Найти в Дзене
Мёдный Рыцарь

Ради большой истории: как второй сезон «Миротворца» стал вялотекущим приквелом нового фильма о Супермене

Первый сезон «Миротворца» вышел в 2022 году как спин-офф «Отряда самоубийц: Миссия навылет». Оба проекта создавались под творческим началом Джеймса Ганна, к тому моменту уже зарекомендовавшего себя «спасителем киновселенной Marvel». Даже сейчас он известен в первую очередь по трилогии «Стражей Галактики». Тогда же, как говорили, он пришёл фактически спасать прямого конкурента своего бывшего работодателя. Видимо, из-за большей творческой свободы. Кто бы мог предположить, что спустя пару лет Ганну поручат управление всей кино франшизой DC. Материал содержит спойлеры! История успеха «Миротворца» похожа на статью об очередном стартапе из Кремниевой долины. Второстепенный персонаж из фильма-капустника с десятками героев разной степени узнаваемости получает собственный проект-продолжение. Вряд ли кто-то ожидал получить флагманский сериал HBO Max, однако именно это и случилось. Первый сезон «Миротворца» собрал очень тёплые отзывы критиков и зрителей, а также по статистике самого стриминга фи
Оглавление

Или проблемы полимата от мира кинокомиксов.

Первый сезон «Миротворца» вышел в 2022 году как спин-офф «Отряда самоубийц: Миссия навылет». Оба проекта создавались под творческим началом Джеймса Ганна, к тому моменту уже зарекомендовавшего себя «спасителем киновселенной Marvel». Даже сейчас он известен в первую очередь по трилогии «Стражей Галактики». Тогда же, как говорили, он пришёл фактически спасать прямого конкурента своего бывшего работодателя. Видимо, из-за большей творческой свободы. Кто бы мог предположить, что спустя пару лет Ганну поручат управление всей кино франшизой DC.

Материал содержит спойлеры!

История успеха «Миротворца» похожа на статью об очередном стартапе из Кремниевой долины. Второстепенный персонаж из фильма-капустника с десятками героев разной степени узнаваемости получает собственный проект-продолжение. Вряд ли кто-то ожидал получить флагманский сериал HBO Max, однако именно это и случилось. Первый сезон «Миротворца» собрал очень тёплые отзывы критиков и зрителей, а также по статистике самого стриминга финал сезона смог привлечь на сорок четыре процента больше зрителей, чем премьерный эпизод.

Что понравилось людям? Во-первых, сам протагонист. Если при первом своём появлении он выполнял функцию перекаченного клоуна, лишь к финалу показывающего какие-то человеческие качества, то в сериале образ Миротворца получил логическое развитие. Арку героя можно сравнить с тем, как рассказываются истории в фильмах о ветеранах боевых действий, вернувшихся домой с психологической травмой и желанием поскорее найти новую миссию. Задумываться о прошлом тяжело, а копать ещё глубже — невыносимо. Только хочешь не хочешь, а столкнуться с самим собой протагонисту придётся. Миротворец из первого сезона мог рассмешить, мог вызвать приступ испанского стыда, мог удивить и даже заставить посочувствовать ему. Джеймс Ганн провёл точечную деконструкцию образа, чем оправдал существование спин-оффа как самостоятельного произведения.

Сам Миротворец
Сам Миротворец

Во-вторых, сюжет был в достаточной мере интригующим, чтобы с первой и до последней серии зрителю хотелось увидеть, чем же кончится история. Несколько знакомых героев второго или даже третьего плана получили заслуженное экранное время. Появились и новые персонажи, удачно вписавшиеся в сумасшедший тон сериала. Джеймс Ганн в очередной раз собрал группу разношёрстных фриков с добрыми сердцами. Да, безумных. Да, не всегда приятных, но в определённом смысле человечных, смешных, интересных. Главное, что между персонажами чувствовалась химия.

В-третьих, сериал получился довольно удачным в плане высказывания. Знакомые с творчеством Ганна не услышат ничего нового: снова и снова он пишет истории на тему группы неудачников, получивших шанс доказать миру свою важность. Только в случае с «Миротворцем» состав был чуть другой: несколько неудачников и один нереальный идиот, воплощение маскулинности и американской «национальной глупости». Да, в центре конфликта снова борьба с внутренними комплексами, но если она показана удачно, то почему бы и нет?

Первый сезон закончился на очень ярком моменте. Все сюжетные линии сошлись, хотя и не очень ровно. Напоследок даже показали звёздное камео. Кажется, все остались довольны? Зрители получили хорошее шоу, Ганн получил признание за хорошее шоу. Маячили слухи о втором сезоне… А потом киновселенная DC развалилась.

Новый босс.

После полного обнуления киновселенной в 2023 году, Джеймс Ганн и продюсер Питер Сафран представили обновлённый план по развитию медиа франшизы. С этого момента Ганн занимает должность сопредседателя и генерального директора DC Studios, где он отвечает как за направление всего киноподразделения, так и курирует отдельные проекты. Например, Ганн выступил постановщиком «Супермена» и написал сценарий к «Монстрам-коммандос».

Джеймс Ганн, в рамках промо «Стражей Галактики 3»
Джеймс Ганн, в рамках промо «Стражей Галактики 3»

Франшиза DC постепенно обретает логичную структуру с главенствующей сюжетной линией. Рик Флэг-старший, Супермен, Лекс Лютор, со слов самого Ганна, станут центральными фигурами грядущего фильма Man of Tomorrow (или «Человек Завтрашнего дня»). С одной стороны, нельзя не отдать дань уважения Ганну, ведь он упорядочил бессистемный хаос в производстве контента для DCEU. С другой стороны, новая киновселенная стала своего рода личной песочницей для режиссёра. Он задаёт правила игры, определяет тон повествования, смыслы, ценности, приоритеты. Иными словами, взял на себя полномочия творца.

Любой работник киноиндустрии считается творцом, но не каждый занимает руководящую должность в компании, для которой режиссирует, пишет сценарии, проводит кастинги, участвует в монтаже и подборе музыки.

“Это тяжело, потому что я по натуре писатель и режиссёр. Я продюсирую штуки, но это не так привычно для меня, не ощущается так, как должно ощущаться. Я стараюсь быть лучшим продюсером, насколько это возможно. Это персональный вызов; я сфокусирован на работе продюсером и поддержке этих авторов наилучшим образом, чтобы они могли рассказывать хорошие истории. Я привязан к историям в этих фильмах также, как к моим собственным. Поэтому моя главная задача всегда одинакова независимо от того, участвую я в постановке фильма или нет”, — Джеймс Ганн в интервью изданию Deadline.

В перспективе ситуация внутри киновселенной DC должна чуть поменяться: больше проектов в разных форматах и жанрах разбавят нарратив Ганна. Однако текущее положение, роль генерального директора DC Studios, явно ударило по вовлечённости автора в производство его же собственного шоу.

Он лёг костьми ради плацдарма сиквелов.

Второй сезон «Миротворца» закончился десятого октября и оставил очень смешанные впечатления. Сам Джеймс Ганн на протяжении выхода всех серий подогревал интерес аудитории к невероятному финалу, что должен определить будущее DCU. Якобы восьмая серия «не имеет ничего общего с тем, чего ждут или о чём гадают зрители».

-4

Что на деле? Сериал заканчивается очередным клиффхэнгером. Персонажи не раскрываются с новой стороны, а их личные арки практически не сдвинулись по сравнению с началом сезона. Коротко о каждой проблеме.

Обнуление достигнутого, или драма из ничего. Весь первый сезон Миротворец рефлексировал на тему своей ужасной семьи, своего паршивого характера и предназначения. Определённо, к финалу он достиг определённого личностного роста. Вот только сценарий не предлагает ему, в отличие от других персонажей, новой точки для раскрутки драмы. Условно, в нашей жизни всегда есть место волнениям о здоровье, финансовом состоянии, карьере и так далее. Только возвращаемся мы к этим волнениям и раздумьям по разным поводам. К развитию нас толкают новые обстоятельства, а у Миротворца обстоятельства всё те же. Точнее, их погнали по второму кругу, ведь герой попадает в альтернативный мир, где его брат и отец живы и любят Криса.

Конфликт топчется на одном месте. Весь сезон Рик Флэг-старший пытается казаться хладнокровным, приземлённым и честным службистом, вот только зрителю с самого начала очевидно, что им движет личный мотив. Поэтому, когда в финале выясняется, что Флэг-старший всё-таки мстил за убитого сына… Даже не понятно, на какую реакцию рассчитывали постановщики.

Рик Флэг-старший
Рик Флэг-старший

Личная драма Миротворца искусственно растянута. По существу есть лишь три момента, когда происходят важные события: убийство Миротворцем себя же из альтернативного мира, отказ Харкорт и смерть отца из альтернативного мира. Всего три важных шага в арке, но между ними огромная хронометражная пропасть, забитая неоправданными и откровенно скучными событиями. В финале же Миротворец… вновь счастливый. Казалось бы, как это возможно? Он пережил кошмар в параллельном измерении, который должен был его окончательно сломать. Однако персонаж не переступает через себя под гнётом обстоятельств. Он не совершает судьбоносного выбора и не переосмысливает жизнь. С ним просто поговорили друзья. Такую развязку личной арки можно было бы назвать любопытной, если только закрыть глаза на факт того, что на протяжении всех предыдущих серий герои и так поддерживали протагониста!

И это даже без учёта предыстории, как за месяц до событий второго сезона Крис пошёл на свидание с Харкорт
И это даже без учёта предыстории, как за месяц до событий второго сезона Крис пошёл на свидание с Харкорт

Об упущенных возможностях даже нет смысла говорить. Лучшие серии – это те, в которых зрителям показали альтернативный мир, как он есть. Только… Что же нам в действительности показали? Пару сцен на улице, в офисе и доме героев. Кто-то ожидал мести Кита (брата Миротворца из альтернативной реальности) в последней серии? Или вторжение в мир, где вторая мировая закончилась не совсем так, как в действительности? Может, вы хотели бы узнать, что же за инопланетянин сжигает крыс в межпространственном измерении? Увы, лучшее, что может предложить сценарий — сразу два концерта обожаемых Ганном рок-групп.

Пиком абсурдной неоправданности можно назвать сюжетную линию Ады, что дочь Аманды Уоллер. Вот девушка пытается открыть шпионское агентство, однако ни денег, ни навыков, ни связей у неё нет. Затем Ада размещает рекламу в одном журнале, правда, промо оказывается бесполезным. А дальше… Она общается с высокопоставленным членом корпорации «Аргус», причём сами реплики диалога мы не слышим — только видим образ важной беседы. Ада с товарищами берут деньги у своего друга, и вместе с поддержкой уже бывшего сотрудника «Аргуса» она открывает собственное шпионское агентство в огромном офисе. Покажут ли зрителям, чем «Шах и мат» занимается? Нет. Может, нам покажут, чем они планируют заниматься? Тоже нет. У «Шах и мат» большое помещение, возможно, стоит показать как они пришли к… Нет, нам показали кучу денег, а уже после огромный офис и новую команду, в которую почему-то вошли некоторые третьестепенные персонажи. Как? Зачем? При каких обстоятельствах? Успешный-успех Ады можно растаскивать на бизнес-курсы.

Словно стоковая фотография. Если не смотреть на парня в зелёном костюме
Словно стоковая фотография. Если не смотреть на парня в зелёном костюме

Так или иначе, проблемы второго сезона сводятся к тому, что сериал, получается, ни о чём. Он выполняет утилитарную функцию — подвести к событиям сиквела «Супермена», то есть создаёт контекст. И в этом изменившемся контексте герои остались практически прежними. Возможно, это и есть ответ на то, почему Ганн не планирует третий сезон — он просто не нужен. Ровно как и второй. Персонажи не изжили себя, но их история на текущий момент просто не имеет необходимости продолжаться. По крайней мере, в виде сольного проекта.

Каким могло получиться продолжение «Миротворца»? Таким же драйвовым, дерзким и безумным, как первый сезон, например. Почва для харизматичной истории есть — альтернативный мир, где герой мог попытаться изменить порядок вещей и… жёстко обломаться. Или даже сделать ещё хуже. Устроить революцию, уйти в подполье к альтернативному Виджиланту, вступить в противоборство с местными супергероями «Аргуса», если они есть. Столько интересных задумок. Только вот реализовать их было бы невозможно.

В альтернативном мире Миротворец - национальный герой. Один из немногих аспектов этой версии реальности, который показан с разных ракурсов
В альтернативном мире Миротворец - национальный герой. Один из немногих аспектов этой версии реальности, который показан с разных ракурсов

Если Ганн действительно хочет максимальной творческой свободы в супергеройском кино, то на посту генерального директора он её не найдёт. Слишком большая ответственность лежит на человеке, который обязан спасти убыточный бизнес. И чем больше на нём ответственности, тем опаснее любой риск (особенно связанный с щепетильным темами). Джеймса Ганна позвали на эту должность за его безусловный талант, репутацию в индустрии и фирменный, узнаваемый стиль. Но пройдёт немного времени, и штамповка супергеройских фильмов «по-ганновски», скорее всего, надоест широкой аудитории, ведь если сам автор устал создавать кино, разве не устанут от него и зрители?

"«Человек Завтрашнего дня» был идеей, которую я вынашивал долгое время. Я думаю, что знаю несколько фильмов, которые я буду режиссировать… Потому что это часть плана DCU, одна большая история. С одной стороны, я хочу, чтобы все выходящие проекты смотрелись самодостаточными. Но также есть более масштабная история, которая включает в себя, скажем, «Спасение» [альтернативный мир, обнаруженный в финале сериала, который должен стать тюрьмой для суперлюдей, — прим. автора] и эта история включает в себя Рика Флэга, она включает Лекса Лютора и Супермена. Есть те фильмы, которые я собираюсь срежиссировать. Таков план прямо сейчас, по крайней мере. Я могу так чертовски устать, что не смогу сделать этого, потому что я довольно устал, но посмотрим. Есть план, что я сниму ещё парочку, по крайней мере”, — Джеймс Ганн в интервью изданию Deadline.

Вы можете поддержать меня донатом, если вам нравится читать мои статьи. Помимо Дзена я также веду телеграм-канал @medniknight. В нём я публикую не только большие материалы, но и веду блог о жизни сценариста в Москве, публикую рецензии на фильмы и пишу редкие познавательные материалы. Подписывайтесь!