По "Славянским Ведам"
ПРАЗДНИК ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ.
На 10 февраля одно время в селе праздновали воловий Велесов день, так как веровали, что Велес был Богом - покровителем волов, и клали требу в каждом селе по три наилучших молодых бычка. Три девушки проходили по селу и извещали о празднике и после этого пели следующую песню:
ПЕСНЯ 1.
Йима 33 царь в нашем граде,
В нашем граде, в нашем селе,
Садился он у старосты,
Да старосте так он говорит:
"Послушай, старейшина,
Завтра будет у нас праздник,
Праздник наш, Велесов день.
Меня Бог Велес 34 научил,
Учил Бог меня на небе,
Как пасти мне тех волов,
Тех волов, да тех коров,
Как пасти сивое стадо;
Учил меня, да научил,
Как мне пахатъ волами,
И как коров подоить,
От коров парное молоко;
Велес Бог благодетельный,
Да мне кошару 35 приплодил -
Сам раздавал, да продавал,
По земле-то тех волов,
Да тех волов и тех коров.
Но мне Бог поручил:
Лишь кто ему требу воздаёт,
Справляет его праздник,
Праздник его, Велесов день,
Кошара того пополнится:
Девять ему волов в кошаре,
Девять волов, девять коров,
А через год еще девять;
Кто ему требу не воздаёт,
Не справляет праздник,
Праздник, Велесов день,
В кошаре девятнадцать волов,
Девятнадцать волов, да коров,
А через год только один!
Ой, ты староста, старейшина,
Ну-ка зови младых девушек,
Младых девушек и девочек,
Приодень их, наряди их,
Да пошли гулять по граду,
Известие чтобы разнесли,
Что завтра будет праздник,
Будет праздник, Велесов день.
У кого есть лишъ два вола,
Лишь два вола, да две коровы,
Чтоб не ходили на поле,
На поле и на пашню,
А быть ему в кошаре -
Слетит к нему Велес Бог,
Да зайдёт в ту кошару,
Тогда волов десяточек -
Ему в году расплодятся,
Да кошара его пополнится.
Послал он старейшину,
Иди, иди утром рано,
Утром рано праздник,
Праздник, Велесов день.
Волы все в кошаре,
Юнак на поле не идет,
Не пасет этих волов,
Не пасет, не пашет.
Старейшина требу воздаёт,
Кто на воздаяние требы не идет,
У того в доме удачи не будет,
Того староста осудит,
Да его в темницу бросит,
Что Бога не почитал.
Теперь все уже слышали:
Завтра будет праздник,
Праздник, Велесов день.
Наряженный красиво старейшина оставался в пещере, а парни и девушки собирали коров и отгоняли их в село; где клали требу и пели следующую песню:
ПЕСНЯ 5.
Требу клал Йима царь,
Требу воздаёт на небе,
Требу клал ни мало, ни много,
Ни мало, ни много, девять коров,
Бога с молитвой просит:
«Ой, Боже, ой, Велес,
Жива Юда меня учила,
Как петь ясную 36 книгу,
Да как петь и писать,
Учила, Боже, выучила;
И ты, Боже, меня учишъ
Как мне делать кошару.
И мне даёшъ триста волов,
Триста волов, триста коров,
Да я их отправлю туда вниз ,
Туда вниз, прямо на землю;
Ещё их юнаки не видели,
Ещё волов не пасли,
Ещё коров не доили,
Да ещё поля не пахали,
Не пахали, не сеяли,
Как пашет твой слуга
На поле том и в саду том,
Да сеет белую пшеницу;
Как он учит младых юнаков,
Да петь ясную песню,
И петь её, да писать,
Как учит он их пахать,
И пахать, и сеять,
Да делать кошару».
А Бог ему отвечает:
«Эй, ты, царь, Йима царь,
Меня на земле не почитали,
Праздник мой не справляли,
Праздник мой, Велесов день,
Требу мне не клали,
Когда, царь, её принесёшь.
Приду, я Бог, приду,
Кто мне почёт окажет,
Да справит мой праздник,
И мне требу воздаст,
Девять коров отборных,
То научу его пахать;
И дам ему девять волов,
Девять волов, девять коров,
Дам их ему племенных,
Чтоб имел их в кошаре;-
Но кто почёт не окажет,
Не справляет мой праздник,
Да требу не воздаёт,
Того не научу пахать,
Не дам ему девять волов,
Девять волов, девять коров,
А кто меня, Бога, обманет,
Потом у него кошара развалится,
Так как его кошару не благословлю» - Он Велеса Бога почитает,
Тот ему дал триста волов,
Триста волов, триста коров.
И слуге наказ отдал,
Да чтоб пошёл он в огород,
Да его научил пахать,
И как делать кошару,
Учил его слуга и научил -
Йима царь сам пахал,
И сам пахал, и сам сеял,
Да делал кошару.
Забрал он триста волов,
Триста волов, триста коров.
Да сошёл он на землю.
Богу он требу воздаёт,
Требу воздаёт, девять коров,
Да отмечает праздник,
Праздник, Гюргиев день –
Бог будет в его кошаре,
И стаду его благополучие,
Много ему в стаде приплода,
Три тысячи ему волов,
Три тысячи ему коров,
Шерсть у коров белокурая,
Кто их видел, умилялся -
Царя с мольбой он просил,
Чтоб дал ему или продал,
И пригнать их себе во двор.-
Но царь ему не давал,
Лишь путешествовал по земле.
Кто ему почёт оказывал,
Да требу клал,
Чтоб отметить праздник,
Праздник, Велесов день,
И кто ему клятву давал,
Девять волов тому давал,
Девять волов, девять коров,
Да учил его как пахать,
И как пахать, и как сеять.
Те волы расплодятся,
По земле, по всему миру.
Когда был месяц январь,
Собрались семьдесят королей,
Семьдесят королей, да князей,
Справляли они праздник,
Праздник, Велесов день,
Для Бога требу клали,
Требу клали девять коров –
Если Велес Бог в кошаре,
Тому стаду благополучие,
То его стадо расплодится,
От одного и до тысячи,
От тысячи и до трёх тысяч.
Когда угощались, к трапезе присаживался староста, украшенный венками; после угощения, каждый отрывал от венка цветок , а девушки пели следующую песню:
ПЕСНЯ 6.
Гостей угощает Йима царь,
Угощает семьдесят королей,
Семьдесят королей, да князей,
Так как был праздник,
Праздник, Велесов день,
Требу воздаёт Велесу Богу.
Воздаёт девятнадцать волов,
Девятнадцать волов, да коров.
Златую трапезу накрыл,
На трапезе милые девушки,
Службу девушки служат.
Увидели они Велеса Бога,
Увидели, да усмехнулись,
А сошёл он с леса того,
Да садился за трапезу.
И спрашивает Йиму царя:
«Эй, ты, царь, Йима царь,
Ну-ка ты, царь, мне скажи,
Кто справляет мой праздник,
Праздник, Велесов день,
Кто мне требу воздаёт,
Я тому подарок дарю,
Дарю ему белый венок,
Чтоб его повесил в кошару,
Чтоб плодилось телят стадо,
Телят стадо, волов тех,
Воловье, да коровье стадо,
От одного и до тысячи,
От тысячи и до трех тысяч;
А кто требу мне не клал,
Подарок тому не подарю,
Не дам тому белый венок,
У кого нет белого венка,
В кошару тому ничего,
В кошаре того единица!»
Отвечает Йима царь,
Да ему речь говорит:
«Ой, Боже, ой, Велес,
Слава тебе на земле!
На земле праздник,
Праздник, Велесов день.
Семьдесят королей требу воздают,
Семьдесят королей, да князей,
Требу воздают девятнадцать коров,
Да гостей угощают,
Накрыты златые трапезы:
Давай, Боже, белый венок,
Чтоб плодилось телят стадо,
Телят стадо воловье,
От одного и до тысячи,
От тысячи и до трех тысяч -
Да пахать, чтобы на поле,
Да пахать, да всё сеять,
И доить парное молоко
Парное молоко коровье,
Кто его пьёт, тот тебя хвалит";
Царь ему речь говорит,
А Бог вдруг засмеялся,
Ясной головой кивнул,
Дарил семидесяти королям,
Семидесяти королям, да князьям,
Дарил каждому белый венок,
Да чтоб украсили кошару.
Каждый брал цветок от венка, которым был украшен староста; потом одна из девушек уходила туда, где находились животные, украшала кошару и пела следующую песню:
ПЕСНЯ 7.
Три Юды в том саду,
Три Юды самувилы,
Сплели белые венки,
Сплели их, позлатили,
Велеса Бога украсили,
Ясную голову белым венком,
Да ему речь и говорят:
«Ой, ты, Боже, милый братка!
Завтра твой праздник,
Праздник твой, Велесов день.
На земле тебе требу приносят,
Требу приносят, девятнадцать коров,
Девятнадцать коров отборных,
Слава тебе на земле!
Венком тебя, братка, украсим,
Украсим тебя белым венком -
Слети-ка, братка, уж слети,
Слети-ка, братка, на землю,
Садись-ка, братка, уж садись,
Садись-ка, братка, к котлу,
Где с нами младые воины,
Младые воины, младые короли,
Кто попросит белый венок,
Тому его, братка, и давай,
Пусть понесёт к себе домой,
Чтобы украсить буйволицу:
Теперь будет девять волов,
Девять волов, девять коров,
Да за год ему девятнадцать;
А рукой благодать пошлёшь
Ты с неба на буйволицу,
Буйволица ему всё исполнит,
От одного и до тысячи,
От тысячи и до трех тысяч;
Если не дашь белого венка,
Белого венка позлаченного,
Буйволица ему только одного!
Да не пашет на поле,
Не пашет и не сеет,
Поле его запущено.
Дом его разрушается;
Малые дети его плачут,
Плачут его дети, причитают,
Что они хлеба не едят -
Двух волов не осталось.
Буйволица его запущенная.
___________
Другая хороводная песня.
ПЕСНЯ 8.
Ой, Боже, ой, Жийна,
В нашем селе праздник,
Праздник, Велесов день.
Требу ты, царь, воздай,
Требу ты воздай, девять коров,
Девять коров, девять волов,
Молимся тебе, просим:
Правой рукой на буйволицу,
Да на волов пошли благодать,
На год, да на три года,
Да от ста и до тысячи,
От тысячи и до трёх тысяч -
Ой, ты Боже , наш Жийна,
Просьбу нашу, Боже, слышишь!
Пусть тебе весь год праздник,
Праздник, Велесов день,
Да тебе требу мы воздаём,
Воздаём тебе девять коров,
Девять коров отборных -
Хуй 37, хуй, ой, Боже,
Ой, Боже, ой, Жийна.
Йима: был нашим царем, который изучил у Бога многие занятия и обучил этому наших дедов.
Велесов-день: праздник в честь Бога Велеса.
Единица: (Бог) одного ему оставил.
Деснива: благославленье.
Крева: значит судить его.
Жийна: значит имя Бога.
Рама: и пр. старая речь.
Дрина: место (пень), где приносят требу.
Акрамъ: и пр. старая речь, край.
Изъ иже ми уналъ: в селе его купил.
Звезница: волхв или староста.
Нителна: не телившаяся.
Амница:.тёлка, не знавшая быка.
Дум’ ми стоити: да, мы стоим.
Ним’ ми летити: да, не летим.
Далина: значит племенной скот.
VII. ПРАЗДНИК МАСИН ДЕНЬ
Одно время в селе на весенние песнопения 23 апреля, на Гюргиев-день клали требу Богу; каждый готовил ягнёнка дома и угощались; а от села брали девять овнов, которых клали на поле, у подножия горы, там же собиралось много девушек, которые их готовили, но не разводили огонь, а три девушки тайно, чтобы их никто не видел, разводили огонъ под наполненным казаном и скрывались в лесу; другие девушки шли к казану поддерживать огонь, играли, водили хоровод около этого казана и пели следующую песню:
ПЕСНЯ 1.
Ой, Боже, Боже Огневица 39!
Зимний Бог разлютовался,
Зимний Бог Снежный,
Разлютовался, рассердился,
Тяжёлая зима пришла,
Тяжёлая зима, да снежная,
Белый снег на поле -
Младые девушки не выходили,
Не ходили на посиделки.
Теперь зима миновала,
Приходит младой Масиня,
Младой Масиня, младая Асурица,
Да вышли все из града,
Но мы, Боже, не на поле,
А мы, Боже, в лесу том;
Девять девушек и девочек,
Все мы от одной матери,
Принесли, Боже, мы в лес тот,
Каждая девушка чёрную индюшку,
В правой руке ясная книга,
Чёрная индюшка позлаченная,
Ясная книга посребренная,
Позлатил их наш царь,
Наш царь, младой Йима,
Как вспорхнул он на небо,
На небо, да прямо к Богу -
Сошёл Йима потом на землю,
Со старейшиной он говорил,
Говорил он и сказал,
Сказал ему и его позвал,
Чтобы требу тебе клал,
Старого почтил потупившись:
Чтоб клал тебе чёрных индюшек,
Чёрных индюшек позлаченных.
Теперь послал старейшину
Послал его туда в долину,
Туда в долину, на поле,
На поле то, да в лес тот,
Тебе, Боже, песню поём:
«Старейшина жертву клал,
Требу клал чёрных индюшек,
Сготовим из них чёрный пуйник,
Готовим всего немного,
Всего немного три недели,
Да всё в лесу сидим -
Ещё, Боже, мы не ели,
Не ели мы, да не пили,
Сейчас уже не поедим,
Сейчас уже не попьём,
Да диву мы удивляемся -
Хотя тебе требу клали,
Клали тебе чёрных индюшек,
Чтоб сготовить чёрный пуйник,
А ведъ огня у нас нет:
Наказал нам старейшина,
Наказал нам, поручил,
Чтоб огонь не разводили.
Ой, Боже, Боже Огневица,
С молитвою, Боже, просим:
Сидишъ, Боже, на высоте,
На высоте, да на небе,
На небе, в своём чертоге,
Где у тебя ясный огонь,
Высеки, Боже, ясный огонь,
Да запалишь ясное Солнце,
Чтоб взошло над землёй,
Над землёй, да над полем,
И сготовится чёрный пуйник,
Сготовим его в казане,
Да высеки сильный огонь,
Чтоб сготовить чёрных индюшек,
Чёрных индюшек позлаченных,
Клал их старейшина,
Потом сядем за трапезу,
Сядем, да покушаем,
Да поедим чёрный пуйник,
И выпьем алого вина,
Алого вина трёхгодичного;
Как пригреет ясное Солнце,
Да прогонит лютую зиму,
Лютую зиму снежную,
Что нам, Боже, уж надоела !
На посиделки мы не ходили,
На посиделки и на тканьё –
Поём тебе, Боже, ясную песню,
А с песней мы тебя славим.
Да подождём мы в лесу,
Как взойдёт ясное Солнце,
Да будем пахать на поле,
И вскопаем виноградник –
Живая птица чтоб прилетела,
Чтобы прилетела на поле,
Лишь нам, Боже, надоело,
В лесу там не сидим,
Йима царь наказал,
Наказал нам и поручил:
Пройтись вниз на поле,
На поле тебе требу воздать,
Требу клали светлого агнеца,
Светлого агнеца осуренного,
Осуренного, пепельного,
Светлого агнеца одного у матери,
Поём тебе ясную книгу,
Да тебя хвалою славим!
Чтоб огонь ты сотворил,
Ясное Солнце запалил,
Чтоб взошло оно на небе.
И прогрело всё на поле,
На поле, да в лесу том;
Поём тебе ясную песню,
Ясную песню, ясную книгу,
Написал её наш царь
Наш царь, младой Йима –
Как сидел он на небе.
На небе том три годочка,
У Бога он службу служил -
Блаженного Бога он ублажал,
Да тот ему подарок даровал,
Даровал ему ясную книгу,
Ясную книгу позлаченную,
В ясной книге ясная песня;
Еще Бог ему наказал:
Когда сойдёт он на землю,
Если у него нужда на сердце,
Для Бога требу, чтобы клал,
Да спел ему ясную песню,
Ясную песню ясному Солнцу,
Да ему с молитвой молился,
То с ним ничего не случится,
С нуждой он расстанется.”
Бог ему такой наказ дал,
Царь ему в ответ говорит:
«Ой, Боже, родной Боже,
Даришь мне ясную книгу,
А ведь я еще не знаю,
Как петь ясную книгу,
Ясную книгу, ясную песню,
Когда нужда на сердце,
Нужда меня не оставит.»
Тогда стал Бог его учить,
Учил его и научил –
Как ему петь ясную книгу,
Ясную книгу, ясную песню.
Еще ему наказ дал:
Когда сойдёт он на землю,
На землю, да на то поле,
Нашёл чтоб девять девушек,
Девять девушек и девочек,
Девять дев от одной матери,
Да отвёл их во дворец,
Чтобы в них имелась нужда,
Да их учил ясной песне,
Как ещё Богу надо молиться».
С неба царь тут, на земле,
В правой его руке ясная книга,
Блестит она, да сияет вся,
Сияет как ясная Заря.
Шествовал царь по граду,
Зашел он к старейшине,
Да просит девять девушек,
Девять дев от одной матери,
Просьбу его тот выполнил,
Да отводит их во дворец –
Учить петь ясную песню,
Учил нас, Боже, научил.
Теперь, Боже, молитву слышишь!
С молитвой тебя просим на поле,
На поле то, да на лужайку,
Чтоб готовился чёрный пуйник.
Да ждём младых девушек,
Ожидаем их из того леса,
Всего немного три недели,
Ещё девчата не подошли,
Ещё никакой вести не принесли,
Что взошла ясная Заря.
Ясная Заря и Зарница,
С Зарёю ясное Солнце,
Что миновала лютая зима,
Лютая зима снежная,
Приходит ясное лето,
Ясное лето, да тепло –
Зима совсем надоела
И юнакам и девушкам,
И холостякам и незамужним.
________
Утром рано, когда ещё не взошло Солнце, перед Зарёю, много девушек ходили в лес встречать весну, а из всех них три девушки, которые разводили огонь тайком и скрывались, шли в лес и пели там следующую песню:
ПЕСНЯ 2.
Младая девушка в чертоге,
В чертоге, на небе том,
Не выходила из чертога
Всего немного шесть месяцев,
Да не сходила в лес тот,
Так как этот лес побелел,
Покрылся белым снегом.
Зимний Бог разлютовался,
Зимний Бог Снежный,
Разлютовался, рассердился,
Да посылал он юнака,
В руке у него белое ведро,
Как кинул он белым снегом,
Да весь лес он побелил,
Сразу лес запорошил.
Младая дева Дурга Юда,
Дурга Юда самувила
Теперь она уже сошла,
Да шла она через лес,
Подарок есть у неё в руке,
Подарок её, это белые цветы,
Белые цветы, укроп-трава,
Траву бросает по лесу,
Да кричит она до небес:
«Слушайте, девять девушек,
Девять девушек и девочек,
Требу вы, девы, клали,
Чёрных индюшек позлаченных,
Требу клали вы Огневице,
Пели ему ясную песню,
С песней ему молились,
Чтоб взошла ясная звезда,
Ясная звезда, ясная Зарница,
Да взошло ясное Солнце –
Сидим мы тут на поле,
Всего немного три недели,
Да ещё ничего не видели,
Появилась Барва Юда,
Барва Юда, Барвец месяц,
Барва Юда украсилась,
Украсилась белыми цветами,
Белыми цветами, белыми венками;
В руке златой посох,
Златой посох костяной,
Да гонит лютую зиму,
Лютую зиму снежную:
«Беги, зима, ты убегай,
Так как приходит лето,
Лето, да уже весна» -
Речъ Юда не досказала,
Простёрла златой посох,
Златой посох костяной,
Взошла тут ясная Заря,
С Зарёю ясное Солнце,
Потом вошла Барва Юда,
Вошла она в пещеру ту,
В пещеру, да в садик,
Собирает белые цветы.
Белые цветы, белые венки,
В корзине белые цветы,
Белые цветы, укроп-трава,
Тут Барва и говорит:
«Идите ко мне, девять девушек,
Девять девушек и девочек,
Идите ко мне в садик тот,
Чтобы я вам подарок дала,
Белый венок, белые цветы,
Да голову себе украсите,
И хвалой прославьте,
Что уже приходит лето,
Лето, да ещё весна,
А с летом Барвец месяц».
Слышали девять девушек,
Девять девушек и девочек,
Что поёт младая девушка,
Младая дева Дурга Юда,
Дурга Юда самувила,
Шествуют они в лес тот,
Да её просьбу исполнили:
На их голове белые цветы,
Белые цветы, белые венки,
В руках их златая корзина,
В корзине белые цветы,
Белые цветы, белые венки,
Белые цветы и укроп,
Шла Дурга через лес тот,
Да бросала белые цветы,
Белые цветы, белые венки,
Но ещё не обернулась,
Чтобы поглядеть на девушек,
Младых девушек и девочек;
Лишь когда девы попросили,
Чтоб им дала белых цветов,
Белых цветов, белых венков.
Только тогда на них глянула,
Да им подарки дарила,
Да головы их украсила,
Потом им молвит и говорит:
«Ой, вы девять девушек,
Девять девушек и девочек,
Ну-ка, девы, приукрастесь,
Белыми цветами на голове,
Белыми цветами, белыми венками.
Довольно вам в лесу сидеть –
Сойдите тут вы в долину,
Тут в долину, да на поле,
На поле то, в Белый град,
В Белый град, в Кайлес,
Где вас ждёт Йима царь,
На двор он уже сошел;
Выбрал светлого агнеца,
Светлого агнеца осуренного,
Осуренного, пепельного,
Светлого агнеца, одного у матери,
Да вас ждёт он во дворце,
Для Бога требу воздать,
Ясную песню ему спеть,
Да славить ясную Зарю,
Ясную Зарю, ясное Солнце.
Что взошло над землёй,
С Солнцем будет белая пшеница,
Белая пшеница, белый виноград;
Да вся земля позлатится,
Позлатится, посребрится,
Во дворце всё чистое злато,
Чистое злато, белое сребро:
Все ему хвалу славят,
Сейчас и вы его славьте,
Сейчас вы ему требу воздайте».
Девять девушек украсились,
На голове у них белые цветы,
Белые цветы, белые венки.
Пришли девушки тут в долину,
Тут в долину, да на поле,
На поле, да в Белый град,
В Белый град, в Кайлес,
Где ждёт их Йима царь;
В его дворе светлый агнец,
Светлый агнец осуренный,
Светлый агнец пепельный,
Но во дворе он требу не клал,
Лишъ приводит её в пещеру,
Младые девушки пожалились,
Пожалились, опечалились,
Что привели их в пещеру,
Но царь их всех смирил,
Да такие им слова говорил:
«Ой, ли вы, девять девушек,
Девять девушек и девочек,
Что вы жалобой жалитесь,
Всё жалитесь, печалитесь?
Немного вы помолчите,
На вас что, Бог не гневался,
На вас что, Бог не сердился?
Тогда во дворе требу воздайте,
Не пойдёт светлый агнец,
Не пойдёт он на небо,
На небо к самому Богу,
Ведь Бог согласья не даёт,
Чтоб ему требу клали
Во дворце и во дворе».
Тут девушки замолчали,
Да больше они ни слова,
Ни слова не говорят.
Тогда девушки требу клали,
Требу клали, светлого агнеца,
Светлого агнеца осуренного,
Осуренного, пепельного,
И пели ему ясную песню,
Тут царь гостей угощает,
Ни мало, ни много три недели.
Пока царь их не отсылал,
А повёл их в свой дворец,
Там сделал им златое Орало,
Чтоб пахали они в степи,
Да сеяли белую пшеницу,
Белую пшеницу, белый виноград;
Три месяца миновали,
Сжали мы белую пшеницу,
Собрали мы белый виноград.
С того обычай установили,
Чтобы пелась та же песня,
Чтоб шла младая девушка,
Да проходила через лес,
И кричала такие слова:
«Ступай, зима, уходи ты,
Чтоб пришло к нам лето,
Лето и весна».
Одно время весной, на 1-е апреля клали требу от села по три коровы, да каждый готовил курицу и угощались; когда коров доставляли для готовки, не разводили огонь, но одна девушка, в глубокой тайне, чтоб её никто не видел, разводила огонь, а другие девушки, с завязанными глазами, чтоб не глядеть, водили хоровод около казана и пели следующую песню:
ПЕСНЯ 1.
Боже ли, Огневица Боже,
Миновала тяжкая зима,
Тяжкая зима снежная,
Наступил уже месяц Магата,
Месяц Магата, да Асуита.
Вышли мы в тот лес,
Девять девушек с девочками,
Что все от одной у матери,
Каждая дева - чёрная птица,
Кажда дева - ясная книга,
И все златые, позлаченые,
Позлатил их Йима царь,
И царь с ними говорил,
Чтоб требу тебе воздать,
Чёрных пуек позлаченых -
Требу, Боже, тебе воздаём,
Чёрных пуек позлаченых,
Поём тебе ясную песню,
В лесу мы находимся
Ни мало, ни много три недели;
Не елось, да не пилось,
Клали тебе чёрную пуйку,
Сготовим, да съедим её,
Лишь огня тут нет.
Просим тебя, молимся,
Как сядешь ты на небе,
В огненном своем чертоге,
Да высечешь лютый огонь,
Чтоб подпалить ясное Солнце,
Да взойдёт оно над землёй,
Над землёй, да над лесом,
Сильный огонь ты высечи,
Мы сготовим чёрную пуйку,
Да поедим, да попьём;
И прогоним тяжкую зиму,
Тяжкую зиму снежную,
Так как она уже надоела.
Поём тебе, Боже, славу!
И ожидаем в том лесу,
Как выйдет ясное Солнце,
Да попашем мы на поле,
И обкопаем мы лозу,
Что есть живого, расцветёт.
Да пройдемся через поле,
Не сидим уже мы в лесу,
И нас послал Йима царь,
Чтоб прошлись через поле,
На поле требу тебе воздадим,
Клали тебе светлого агнеца,
Что только один у матери,
Поём тебе ясную книгу,
Да тебя хвалою славим!
Что с нею светлым огнём
Ясное Солнце подпалишь,
Да пусть всходит над землёй,
Над землёй, да над лесом;
Ясную песню тебе поём,
Ясную песню, ясную книгу,
Что написал Йима царь,
Когда был он на небе,
На небе том три года,
Богу помощь оказывал -
Вышнего Бога ублажал,
Тот ему подарок даровал
Ясную книгу позлаченую,
А в этой книге ясная песня;
Как сошёл он на землю,
На душе его нужда,
Богу требу клал,
Пел ему ясную песню,
Еще ясней, чем Солнце,
И его с молитвою просил,
Чтоб нужда его оставила;
Вышний ему подарок даровал,
Йима царь ему сказал:
«Боже ты, Вышний Бог,
Даёшь мне ясную книгу,
Мне подарок ты делаешь:
Что делать с ясной книгой?
Поэтому у меня нужда,
Что не спою я ясной песни,
И нужда моя останется.
Вышний Бог его учил,
Как петь ясную книгу.
И ему наказ поручил,
Как сойдёт он на землю,
Чтоб нашел девять девушек,
Девять девушек от одной матери,
Да держал их во дворце,
И чтобы ему была нужда:
Дабы научить их ясной песне,
И как Богу надо молиться,
Тогда с нуждой он расстанется.
Сходил царь с небес,
В руках его ясная книга,
Озарилась вся, засияла,
А прошелся он по граду,
Да собрал девять девушек,
Что все от одной матери –
Их искал он, отыскал,
И держал во дворце,
Да учил ясной песне:
Мольбу, Боже, не слышишь!
И ждала младая девица,
В лесу том три недели,
Весть так и не принесли:
Озарилась звезда - Зарница,
И взошло ясное Солнце,
Миновала тяжкая зима,
Тяжкая зима снежная,
Явилось тёплое лето.
ХХI. ОБРЯДЫ.
Совершались, когда детей провожали первый раз в училище. Одно время, рассказывал мне дед, в нашем селе Абланица, когда кто-нибудь из родителей первый раз шёл и вёл детей к волхву, то созывал в дом детей, которые тоже идут к волхву и девять девушек; в честь этого дитя, шедшего впервые к волхву, закалывали трёх чёрных кур для требы Живе Юде, которая, веровали , давала ум и разум детям, чтобы хорошо учиться да петь, потом этих кур готовили девять девушек, приглашали и волхва, да его угощали вместе с детьми; когда в честь детей клали требу Живе Юде, девушки пели следующую песню:
ПЕСНЯ 1.
Юда, Юда, Жива самувила!
На небе Юда сидела,
На небе, Юда, при Боге;
Да ей Бог согласие давал,
Учить её по ясной книге,
Учил её ни мало, ни много,
Ни мало, ни много, девять лет.
Научила её ясная книга,
Ясная книга и ратная ,
И ратная, и звёздная,
И звёздная, и земная,
Потом учила книга петица.
Теперь Бог поручение дал,
Когда сойдёшь на землю ту,
То научишь нашего царя,
Чтобы он пел, да писал;
Тогда Бог тебе дары даст
Ясную книгу и ратную,
И ратную, и звёздную,
И звёздную и земную,
Ещё он даст и петицу;
А также даст златую каницу,
Златую каницу, златой лист.
Когда ты сойдёшь на землю
То научишь нашего царя,
Нашего царя Йиму короля,
Научи его, как петь,
Как петь, да как писать.
Пусть пойдёт он по земле;
Лишь кто тебе требу воздаст,
Требу воздаст три индюшки,
Царь того научит как петь,
Как ему петь, да как писать.
Йима царь чередом ходит,
Да дошёл и до нашего села,
В наше село, в наши дома,
Будет учить малых детей.
Малые дети требу клали,
Требу клали три индюшки,
Да тебя, Юда, с мольбой просили:
Как ты учила Йиму царя,
Так научи нас, малых детей,
Как нам петь ясную книгу,
Ясную книгу, да ратную,
И ратную, и звёздную,
И звёздную, и земную,
Ещё и книгу петицу;-
Ещё, Юда, научишь детей
Писать на златом листе;
И царю послать белую книгу,
Белую книгу чёрного письма.
Когда вырастет малое дитя,
У царя будет младой воевода,
В правой руке его златой лист,
И царю он первый писарь .
_________
Когда угостятся волхв и дети, двое старших детей брали других за руки и отводили в дом, где волхв будет учить детей; пока шли к дому волхва, девушки пели следующую песенку:
ПЕСНЯ 2.
Собрались триста Звёзд,
Триста звёзд, триста Юд,
Собрались все во дворце,
Где находится Жива Юда;
Приодели её, да нарядили,
А Юда вдруг заплакала,
Оставила старую мать,
Старую мать, родных сестёр.
"Ну-ка, Юда, не плачь!
Ведь ты идёшь на небо,
На небо, к самому Богу.
Бог тебе согласие давал,
Чтобы научить тебя, как петь,
Чтобы ты пела, да писала.
У Бога сидеть ни мало, ни много,
Ни мало, ни много – девять лет.
Потом сойдёшь ты на землю,
Да научишь малых детей,
Как им петь, как писать.
Кто научится, как петь,
Как петь ему ясную книгу,
Ясную книгу и ратную,
И ратную, и звёздную,
И звёздную, и земную,
И земную, и петицу;
Ему надо писать белую книгу,
Белую книгу чёрного письма,
У царя есть младой воевода;
В правой руке его златой лист,
Так как он есть первый писарь,
Да царь его хвалой славит.
А тот, Юда, тебя славит;
Да тебе требу воздаёт,
Требу воздаёт три индюшки,
Что ему знание сотворила; -
Научила она, как ему петь,
Как петь, да как писать."
Речь ей сказали ясные Звёзды,
Ясные Звёзды, ясные Юды;
Засмеялась тут Жива Юда,
Да уже больше не плакала; -
А ты, дитя, чего тут плачешь,
Что при матери не сидишь?
Мать вечерю тебе готовит;
Когда только Солнце зайдёт,
Во дворе будет тебя ждать,
Будет ждать тебя с блюдом;
Если ты учишься, чтобы петь,
Чтобы петь, да чтоб писать,
Слава тебе в нашем селе.
________
Когда уже приходили до дома, где учил волхв, дитя садилось к другим детям, а одна из девушек давала ему книгу, пока волхв рассказывал, что петь, девушки пели следующую песенку:
ПЕСНЯ 3.
Малые дети требу клали,
Требу клали чёрных индюшек,
Требу клали Живе Юде;
Жива Юда требу видит,
Сердечно им улыбается.
Да берёт Йима царя,
Ведёт его в наше село,
Да садятся они в школе.
Опустила руку Жива Юда,
Опустила руку в златой карман,
Да вынула ясную книгу,
Подаёт её малому дитя:
Садись, дитя, с нами посиди,
К тебе царь сюда пришёл,
Чтоб тебя научить, как петь,
Как тебе петь, да как писать;
Если у тебя сердце дрогнуло,
То я тебе знания преподам,
Чтоб учился ни мало, ни много,
Ни мало, ни много – девять лет.
Царь тебя уже научил,
Как петь ясную книгу,
Ясную книгу и ратную,
И ратную, и звёздную,
И звёздную, и земную,
И земную, и петицу;
Ему напишешь белую книгу,
Белую книгу чёрного письма;
Так будешь ему младой воевода.
Да к нему пойдёшь в орду,
В орду, да на поле то;
И ему будешь первый писарь,
Пошлёшь ему белую книгу,
Белую книгу чёрного письма,
Что ты сделал в орде,
В орде, да на поле том,
Там славен ты и прославлен!
Уй тебе , уй тебе, Жива Юда,
Жива Юда в нашем селе!
Привела ты Йиму царя,
Тут учить малых детей,
Чтобы пели, чтобы писали.
_________
Вечером, когда заходило Солнце, к волхву приходили девять тех девушек и забирали дитя, да отводили домой к матери, которая ожидала его у ворот; девушки пели следующую песенку:
ПЕСНЯ 4.
Ой, мама, старая мама,
Что ты, мама, днём делала?
Да готовила ли ты вечерю,
Вечерю, мама, чистую еду?
Так как идёт к тебе мальчик.
Жива Юда уже прилетела,
С небес прямо в наше село;
Привела она Йиму царя.
Мальчику дала ясную книгу,
Тут учил его Йима царь,
Как ему петь, да как писать;
Пока дитя вырастет,
Всего немного, через девять лет;
Да будет петь ясную книгу,
Ясную книгу и ратную,
И ратную и звёздную,
И звёздную, и земную,
И земную и петицу; -
Потом пойдёт уже к царю,
Будет ему младым воеводой,
Младым воеводой, первым писарем.
Слава тебе, мама, на земле!
Родила юнака над юнаками,
Да царю младого воеводу.
Ты к нему пойдёшь в орду,
В орду, да на поле то;
Царю пошлёшь белую книгу,
Белую книгу чёрного письма,
Что там сделано в орде,
В орде, да на поле.
_________
Мать мальчика давала девушкам подарок по двести монет и по одному чистому пирогу, и девушки уходили по домам.
_________
Пояснения к последним песням о прохождении учёбы детей:
Жива: веровали, что эта Богиня научила людей петь и писать.
Ясная книга: содержала ритуальные песни, которые пели наши деды, когда клали требу Богу.
Ратина: содержала песни, которые пели, когда вступали в орду, да бились с врагами.
Звездница: содержала песни, с коими волхвы говорили со звёздами и
предсказывали какую-нибудь беду.
Земица: содержала песни, где пелось, в какой земле были наши деды и где они бывали.
Петица: содержала пять частей, которые включали песни про Богов и Богинь.
Каница: была сделана из кожи (пергамент) и писали на ней, как сегодня пишут на бумаге.
Йима: был наш царь очень известный, тем что он побывал на небесах и научился там петь и писать, а потом научил людей с помощью Живы Юды.
Рескица: значит писарь; от начертания черт (резов).
Емрица: значит слоёный пирог.
Усмийналу: значит усмехнулся.
Заище: школа, училище, дом, в котором учатся дети.
Хлута: значит карман.