Найти в Дзене

«Как игра помогает худеть»: мой опыт геймификации профилактики ожирения у детей

Здравствуйте! Я — Юлия Самойлова, эндокринолог, профессор, доктор медицинских наук.
Последние годы я много работаю с темой профилактики ожирения у детей. И один из самых эффективных инструментов, который мы изучали, — геймификация. Если проще: использовать игровые механики там, где обычно «скучно» — в питании и физической активности. Детям и подросткам сложно «держать режим» ради абстрактного здоровья в будущем. Игра даёт быструю обратную связь и маленькие победы: очки, уровни, значки, челленджи с друзьями. Это повышает мотивацию, а мотивация — первый шаг к стабильным привычкам. Когда в программу добавляют игровые элементы, дети чаще двигаются, меньше сидят за экраном без движения и чуть осознаннее относятся к еде. В исследованиях фиксируется улучшение поведенческих показателей и факторов риска, связанных с набором веса. Важно: геймификация — не волшебная таблетка, а усилитель правильной среды. Запреты работают плохо. Лучше — правила игры: Если вам интересны такие практические форма
Оглавление

Здравствуйте! Я — Юлия Самойлова, эндокринолог, профессор, доктор медицинских наук.

Последние годы я много работаю с темой
профилактики ожирения у детей. И один из самых эффективных инструментов, который мы изучали, — геймификация. Если проще: использовать игровые механики там, где обычно «скучно» — в питании и физической активности.

Почему это работает

Детям и подросткам сложно «держать режим» ради абстрактного здоровья в будущем. Игра даёт быструю обратную связь и маленькие победы: очки, уровни, значки, челленджи с друзьями. Это повышает мотивацию, а мотивация — первый шаг к стабильным привычкам.

Какие игровые приёмы помогают чаще всего

  • Дневные квесты: «10 000 шагов», «овощи в два приёма пищи».
  • Уровни и награды: за 7 дней без сладкой газировки — новый «ранг».
  • Командные челленджи: класс/семья соревнуются по сумме шагов.
  • Прозрачные метрики: ребёнок видит прогресс в шагах, сне, воде.

Что мы видим на практике

Когда в программу добавляют игровые элементы, дети чаще двигаются, меньше сидят за экраном без движения и чуть осознаннее относятся к еде. В исследованиях фиксируется улучшение поведенческих показателей и факторов риска, связанных с набором веса. Важно: геймификация — не волшебная таблетка, а усилитель правильной среды.

Как запустить это дома — три простых шага

  1. Оцифруйте цель. Поставьте счётчик шагов/минут активности и цель на неделю.
  2. Сделайте игру короткой. 7 дней — один «сезон» с призом (не едой).
  3. Играйте вместе. Когда участвуют родители, вовлечённость выше.

А что со сладким и гаджетами?

Запреты работают плохо. Лучше — правила игры:

  • сладкое — «по билету» раз в неделю, билет за 5 дней целей;
  • экран — только после «активных очков» (прогулка, велосипед, плавание).

    Игровая рамка снижает сопротивление и формирует ощущение выбора.

Важные оговорки врача

  • Игра должна быть безопасной: шаги — да, изнуряющие тренировки — нет.
  • Никаких унижений и «наказаний весами». Только позитивная обратная связь.
  • При любых медицинских состояниях — согласуйте цели с врачом.

Если вам интересны такие практические форматы — пишите в комментариях, какие «квесты» работают у ваших детей. В следующем тексте разберём, как подключить школу и превратить класс в команду здоровья.

Юлия Самойлова, д.м.н., профессор, эндокринолог

Источник исследования, на которое я опираюсь: «Профилактическая медицина» — «Геймификация как метод профилактики ожирения у детей» (Самойлова Ю.Г. и соавт., 2022).