Найти в Дзене
Советский экран

Он так и не смог уйти от жены, хотя до старости любил другую. А когда обеих не стало, в 70 лет нашел счастье с женой друга. Ростислав Плятт

Оглавление

Есть голоса, которые становятся чем-то большим, чем просто звук. Они становятся символом времени, его звуковым портретом.

И если бы у советской эпохи был такой голос, то это был бы, без всяких сомнений, обволакивающий и мудрый баритон Ростислава Плятта.

Для целых поколений людей именно этот неповторимый, вселяющий доверие тембр стал родным и узнаваемым.

Он был не просто выдающимся актером, но и настоящим виртуозом озвучивания, который подарил жизнь более чем полутора сотням персонажей в кино и в бесчисленных радиопостановках.

И хотя прошло уже больше тридцати лет с момента его ухода, кажется, что он никуда и не уходил.

Его герои все так же рядом, а его голос все так же доносится до нас, будто голос старого друга, который тихо напоминает, что такое истинный и неподвластный времени талант.

История этого великого артиста началась 13 декабря 1908 года в солнечном Ростове-на-Дону.

Его ранние годы были наполнены теплом и светом интеллигентного дома: отец, Иван Иосифович Плят, был преуспевающим адвокатом, а самого мальчика, отдавая дань польским корням, в семье ласково называли Ясиком.

Увы, этот светлый и безмятежный период оборвался слишком рано — в дом пришла трагедия, когда не стало его матери.

Вскоре после этого тяжелого события отец принял решение перебраться в Москву.

Там он женился во второй раз, и, к счастью, его новая жена оказалась женщиной большой души — для маленького Ростислава она стала не формальной мачехой, а по-настоящему родной и любящей второй мамой.

Театр манил его с самого детства, был его навязчивой идеей, его мечтой.

И как только подошло время получать первый в жизни паспорт, юный Ростислав пошел на шаг, который очень точно его охарактеризовал.

Он не стал ждать, пока судьба или режиссеры создадут ему имя, он сделал это сам.

Он внес в документ судьбоносные изменения: к фамилии Плят добавил вторую букву «т», сделав ее более весомой.

А простонародное отчество «Иванович» он заменил на куда более изысканное и благородное «Янович».

Можно сказать, что именно в тот момент, еще будучи совсем молодым человеком, он собственными руками выковал свой будущий сценический псевдоним, свой бренд, который вскоре узнает вся страна, — Ростислав Янович Плятт.

Мастер сцены и экрана

Первые шаги на сцену были сделаны в школьном драмкружке под руководством актера МХАТа Владимира Лебедева.

Но событием, которое по-настоящему определило всю его дальнейшую жизнь, стало знакомство с великим режиссером Юрием Завадским.

Именно наметанный глаз мастера сумел разглядеть в юноше тот самый дар, ту божественную искру таланта.

Завадский сначала взял его под свое крыло в студию, а потом, без колебаний, ввел в труппу Театра имени Моссовета.

И этому театру, этим подмосткам Ростислав Янович отдал более сорока лет своей творческой жизни, став их неотъемлемой частью и играя на одной сцене с такими титанами, как великая и неподражаемая Фаина Раневская и несравненная Вера Марецкая.

"Жених с того света"
"Жених с того света"

Билетом в мир большого кино для него стала очень заметная и характерная роль — он сыграл обаятельного геолога и закоренелого холостяка в легендарной комедии «Подкидыш».

Дебют вышел настолько удачным, что его сразу заметили.

За этой первой удачей последовала целая галерея разноплановых персонажей, которых он с блеском воплощал в картинах, любимых миллионами: достаточно вспомнить «Слон и верёвочка», «Безумный день» или «Лёгкая жизнь».

Но, пожалуй, главным его кинематографическим триумфом, ролью, которая обессмертила его имя для всех последующих поколений, стал образ пастора Шлага в телевизионной эпопее «Семнадцать мгновений весны».

Созданный им персонаж — умный, с тонкой иронией и глубочайшим гуманизмом — оказался настолько точным и пронзительным, что превратился в настоящую визитную карточку великого артиста.

Вот что интересно: несмотря на оглушительную популярность и всенародную любовь, в его фильмографии преобладали роли второго плана, а то и вовсе крошечные эпизоды.

Казалось бы, повод для творческой неудовлетворенности? Только не для него.

Сам Ростислав Янович абсолютно не страдал от этого, а наоборот, с полной искренностью называл себя профессиональным счастливчиком.

И секрет этого мироощущения был прост и понятен: его востребованность в театре и в кино была настолько высока, что он мог позволить себе поистине королевскую роскошь, особенно для тех времен, — выбирать.

Он брался только за те роли и тот материал, которые по-настоящему трогали его сердце.

Плятт по праву носил титул «короля эпизода», ведь он был из тех редких мастеров, кто за пару-тройку минут на экране мог создать настолько объемный и живой образ, на который другим не хватало и двух часов.

Отдельным бриллиантом в его коллекции киноролей стала блистательная работа в острой сатирической комедии «Жених с того света».

Там он гениально сыграл начальника КУКУ Петухова, создав эталонный образ непробиваемого советского бюрократа.

Финальным же его появлением в кино стала роль легендарного скрипичных дел мастера Амати в многосерийном детективе «Визит к Минотавру».

К тому моменту актеру было уже 79, и эти съемки были не просто очередной работой, а самым настоящим подвигом во имя искусства.

Ростислав Янович уже не мог самостоятельно передвигаться из-за тяжелого недуга.

На съемочную площадку его привозили в инвалидном кресле.

Но как только раздавалась режиссерская команда: «Мотор!», — свершалось невероятное.

Артист преображался, словно забывая о своей физической немощи, и являл всем присутствующим чудо несгибаемой силы творческого духа.

Талант Ростислава Плятта был настолько многогранен и глубок, что ему было тесно в границах одной лишь сцены или кинокадра.

Существовала еще одна вселенная, где он был абсолютным королем, — это радиотеатр.

Работа у микрофона стала его подлинной страстью, любовью на всю жизнь, ведь именно там его магический голос мог создавать целые миры, видимые лишь силой воображения.

Конечно, такая самоотдача и высочайший профессионализм не могли остаться незамеченными.

Страна по достоинству оценила его вклад в искусство, и еще в 1961 году ему было присвоено самое почетное для любого артиста звание — народного артиста СССР.

Драмы личной жизни

Все, кто знал Ростислава Яновича не только по ролям, но и в жизни, как один говорят о его невероятной доброте и отзывчивости.

Он был человеком поразительной душевной широты, из той редкой категории людей, кто просто физически не умел отказывать в помощи.

И не имело значения, о чем шла речь: перехватить немного денег до получки или же использовать свое громкое имя и авторитет, чтобы «выбить» квартиру для молодого коллеги.

Кстати, именно его активное участие и хлопоты помогли в свое время обрести собственное жилье в столице таким актрисам, как Ирина Муравьева и Ия Саввина.

Однако было бы ошибкой считать его мягкотелым добряком.

За этой внешней уступчивостью и готовностью помочь скрывался твердый характер и несгибаемый внутренний стержень.

Он никому и никогда не позволял садиться себе на шею.

Его внешняя солидность и стать порой вводили в заблуждение, ведь за этим аристократичным фасадом скрывался большой озорник и любитель хороших розыгрышей.

При всей своей любви к шуткам, он был настоящим образцом элегантности и безупречного вкуса.

Ростислав Янович свято верил в то, что артист не имеет права появляться на публике в небрежном виде.

Важным и узнаваемым элементом его образа со временем стала элегантная трость, которую он носил не по необходимости, а как знак безграничного восхищения и преклонения перед гением Василия Качалова.

Пожалуй, Плятт был одним из тех немногих, о ком можно было с полным правом сказать чеховскими словами: в этом человеке все было прекрасно.

Первой его женой и большой страстью была невероятно красивая актриса Нина Бутова.

Это была женщина-фейерверк, яркая и эффектная, но при этом абсолютно не приспособленная к семейному быту, капризная и далекая от рутинных домашних дел.

Но Ростислав Янович был так сильно влюблен, что буквально обожал ее и закрывал глаза на все ее недостатки.

И в это же самое время, на заре карьеры, судьба свела его с другой удивительной женщиной — Верой Марецкой, супругой его учителя Юрия Завадского.

Вера Марецкая и Ростислав Плятт
Вера Марецкая и Ростислав Плятт

Казалось, сама профессиональная жизнь толкала их в объятия друг друга.

Бесконечные совместные репетиции, работа у микрофона над одними и теми же радиоспектаклями, съемки в одних фильмах...

Они проводили вместе огромное количество времени: репетировали до глубокой ночи, делили на двоих одну гримерку, вместе ездили на гастроли и отдыхали.

Такая глубокая творческая и человеческая близость, такое родство душ неминуемо должны были перерасти во что-то гораздо более серьезное.

Его жена Нина, конечно же, все чувствовала и устраивала ему сцены ревности.

Она прибегала к самому страшному шантажу, угрожая покончить с собой, если он только заикнется об уходе.

И Плятт разрывался на части между огромной любовью к одной женщине и мучительным чувством ответственности перед другой.

Он так и не смог сделать этот выбор, решиться на главный шаг в своей жизни.

Шли годы, пролетали десятилетия.

Только после ухода из жизни Завадского, когда, как ему казалось, он освободился от всех моральных обязательств, Ростислав Янович наконец решился и предложил Вере стать его женой.

Но она, грустно улыбнувшись, отказала. Их время, по ее словам, было безвозвратно упущено.

А затем судьба, словно решив довершить драму, нанесла ему два страшных удара, один за другим.

В течение одного года он потерял обеих женщин, которые определяли его жизнь.

Сначала не стало его жены Нины, а очень скоро вслед за ней ушла и Вера.

В свои семьдесят лет Ростислав Плятт остался совершенно один, в звенящей, оглушительной пустоте.

Своих детей у него так и не появилось, и чувство тотального одиночества начало его буквально съедать.

Но провидение, будто сжалившись над ним, подарило ему еще одну, последнюю возможность обрести покой.

Его новой спутницей стала Людмила Маратова, сотрудница радиокомитета, которой на тот момент было 50 лет.

Их отношения с Людмилой тоже были непростыми и имели свой драматический подтекст.

Людмила
Людмила

Дело в том, что она была женой его хорошего друга, легендарного радиоведущего Николая Литвинова.

Само собой, после того как их роман стал явным, многолетняя мужская дружба прекратилась.

С Людмилой Маратовой Ростислав Янович провел десять счастливых лет своей жизни, обретя в ней заботу и поддержку.

И тем не менее, даже в этом позднем союзе незримой тенью всегда оставалась Вера Марецкая.

В разговорах с самыми близкими друзьями он до конца своих дней постоянно, с огромной теплотой и нежностью, мыслями возвращался именно к ней, к своей главной и несбывшейся любви.

Последний акт

Он играл в своем родном театре до последнего, до тех пор, пока у него хватало физических сил.

Даже после тяжелейшего перелома шейки бедра, превозмогая боль, он находил в себе мужество выходить на сцену.

Сама идея жизни без театра была для него абсолютно немыслима.

Но в итоге неумолимое время и здоровье взяли свое.

Ему пришлось смириться с судьбой и провести последние годы в заточении в стенах своей квартиры.

Ростислава Плятта не стало 30 июня 1989 года. Он прожил долгую, восьмидесятилетнюю жизнь.

Спустя четыре года после его ухода произошла очень печальная и уродливая история. В их квартиру проникли воры.

Они вынесли драгоценности, старинное фамильное серебро.

Но для его вдовы, Людмилы, самой страшной потерей стала вовсе не материальная ценность этих вещей.

Непрошеные гости забрали то, что не имело цены, — они похитили все награды Ростислава Яновича.

Каждый орден, каждая медаль, которые она так трепетно берегла как самую главную память о нем, исчезли без следа.

Людмила Маратова прожила после ухода своего великого супруга еще девятнадцать лет, до конца храня его светлый образ в своем сердце.