Найти в Дзене
ПОД СТУК

Обычное прощание на вокзале обернулось инвалидностью и уголовной статье для проводника. Не пора ли запретить провожающих в поездах?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! История, произошедшая прошлым летом на станции Тюмень, заставила многих снова задуматься: а не пора ли окончательно запретить провожающих в российских поездах?

Если вы не слышали про эту историю, то вот ее «краткое содержание»: по версии следствия, проводник поезда «Владивосток — Москва» не предупредил зашедшую в качестве провожающей женщину о скором отправлении, поезд отправился, проводник открыл дверь во время движения, и та, прыгая на перрон, получила тяжёлые травмы. Теперь у проводника - уголовная статья (263 УК РФ), а у женщины - инвалидность. Один неудачный момент превратился в трагедию, в которой виноват оказался тот, у кого помимо контроля за провожающими, есть очень много другой работы.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Случай не уникальный. Если послушать проводников, то подобные ситуации не являются редкостью. Кто-то задерживается в вагоне, не хочет выходить, кто-то спешит обнять на прощание, кто-то помогает донести сумку, а кто-то, наоборот, возвращается за своей забытой сумкой в последние секунды. Тем временем, поезд уже должен трогаться. Особенно это актуально, когда стоянка не 15 минут, а 3-4 минуты.

Почему провожающие вообще стали проблемой?

Формально, политика ОАО «РЖД» по провожающим строго не регламентирована. Провожающие допускаются в вагон по усмотрению проводника, а заходить им в вагон не рекомендуется при стоянке поезда на станции менее 5 минут. Такая же рекомендация есть и по покиданию поезда провожающими - за пять минут до отправления. Запрет есть только на поездах «Сапсан», «Ласточках» между Москвой и Петербургом, а также на «Невском Экспрессе», там провожающие в вагон не допускаются вообще.

Так что, в общем случае, проводнику приходится не только проверять билеты и следить за безопасностью, но и отбиваться от тех, кто лезет в вагон «на минутку», ну либо же пускать их под свою ответственность.

Пассажиры оправдываются: мол, нужно помочь донести вещи, разместить пожилого родственника, попрощаться по-человечески. Всё вроде бы по-доброму. Но именно эта «человечность» нередко и создаёт риск.

Вот мнение одного из комментаторов под «Тюменской новостью»:

Пора запретить провожающих. На самолёты и теплоходы как-то сами все садятся и ничего.

Другой написал:

Проводник крайний, а эти [речь о другом случае, когда проводающие не успели выйти] - не услышали объявление, не вышли, не заметили. Потом поезд поехал, а виноват проводник.

И ведь действительно: на перроне, кроме проводника (у которого и так много пассажиров, особенно если это двухэтажный вагон), никто не контролирует количество вошедших, не отслеживает, кто пассажир, а кто просто махнуть рукой. Если человек остался в вагоне и поезд пошёл - вина ложится на проводника.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Запрет - не выход

С другой стороны, нельзя не признать: железная дорога в России - всё-таки не аэропорт, где багаж сдается на стойке регистрации, до которой спокойно его может донести кто-то из провожающих.

Люди десятилетиями прощались на перронах, помогали размещать сумки и чемоданы в вагоне. Убери всё это - и исчезнет часть живой атмосферы вокзалов, та самая «железнодорожная душа».

Плюс не стоит забывать: не у всех пассажиров есть силы и возможность самостоятельно дотащить вещи до багажной полки. На некоторых вокзалах до сих пор нет удобных тележек или помощников. А даже если и есть, то есть категории граждан, которые принципиально не хотят за них платить. Поэтому в части случаев, провожающий - не прихоть, а необходимость.

Так что тотальный запрет может вызвать обратный эффект - люди будут прорываться силой, конфликтовать с проводниками и, в конце концов, срывать график движения.

На скоростных поездах вроде «Сапсана» или «Ласточки» правила давно строже: в вагон без билета не пустят. И проблем почти нет.

А вот в обычных составах дальнего следования всё ещё царит полумера: вроде бы не рекомендуется, но «если быстро» - можно. В итоге проводник оказывается между двух огней: нарушишь инструкцию - получишь выговор, если те уедут вместе с поездом, выгонишь провожающих - скандал и жалоба.

Что можно сделать вместо запрета?

Здесь все должно строиться на двух вещах. Первая - это повышение информированности провожающих о скором отправлении поезда (как правило, конечно, об этом предупреждает проводник, но не всегда это действенно). Дополнительно стоит сделать голосовое оповещение в вагоне, а также, как вариант - табло.

Пожилым же людям, и прочим гражданам, которым объективно тяжело самим размещать сумки на багажных полках, либо под нижними полками - бесплатно предоставлять услуги носильщика. При этом, заниматься этим должен не проводник - у того и так забот на посадке хватает.

Ну и при выполнении этих условий - можно переложить ответственность на провожающих, что называется, «по полной программе». Помимо штрафов за безбилетный проезд (которые и так положены, если провожающий случайно уедет вместе с поездом), разумно также дополнительно штрафовать за нарушение требований транспортной безопасности.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Проблема провожающих - не надуманная, но это и не борьба с человеческим теплом, а вопрос безопасности и ответственности. Случай в Тюмени показал, насколько хрупка грань между привычкой и трагедией.

Запретить, понятное дело, легко. Но железная дорога всегда была про людей, про эмоции и прощания. Важно не потерять это, делая правила строже.

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!

Спасибо за внимание!