темп, ни тип мышления, ни, что самое главное, фундаментальные пробелы конкретного ученика.

Заниматься с одним учеником, но по этой же общей программе — это все равно что купить костюм для массового пошива и нанять личного портного, чтобы тот просто подержал его, пока вы пытаетесь в него влезть. Это неэффективно.

Задача индивидуального обучения — создать персональную программу, которая начинается не с §15 текущего учебника, а с той точки, где у ученика оборвалось понимание. Моя работа — найти эту точку и выстроить от нее новый, прочный мост к знаниям.

Аргумент 2: Биология и химия — разные миры, требующие разных подходов

Следовать единой логике «прохождения тем» в биологии и химии — это грубейшая методическая ошибка. Эти науки строятся по-разному.

Биология — это система иерархий. Нельзя понять, как работает экосистема (лес), не поняв, как устроен организм (дерево). Нельзя понять организм, не зная, как функционирует клетка. А работа клетки непонятна без знания химии органических молекул. Знания в биологии надстраиваются друг на друга, как этажи в здании. Пропустил один этаж — все, что выше, будет висеть в воздухе.

  • Мой подход к биологии: Мы ищем пропущенный «этаж». Часто проблемы с генетикой в 10-м классе кроются в непонимании мейоза из 8-го. Мы возвращаемся, строим этот этаж, и только потом идем выше.

Химия — это система моделей и абстракций. Фундамент здесь — это не столько предыдущая тема, сколько правильная ментальная модель. Если ученик не понял на глубинном уровне, что такое электронная орбиталь, валентность и степень окисления, для него вся дальнейшая химия превратится в хаотичный набор формул и реакций, которые нужно зубрить. Он будет пытаться запомнить то, чего не понимает.

  • Мой подход к химии: Мы ищем дефект в базовой «модели» мира в голове ученика. Мы разбираем строение атома не на уровне школьного параграфа, а до тех пор, пока оно не станет для него интуитивно понятным. Мы чиним его «оптику», через которую он смотрит на все химические процессы.

Вывод: Как можно применять одну и ту же школьную программу к ученику, у которого в биологии пропущен этаж, а в химии — треснула линза? Это невозможно.

Аргумент 3: Я отказываюсь продавать зависимость

Репетитор, который просто помогает с домашним заданием и готовит к завтрашней контрольной, оказывает «медвежью услугу». Он создает у ученика и родителей иллюзию решения проблемы, но на самом деле формирует зависимость. Ученик привыкает, что всегда есть «костыль», на который можно опереться. Проблема не решается, она просто откладывается, а деньги родителей тратятся на бесконечную «аренду костылей».

Я не беру в работу учеников, которым нужна такая поддержка, потому что это нечестно.

Моя цель — интеллектуальная автономия. Я работаю так, чтобы через определенное время стать ученику ненужным. Я не даю ему рыбу, я учу его рыбачить. Мы строим фундамент, развиваем логику и критическое мышление. И в какой-то момент ученик обнаруживает, что может понять новый параграф сам. Что может решить задачу, которую раньше не видел.

Это и есть прочные знания. Это то, что остается после всех контрольных и экзаменов. И это единственная услуга, за которую, я считаю, стоит платить.

Поэтому мой отказ — это не прихоть, а гарантия качества. Я берусь за работу только с теми, кто готов инвестировать не в сиюминутные оценки, а в реальное понимание и долгосрочный результат.