«Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21-310 состоится в ближайшее время», — заявил министр промышленности и торговли Антон Алиханов. При этом, по его словам, самолёт «проходит проверки в летно-испытательном комплексе».
Звучит уверенно. Но только до тех пор, пока не вспомнишь, что ещё в марте этого же года тот же Алиханов в интервью ТАСС обещал:
«Первый полёт 100% российского МС-21 — в конце июня — начале июля».
А всего год назад и министр (тогда ещё Денис Мантуров), и глава «Ростеха» Сергей Чемезов единодушно называли август 2024 года как дату исторического взлёта .
Таким образом, за год сроки сдвинулись трижды — с августа 2024-го на июль 2025-го, а теперь и вовсе растворились в расплывчатом «ближайшем времени».
Где самолёт? Где деньги?
На деле, как сообщается в официальном Telegram-канале Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), полностью российский МС-21-310 в тот момент находился на наземных испытаниях в летно-испытательном подразделении Иркутского авиационного завода. То есть — ещё не летал. А летные испытания проходил лишь частично импортозамещённый вариант, оснащённый всё ещё иностранными компонентами.
Но самое тревожное — бюджетная реальность. Как показывает анализ, в федеральном бюджете на 2025–2027 годы резко сокращены ассигнования на господдержку авиапрома. В частности, средства на субсидирование покупки отечественных лайнеров, включая МС-21, перенесены на 2028 год.
Это не просто перераспределение — это сигнал. Если государство не готово финансировать продажи самолётов до 2028 года, то и массовый выпуск МС-21-310 вряд ли начнётся раньше этой даты. Обещания о сертификации «до конца 2026 года» выглядят сегодня как формальное выполнение плана — без реального обеспечения.
Те же лица — те же ошибки
Особую горечь вызывает другое. Люди, ответственные за десятилетний упадок отечественного авиастроения, сегодня возглавляют его «импортозамещающее возрождение».
Напомним: в 2010–2020-х годах российские авиакомпании массово закупали Boeing и Airbus, а отечественные программы — Ту-204, Ил-96, Суперджет — системно недофинансировались, сдавались в аренду за бесценок или просто простаивали. Решения принимали те же структуры, что и сегодня курируют МС-21: Минпромторг, «Ростех», ОАК.
Никто не понёс ответственности. Никто не ушёл в отставку. Более того — многие из тех, кто допустил технологическую зависимость от Запада, теперь получают ордена «за вклад в импортозамещение».
Как отмечает «Тема.Главное», в условиях, когда ключевые узлы — от композитных крыльев до авионики — до сих пор не полностью локализованы, а цепочки кооперации фрагментарны, любые заявления о «100% российском самолёте» носят скорее политический, чем технический характер.
Не «возрождение», а имитация
МС-21 — проект с огромным потенциалом. Его разработка началась ещё в 2007 году. Но вместо системной поддержки, концентрации ресурсов и честного признания трудностей, мы получаем ежегодные переносы сроков, красивые фото на фоне самолётов и обещания «в ближайшее время».
Если страна всерьёз хочет независимого авиапрома, нужны не лозунги, а ответственность, финансирование и кадровые решения. Пока же мы наблюдаем классическую советскую картину наоборот: план — есть, исполнения — нет, а виноватых — не найти.
И «ближайшее время» снова отодвигается — на неопределённый срок.