Найти в Дзене
Морской

Лазаревский акведук. Впечатляющее сооружение, не оправдавшее ожидания флота

В XIX веке командование флотом искало способ продлить ресурс корпусов деревянных кораблей. Было замечено, что корабельный червь (это такой моллюск, который прогрызает деревянные днища) гибнет в пресной воде. Так появилась идея "вымачивать" корабли в речной воде. Но как огромный парусник поместить в маловодные крымские реки? В 1837-м году в Севастополе под руководством адмирала Лазарева началось строительство огромного докового комплекса. Параллельно с этим было решено придумать систему подачи пресной воды в сухие доки для избавления корпусов кораблей от вредителей. Так родился проект водовода длиной 17 вёрст от Чёрной реки до корабельных доков. Сложный рельеф местности вынудил пробивать два тоннеля и возводить пять акведуков на пути речной воды. Строительство водовода завершилось в 1853-м году. И уже через два года, в 1855-м году, часть этого масштабного технического сооружения была разрушена англо-французскими войсками. Но всё же, за этот короткий промежуток времени водовод испытать

В XIX веке командование флотом искало способ продлить ресурс корпусов деревянных кораблей. Было замечено, что корабельный червь (это такой моллюск, который прогрызает деревянные днища) гибнет в пресной воде. Так появилась идея "вымачивать" корабли в речной воде. Но как огромный парусник поместить в маловодные крымские реки?

В 1837-м году в Севастополе под руководством адмирала Лазарева началось строительство огромного докового комплекса. Параллельно с этим было решено придумать систему подачи пресной воды в сухие доки для избавления корпусов кораблей от вредителей. Так родился проект водовода длиной 17 вёрст от Чёрной реки до корабельных доков.

Сложный рельеф местности вынудил пробивать два тоннеля и возводить пять акведуков на пути речной воды. Строительство водовода завершилось в 1853-м году. И уже через два года, в 1855-м году, часть этого масштабного технического сооружения была разрушена англо-французскими войсками.

Но всё же, за этот короткий промежуток времени водовод испытать в действии удалось. И выяснилось, что он не соответствует возложенным на него задачам. Заполнение сухого дока пресной водой длилось около двух недель... А по расчётам на это уходило бы три дня. Грандиозное сооружение оказалось неэффективным.

Поезд идё по насыпи вдоль старого акведука, который уже весь порос кустарниками. 27 декабря 2019г.
Поезд идё по насыпи вдоль старого акведука, который уже весь порос кустарниками. 27 декабря 2019г.

Новый водовод в основном использовался для нужд населения. В 1875-м году существенная его часть была разобрана для строительства Лозово-Севастопольской железной дороги, которая позволила соединить Севастополь с Петербургом через Харьков.

Акведук в Апполоновой балке.
Акведук в Апполоновой балке.

В Ушаковой балке по сей день поезда идут вдоль самого акведука. При этом некоторые его арки были использованы для хознужд. Это особенно заметно в Аполлоновой балке.

Укреплённый после войны водовод. 27 сентября 2025 г.
Укреплённый после войны водовод. 27 сентября 2025 г.

Ещё один этап разборки акведук пережил после Великой Отечественной войны. Таким образом до наших дней от исторического водовода сохранилось два тоннеля, мост через реку Чёрная в селе Хмельницкое и фрагменты двух акведуков в Аполлоновой и Ушаковой балках Севастополя. А часть наземных участков системы в советское время была укреплена бетонными плитами и использована для орошения. Но сегодня не используется уже и это.

Тоннель под Ж/Д путями в Ушаковой балке. С обратной стороны тоннеля расположены остатки арок акведука.
Тоннель под Ж/Д путями в Ушаковой балке. С обратной стороны тоннеля расположены остатки арок акведука.