Найти в Дзене
О чем кричит редактор

Редактор за работой: о жанрах, о таланте писателя, о снобизме, о себе

Я ‒ редактор, я ищу ошибки и пути их исправления. Такова призма моего восприятия, моя работа, мой способ взаимодействия с литературой в целом и с авторами в частности. Я пишу об ошибках, которые встречаются мне из рукописи в рукопись с завидной частотой, чтобы авторы могли отыскать их у себя и исправить. Как исправить ‒ об этом я тоже пишу. Не понимаю частых претензий на этот формат. Творчество ‒ не терапия и не самопрезентация, где автора будут жалеть и поддерживать. Творчество ‒ это спорт, достижения, это прыжок в неизвестность, выход из обыденного, это свершение. Это искусство, и в истории остаются великие. Я помогаю идти наверх через «не могу», через боль в писательских мышцах-нервах. Для этого надо преодолевать ошибки. И на этом месте возвращаемся к первому абзацу. Всё, о чём я пишу, ведёт к созданию хорошей истории. Ничего свыше этого. Увлекательная история с живыми персонажами и психологическими/социальными конфликтами, на крайний случай просто сюжетными. Это может быть любой жа

Я ‒ редактор, я ищу ошибки и пути их исправления. Такова призма моего восприятия, моя работа, мой способ взаимодействия с литературой в целом и с авторами в частности. Я пишу об ошибках, которые встречаются мне из рукописи в рукопись с завидной частотой, чтобы авторы могли отыскать их у себя и исправить. Как исправить ‒ об этом я тоже пишу. Не понимаю частых претензий на этот формат.

Творчество ‒ не терапия и не самопрезентация, где автора будут жалеть и поддерживать. Творчество ‒ это спорт, достижения, это прыжок в неизвестность, выход из обыденного, это свершение. Это искусство, и в истории остаются великие. Я помогаю идти наверх через «не могу», через боль в писательских мышцах-нервах. Для этого надо преодолевать ошибки. И на этом месте возвращаемся к первому абзацу.

Всё, о чём я пишу, ведёт к созданию хорошей истории. Ничего свыше этого. Увлекательная история с живыми персонажами и психологическими/социальными конфликтами, на крайний случай просто сюжетными. Это может быть любой жанр: хоть детская сказка, хоть любовный роман, хоть современная проза, хоть смешение всего на свете. Всё, о чём я учу, ‒ написать хорошую историю.

Может, я и жестко высказываюсь, ну такой уж я человек. Но я не разбираю прилюдно чужие ошибки, не критикую книги, чужую работу. А еще я работаю с авторами любых жанров, потому что вижу талант в любом проявлении, вижу уникальность личности через текст, не делю презрительно литературу на низкую и высокую.

Помимо очевидной работы с авторами современной прозы, я также работаю с авторами других жанров. Для этого не просто начитана книгами разных жанров и поджанров, но понимаю механику, знаю, в чем различия, знаю ситуацию на рынке, работаю и вижу ошибки, анализирую особенности жанров и умение выходить за жанровые формулы.

Перечислю, возможно, не всех упомяну. Ну и повторюсь, я говорю о талантах, а не о массе.

Например, я не один год работаю с детской литературой, знаю специфику, изучаю рынок, консультирую порой жюри в спорных ситуациях конкурсов, множество «моих» авторов издались в самых разных издательствах, в шорт и лонг-листах конкурсов, с некоторыми издательствами я сотрудничаю, состою в Земляничном клубе детских писателей. Это писатели, которые умеют в четверостишии или трех абзацах развернуть драму и решить её, не говоря уже об авторах книг для детей от 8 лет и выше: напишите книгу со смыслом, но для людей, которые еще не имеют жизненного опыта решить эти смыслы. Удивительные.

Я работаю с авторами современных любовных романов и ромфанта. Проходила курс по слр и ромфанту, изучала дотошно и знаю специфику интернет-площадок, продаж, таргета, тренды, топовых авторов. Очень уважаю этих писателей, невероятные трудяги и хорошо если не в матчасти, то на практике знают, как работает механика текста и как важно содержание. Редкие умельцы создать конфликты отношений, качать на эмоциях, такое нечасто встречается в современной прозе, многим стоило бы поучиться.

Работаю с детективщиками, член жюри детективных конкурсов. Знаю тонкости всех поджанров. Современные детективщики забрали на себя психологизм, мотивы, психологические портреты и напряжение. Тоже имеет смысл взять у них лучшее.

Сюда же фэнтези, приключения, антиутопии, лит и реал РПГ, бояр-аниме, янг-адалт, хоррор, фантастика и ее поджанры, автофикшн и, наверное, что-то еще забыла.

Отдельно стоит упомянуть работу с нон-фикшн книгами и автофикшн+нон-фикшн. Сотрудничаю с издательствами, здесь у меня в копилке большие и громкие проекты, о некоторых пока не могу рассказать. Эта работа основана на опыте превращения кандидатских и дипломных в популярную литературу, к сожалению, этот опыт у меня без «памятников», так как было все давно, я именем не светила, пока не ушла во фриланс.

Думаю, вы поняли общий посыл. Просто расскажите хорошую историю. При всей моей жесткости, в которую тыкают мне все кому не лень, и которая нужна, чтобы создавались классные истории в любом виде, я всеохватно принимающая и способна увидеть потенциал под любым соусом. Мой снобизм только в одном: либо у вас есть талант, либо нет, либо вы умеете рассказывать истории, либо нет.

Вы знаете, что женщины, которым изменил муж (а это один из самых частых запросов в терапии), читают слр про измены, потому что те эмоции, что даны в книге, позволяют женщине пережить боль? Вы знаете, что подростковые книги покупают взрослые для себя, потому что детские писатели умеют говорить прямо о тяжелом, но еще умеют показывать свет? Вы знаете, что в литРПГ можно встретить книги, где герой не только бежит с уровня на уровень, но решает проблемы социального характера? И т.д.

Даже этот мой подход понимания разнонаправленных текстов и то вызывает каждый раз раздражение и непонимание у подписчиков.

Не случайно сегодня современная проза (эта вечная надежда на внезапное появление великого русского романа) смешивается с жанрами. Детектив с остросоциальной идеей, роман об проблемах современных отношений в фэнтези, притчевый автофикшн, сатирический экшн и т.д. История ‒ это всегда впечатление, эмоциональный опыт, в чём бы он не заключался. Читатели выбирают книги, чтобы пережить нечто, чтобы добрать того, что в реальности не нашли. Надо просто рассказать хорошую историю. Этому мешают ошибки. Об этом мой блог, мои книги, мои курсы.

У меня нет других интересов: я анализирую книги, в свободное время, в рабочее время. Все они рассказываются по одним и тем же законам. Я слежу за тенденциями коллективной мысли, чтобы понимать контекст, я изучала и продолжаю историю, философию, психологию, чтобы видеть, насколько книги отражают проблемы и интересы современных людей, как соотносится вымысел и действительность, указывать на это, как на возможности.

Мое дело знать тонкости, видеть неуловимое, уметь распознать талант и дать ему проявиться. Чтобы ошибки не мешали.