Найти в Дзене
Apple SPb Event

Каждый пятый американский школьник заводил «романтические отношения» с ИИ

Почти каждый пятый старшеклассник в США признался, что он или его знакомый использовал искусственный интеллект для «романтических отношений». Такие данные приводит отчёт Центра демократии и технологий, который провёл масштабный опрос среди школьников, родителей и учителей. Исследование, охватившее 1000 старшеклассников, 1000 родителей и около 800 преподавателей государственных школ, показывает, насколько глубоко ИИ проник в жизнь подростков — от учёбы до личных переживаний. Эксперты предупреждают, что это уже не просто технологический тренд, а новая форма эмоциональной зависимости.

Согласно данным отчёта, 42% школьников признались, что используют ИИ как друга, собеседника или источник психологической поддержки, а 16% общаются с чат-ботами каждый день. Более трети подростков сказали, что им проще говорить с ИИ, чем с родителями, а 43% обращались к нему за советами о личных отношениях. При этом две трети родителей признались, что не знают, как именно их дети используют такие технологии.

«Ученики должны понимать, что они разговаривают не с человеком, а с инструментом, у которого есть ограничения», — подчеркнула в интервью Элизабет Лэрд, директор Центра демократии и технологий и соавтор исследования.

По её словам, уровень «ИИ-грамотности», который получают школьники, крайне низок, и большинство из них не осознают возможных рисков.

Многие школы внедряют искусственный интеллект в образовательные программы, надеясь повысить цифровую компетентность учеников, но в действительности это нередко приводит к обратному эффекту. По данным отчёта, 86% школьников и 85% учителей использовали ИИ в прошлом учебном году, однако чем активнее школы продвигают такие инструменты, тем чаще подростки применяют их в личных целях — для общения, поддержки и даже романтических контактов.

Терапевты предупреждают, что чат-боты могут усиливать тревожность и депрессию, а в некоторых случаях давать опасные советы. Известны случаи, когда ИИ объяснял, как причинить себе вред или скрывать расстройства питания. В ряде трагических эпизодов подростки покончили с собой после того, как установили эмоциональную связь с чат-ботом.

Исследование также выявило рост злоупотреблений технологией: 36% школьников сообщили, что слышали о дипфейках одноклассников, созданных за последний год, включая созданные интимные изображения без согласия. Двенадцать процентов знают о конкретных случаях, когда ИИ напрямую использовался для таких целей.

«Эта технология стала новым инструментом для сексуальных домогательств и травли, — отметила Лэрд. — Она лишь усилила то, что уже давно было проблемой».

В целом исследование показывает, что поколение школьников растёт в эпоху, когда граница между человеком и машиной становится всё менее различимой. И пока технологии развиваются стремительно, общество не успевает научить подростков, где заканчивается цифровое общение и начинается реальная жизнь.

Ещё по теме: