Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! История, произошедшая прошлым летом на станции Тюмень, заставила многих снова задуматься: а не пора ли окончательно запретить провожающих в российских поездах?
Если вы не слышали про эту историю, то вот ее «краткое содержание»: по версии следствия, проводник поезда «Владивосток — Москва» не предупредил зашедшую в качестве провожающей женщину о скором отправлении, поезд отправился, проводник открыл дверь во время движения, и та, прыгая на перрон, получила тяжёлые травмы. Теперь у проводника - уголовная статья (263 УК РФ), а у женщины - инвалидность. Один неудачный момент превратился в трагедию, в которой виноват оказался тот, у кого помимо контроля за провожающими, есть очень много другой работы.
Случай не уникальный. Если послушать проводников, то подобные ситуации не являются редкостью. Кто-то задерживается в вагоне, не хочет выходить, кто-то спешит обнять на прощание, кто-то помогает донести сумку, а кто-то, наоборот, возвращается за своей забытой сумкой в последние секунды. Тем временем, поезд уже должен трогаться. Особенно это актуально, когда стоянка не 15 минут, а 3-4 минуты.
Почему провожающие вообще стали проблемой?
Формально, политика ОАО «РЖД» по провожающим строго не регламентирована. Провожающие допускаются в вагон по усмотрению проводника, а заходить им в вагон не рекомендуется при стоянке поезда на станции менее 5 минут. Такая же рекомендация есть и по покиданию поезда провожающими - за пять минут до отправления. Запрет есть только на поездах «Сапсан», «Ласточках» между Москвой и Петербургом, а также на «Невском Экспрессе», там провожающие в вагон не допускаются вообще.
Так что, в общем случае, проводнику приходится не только проверять билеты и следить за безопасностью, но и отбиваться от тех, кто лезет в вагон «на минутку», ну либо же пускать их под свою ответственность.
Пассажиры оправдываются: мол, нужно помочь донести вещи, разместить пожилого родственника, попрощаться по-человечески. Всё вроде бы по-доброму. Но именно эта «человечность» нередко и создаёт риск.
Вот мнение одного из комментаторов под «Тюменской новостью»:
Пора запретить провожающих. На самолёты и теплоходы как-то сами все садятся и ничего.
Другой написал:
Проводник крайний, а эти [речь о другом случае, когда проводающие не успели выйти] - не услышали объявление, не вышли, не заметили. Потом поезд поехал, а виноват проводник.
И ведь действительно: на перроне, кроме проводника (у которого и так много пассажиров, особенно если это двухэтажный вагон), никто не контролирует количество вошедших, не отслеживает, кто пассажир, а кто просто махнуть рукой. Если человек остался в вагоне и поезд пошёл - вина ложится на проводника.
Запрет - не выход
С другой стороны, нельзя не признать: железная дорога в России - всё-таки не аэропорт, где багаж сдается на стойке регистрации, до которой спокойно его может донести кто-то из провожающих.
Люди десятилетиями прощались на перронах, помогали размещать сумки и чемоданы в вагоне. Убери всё это - и исчезнет часть живой атмосферы вокзалов, та самая «железнодорожная душа».
Плюс не стоит забывать: не у всех пассажиров есть силы и возможность самостоятельно дотащить вещи до багажной полки. На некоторых вокзалах до сих пор нет удобных тележек или помощников. А даже если и есть, то есть категории граждан, которые принципиально не хотят за них платить. Поэтому в части случаев, провожающий - не прихоть, а необходимость.
Так что тотальный запрет может вызвать обратный эффект - люди будут прорываться силой, конфликтовать с проводниками и, в конце концов, срывать график движения.
На скоростных поездах вроде «Сапсана» или «Ласточки» правила давно строже: в вагон без билета не пустят. И проблем почти нет.
А вот в обычных составах дальнего следования всё ещё царит полумера: вроде бы не рекомендуется, но «если быстро» - можно. В итоге проводник оказывается между двух огней: нарушишь инструкцию - получишь выговор, если те уедут вместе с поездом, выгонишь провожающих - скандал и жалоба.
Что можно сделать вместо запрета?
Здесь все должно строиться на двух вещах. Первая - это повышение информированности провожающих о скором отправлении поезда (как правило, конечно, об этом предупреждает проводник, но не всегда это действенно). Дополнительно стоит сделать голосовое оповещение в вагоне, а также, как вариант - табло.
Пожилым же людям, и прочим гражданам, которым объективно тяжело самим размещать сумки на багажных полках, либо под нижними полками - бесплатно предоставлять услуги носильщика. При этом, заниматься этим должен не проводник - у того и так забот на посадке хватает.
Ну и при выполнении этих условий - можно переложить ответственность на провожающих, что называется, «по полной программе». Помимо штрафов за безбилетный проезд (которые и так положены, если провожающий случайно уедет вместе с поездом), разумно также дополнительно штрафовать за нарушение требований транспортной безопасности.
Проблема провожающих - не надуманная, но это и не борьба с человеческим теплом, а вопрос безопасности и ответственности. Случай в Тюмени показал, насколько хрупка грань между привычкой и трагедией.
Запретить, понятное дело, легко. Но железная дорога всегда была про людей, про эмоции и прощания. Важно не потерять это, делая правила строже.
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!