Найти в Дзене

12. ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ И ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Комплекс преобразований, инициированный Избранной радой в конце 1540-х – 1550-х годах, базировался на концепции ограничения власти монарха через представительный орган, выражавший интересы служилых людей и зажиточных городских слоев. В условиях усложнявшегося и конфликтного социально-экономического развития России в XVI столетии формировались новые политические институты. На их становление повлияла сословная организация общества, а также разногласия внутри господствующего класса феодалов относительно методов централизации. Приверженцы разных политических течений сходились в признании феодальной монархии оптимальной формой правления, предоставлявшей правящему классу максимальные возможности для удержания власти над населением через усиление централизации. Иван IV лично являлся сторонником ничем не сдерживаемой царской власти, зиждившееся на принципе равного бесправия всех подданных перед лицом государя. Впрочем, впоследствии взгляды Ивана IV претерпели серьезную эволюцию. В середине XVI
Оглавление

Комплекс преобразований, инициированный Избранной радой в конце 1540-х – 1550-х годах, базировался на концепции ограничения власти монарха через представительный орган, выражавший интересы служилых людей и зажиточных городских слоев. В условиях усложнявшегося и конфликтного социально-экономического развития России в XVI столетии формировались новые политические институты. На их становление повлияла сословная организация общества, а также разногласия внутри господствующего класса феодалов относительно методов централизации. Приверженцы разных политических течений сходились в признании феодальной монархии оптимальной формой правления, предоставлявшей правящему классу максимальные возможности для удержания власти над населением через усиление централизации. Иван IV лично являлся сторонником ничем не сдерживаемой царской власти, зиждившееся на принципе равного бесправия всех подданных перед лицом государя. Впрочем, впоследствии взгляды Ивана IV претерпели серьезную эволюцию. В середине XVI века параллельно с Боярской думой – сословным органом феодальной аристократии – начал функционировать Земский собор. Этот сословно-представительный институт созывался эпизодически, первоначально на основе назначения, а позднее – путем выборности делегатов от духовенства, бояр, дворян, а также (не повсеместно) от торгово-ремесленного населения городов и черносошных крестьян.

ЭТАП 1. (конец 1540-х – конец 1590-х гг.)

Этот период охватывает правление Ивана IV Васильевича Грозного и его сына Фёдора Ивановича. Большинство историков считают первым Земским собором так называемый Собор примирения (27–28 февраля 1549 года). На нем при участии монарха, митрополита Московского и всея Руси Макария и других духовных лиц состоялось символическое примирение бояр и иных представителей власти, виновных в неправедном суде и насилии в годы боярского правления 1530–1540-х годов, с рядовыми детьми боярскими. Были приняты решения о неподсудности детей боярских наместникам по большинству дел, о преобразовании судебных органов и местного управления и о подготовке нового Судебника взамен Судебника 1497 года. На Земский собор, созванный в начале опричнины 28 июня 1566 года в Кремле по решению царя и приговору Боярской думы, помимо представителей духовенства (свыше 30 человек), были приглашены только представители земщины, причем находившиеся в тот момент в Москве (в ряде случаев депутаты, вероятно, избирались из числа дворян определенного уезда, присутствовавших в столице): около 270 членов Государева двора (включая думные чины и приказных людей), более 70 представителей крупного купечества и торговых людей, 9 рядовых детей боярских из западных уездов; всего свыше 370 человек. На этом соборе обсуждался вопрос о продолжении войны с Великим княжеством Литовским или принятии его условий перемирия. Руководствуясь различными мотивами, участники рекомендовали отвергнуть условия мира и при определенных обстоятельствах продолжить боевые действия. Активизация общественно-политической жизни, связанная с собором 1566 года, привела к подаче коллективной челобитной группы дворян об отмене опричнины (впоследствии инициаторы этой акции были казнены). Участники Земского собора конца 1580 года, проходившего в условиях нараставшего хозяйственного и социального кризиса при преобладании военно-служилых сословных групп, высказались за заключение мира с Речью Посполитой (однако мирный договор так и не был подписан). Некоторые ученые относят к Земским соборам два сословных собрания в Москве в начале января 1565 года (на одном присутствовали члены Освященного собора, Боярской думы, Государева двора и приказные, на другом — крупные купцы и представители московского посада), к участникам которых из Александровской слободы (ныне город Александров) обратился Иван IV с посланиями относительно введения опричнины. К особым формам Земского собора причисляют войсковые собрания (соборы) в ходе Казанских походов 1545–1552 годов: в январе 1550 года во Владимире (по вопросу о местничестве) и в начале июля 1552 года в Коломне (по поводу обеспечения участников похода на Казань). Также к ним относят собрания представителей детей боярских южных уездов (главным образом несущих пограничную службу), проходившие зимой 1571 года и в сентябре 1575 года под руководством авторитетных воевод и членов Боярской думы, на которых разрабатывались меры по организации сторожевой службы, а также фактически сфальсифицированные соборные разбирательства дел А. Ф. Адашева (1560) и митрополита Московского и всея Руси Филиппа II (Колычева) (1568).

 Иванов Сергей Васильевич «Земский собор (XVII век)»
Иванов Сергей Васильевич «Земский собор (XVII век)»

ЭТАП 2. (конец 1590-х – начало 1620-х гг.)


Второй период совпал с системным кризисом общества и государства (Смутное время) и первыми шагами по его преодолению. Прекращение династии московских Рюриковичей (1598 год) объективно расширило права и сферу полномочий Земских соборов, одновременно обострив политическую борьбу как при их созыве, так и во время работы. В 1605–1622 годах соборы созывались почти ежегодно, иногда их работа длилась 2–3 года (депутаты собирались на отдельные сессии для решения конкретных вопросов в 1610, 1613, 1618 годах). Расширилось сословное представительство за счет депутатов от промежуточных военно-служилых групп (в том числе иноэтнических), а в трех случаях (при создании Земского правительства в 1612 году, на соборах 1613 и 1616 годов) — за счет выборных от черносошных крестьян. Наряду со статусным представительством (в сочетании с частичной выборностью) в «городах» (уездах) получил развитие (особенно с 1610 года) принцип прямых выборов от местных сословных групп. Земские соборы стали правомочным органом избрания нового монарха (в представлениях той эпохи только через правильно сформированный собор мог проявиться Божий выбор). От имени соборов велись переговоры с другими государствами и предварительно заключались акты о будущем государственном устройстве (Московский договор 1610 года, Новгородский договор 1611 года), благодаря чему они приобрели законодательные прерогативы и функции верховной исполнительной власти. На ряде соборов избирались правители государства или Земское правительство. На Земском соборе 1598 года, созванном по инициативе патриарха Иова, присутствовали около 600 депутатов, среди которых преобладали представители Государева двора по статусу (включая дворян выборных из 21 города), ведущие позиции занимали лица думных и московских чинов, а также члены Освященного собора; гости участвовали персонально (согласно своему статусу), а остальных торговых и посадских людей Москвы представляли старосты и сотские. На нем 17(27) февраля царем был избран Борис Фёдорович Годунов, а 9(19) марта приняты решения о принесении ему присяги и сроках венчания на царство; в апреле собор объявил о походе-смотре всей армии в Серпухове. На соборе 19(29) мая 1606 года царем был избран Василий Иванович Шуйский; среди участников преобладали его сторонники, находившиеся тогда в столице. В августе 1610 года от имени Земского собора был заключен предварительный договор с гетманом С. Жолкевским об условиях избрания королевича Владислава (будущего польского короля Владислава IV) русским царем и о будущем государственном устройстве. При Первом ополчении 1611 года собрался собор («Совет всей земли») неполного состава (отсутствовали духовные чины и представители посадских людей, преобладали уездные дети боярские и казачьи отряды), который сформировал Земское правительство. Земский собор Второго ополчения 1611–1612 годов окончательно оформился во время его пребывания в Ярославле весной 1612 года: присутствовали почти все сословные группы, включая духовенство, некоторых членов Боярской думы, множество лиц из московских чинов Государева двора, рядовых детей боярских, казаков, служилых татар (князей и мурз), а также депутатов от многих городов (в том числе крестьян). К лету 1612 года власть сформированного этим собором Земского правительства распространилась на большую часть страны, и именно оно определило условия и сроки выборов депутатов на избирательный собор. На нем (январь – февраль/март 1613 года) новым царем был избран Михаил Фёдорович Романов. В его работе участвовали свыше 800 депутатов: лица по статусу (члены Освященного собора, думные чины, московские чины и дворяне выборные из Государева двора), выходцы из военно-служилых слоев (казаки, стрельцы и др.), а также более 80 депутатов (сохранились точные сведения о них, но реально их было больше), выбранных от 47 городов (включая представителей белого духовенства, местных детей боярских, горожан, крестьян и т.д.); решающую роль в избрании царя сыграли казаки, численно преобладавшие тогда в Москве (4,5–6 тысяч человек). В 1614–1618 годах основное внимание на соборах уделялось введению чрезвычайных налогов и вопросам их эффективного сбора, для чего депутаты возглавляли специальные комиссии, направлявшиеся на места. Также рассматривались вопросы борьбы с движением И. М. Заруцкого (март 1614 года), хода переговоров и условий мира со Швецией (сентябрь – декабрь 1616 года), противодействия походу королевича Владислава (сентябрь 1618 года). На летнем соборе 1619 года были объявлены выборы нового собора для утверждения обширной программы «устроения земли» (однако он так и не состоялся). На соборах 1621 и 1622 годов (октябрь и март соответственно) рассматривался вопрос международного положения России и начала войны с Речью Посполитой.

Кившенко Алексей Данилович «Михаил Фёдорович. Депутация от Земского собора»
Кившенко Алексей Данилович «Михаил Фёдорович. Депутация от Земского собора»

ЭТАП 3. (начало 1630-х – середина 1650-х гг.)


Третий период деятельности соборов также характеризовался острыми внутренними и внешнеполитическими кризисами, во время которых правительство регулярно обращалось к сословиям за поддержкой и «советами». Одновременно в 1630–1640-х годах нарастала социально-политическая активность уездных детей боярских и торгово-ремесленных слоев городов, которые подавали коллективные челобитные во время соборов или до их начала. Соборы в ноябре 1632 и январе 1634 годов, проходившие в годы русско-польской войны 1632–1634 годов, одобрили дополнительные сборы экстраординарных налогов. В 1637–1642 годах соборы собирались неоднократно в связи с резким обострением отношений с Крымским ханством и Османской империей. На соборе 1639 года депутаты подавали подписанные по куриям мнения о выплатах Крымскому ханству и мерах по организации обороны южных уездов. Наиболее представительным стал собор в январе 1642 года, в котором, помимо Освященного собора, думных лиц, московских чинов, крупных купцов и посадских людей Москвы, участвовали 115 дворян выборных и детей боярских от 42 городов. На нем была отклонена возможность включения Азова в состав России в связи с его захватом донскими казаками («Азовское сидение»); кроме того, в ходе собора были поданы жалобы на тяжесть налогов и служб, предложения о реформах в судебной сфере, обвинения в адрес бояр, московских приказных и местной воеводской администрации, поданные рядом уездных корпораций дворян и купцов. Это отразило крепнувшее в условиях кризиса «единачество» уездного дворянства и купечества и нарастание их противостояния с властью, аристократической элитой и приказной верхушкой. Проведения реформ суда, налогообложения, управления и созыва Земского собора потребовали и участники Соляного бунта 1648 года в Москве. Собор с участием выборных, заседавший около 16(26) июля 1648 года, подтвердил необходимость создания Уложения и созыва для этого нового собора (выборы начались с конца июля и сопровождались в ряде случаев острой политической борьбой, а в других — пассивностью выборщиков). Одновременно по указу царя Алексея Михайловича был образован особый приказ во главе с князем Н. И. Одоевским для составления Уложения. В соборе, работавшем в октябре 1648 – феврале 1649 годов, участвовали около 350 человек от 116 городов — 14 иерархов и духовных лиц, 34 человека от Боярской думы и московских чинов, 178 — от уездных дворян и детей боярских, 15 стрельцов, 3 гостя и 12 выборных от торгово-ремесленного населения Москвы, 89 человек — от других городов и посадов. После детального обсуждения в двух палатах был принят текст Соборного уложения 1649 года, удовлетворивший ряд ключевых требований уездного дворянства и посадских людей. Заседания посвящались также рассмотрению коллективных челобитных, не связанных напрямую с Уложением. Работа на этом соборе рассматривалась как «государева служба» и одновременно как факт представительства местных интересов. Длительность и интенсивность заседаний компенсировались денежным жалованьем и льготами. К авторитету собора правительство вновь обратилось во время Псковского восстания 1650 года. На заседании 4(14) июля 1650 года была зачитана речь царя, в которой политика по отношению к псковичам характеризовалась как «милостивая», а восстание — как измена; на заседании 26 июля (5 августа) в присутствии царя говорилось о новых «винах» псковичей, военных мерах правительства и некотором смягчении требований к повстанцам. Собор направил в Псков делегацию, которой удалось склонить горожан к покорности. На новом соборе (или следующем заседании) 8(18) октября того же года была зачитана декларация о принесении псковичами «повинной челобитной», царском прощении и «милости». На соборах 1653 года (состоялось не менее двух) рассматривалась просьба гетмана Б. М. Хмельницкого о принятии в подданство территорий Войска Запорожского. Участвовали депутаты не менее чем от 55 городов, а также Освященный собор, думные и московские чины, гости и посадские люди. На основном заседании 25 мая (4 июня) была зачитана правительственная декларация, акцентировавшая «неправды» Речи Посполитой в отношении православного населения, новые враждебные акции польского короля Яна II Казимира и общность судеб православных подданных обоих государств. В обсуждение были вовлечены не только депутаты, но и «площадные люди». Приговор собора был единодушным — принять запорожских казаков в подданство и объявить войну Речи Посполитой. Окончательное оформление этого решения произошло на соборе 1(11) октября 1653 года. В документ вошли, помимо «приговора» думных чинов, мнения остальных депутатов: военно-служилые лица обязались безупречной службой, а купцы и ремесленники — финансовой поддержкой войны. Тогда же собор выделил посольство в Малороссию для приведения ее жителей к присяге (что и произошло на Переяславской раде 1654 года). Защита интересов уездного дворянства и посадских людей в этот период, помимо участия в соборах, выражалась также в подаче коллективных челобитных с социальными и материальными требованиями (1635, 1637, 1639, 1641, 1642 и другие годы).

Лебедев Клавдий Васильевич «Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью»
Лебедев Клавдий Васильевич «Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью»

ЭТАП 4. (1660–1680-е гг.)


В последний период деятельность соборов затухала, но приобретала новые черты. Оживление наблюдалось в кризисные годы (конец 1670-х – начало 1680-х), особенно при попытках проведения значительных реформ в управлении. В «общем согласном совете» 12(22) января 1682 года участвовало свыше 170 человек: царь, Освященный собор (12 человек), думные чины (98 человек), комнатные стольники (23 человека) и 39 выборных (среди них было только 4 уездных дворянина; остальные представляли московские чины Государева двора). Было принято «Соборное деяние» об отмене местничества [что и было осуществлено указом царя Фёдора Алексеевича от 24 ноября (4 декабря) 1681 года]. Современники оценивали как «соборную» деятельность комиссий «ратных» и «земских» дел (февраль – март 1682 года). После смерти Фёдора Алексеевича по инициативе патриарха Иоакима на собрании находившихся в Кремле лиц (преимущественно из Боярской думы, московских чинов и др., где преобладали сторонники Нарышкиных) 27 апреля (7 мая) 1682 года царем был провозглашён Пётр I. Под давлением стрельцов на таких же заседаниях 26 мая (5 июня) первым («старшим») царем провозгласили Ивана V Алексеевича, вторым («младшим») — Петра I. Во всех этих случаях современники предпочитали говорить об избрании на соборе. Указ о созыве последнего собрания выборных депутатов от уездных дворян и детей боярских последовал 18(28) декабря 1683 года: из каждого города надлежало выбрать по 2 представителя (выборы прошли в 102 городах). Депутаты, которым предстояло рассмотреть вопрос о вечном мире с Речью Посполитой, стали прибывать в Москву в январе 1684 года. Однако переговоры были прерваны, и 8(18) марта 1684 года был издан указ об отмене этого собора.

ИТОГИ

Земские соборы — это институт общегосударственного сословного представительства, существовавший в Русском государстве с середины XVI по XVII век. Он функционировал при монархе, обладая законосовещательными полномочиями, а в период между 17 (27) июля 1610 года и 21 февраля (3 марта) 1613 года, когда отсутствовал легитимный и общепризнанный государь, выполнял роль законодательного и высшего исполнительного органа власти. В исторических документах они назывались «соборами», «советами», «советами всей земли» (то есть собраниями правоспособных сословий и сословных групп), «земскими советами». Сам термин «Земский собор» был введен в научный оборот в середине XIX века и, в частности, активно использовался в полемике между К. С. Аксаковым и С. М. Соловьёвым. Предпосылки для возникновения Земских соборов складывались по мере образования единой территории Русского государства в XV – первой половине XVI веков. Этому способствовала традиция совместных заседаний соборов Русской Церкви (регулярно проводившихся с середины XV века) с Боярской думой (которая в XVI веке становилась представительным органом русской аристократии), а также практика совещаний монарха со своим двором и рядовыми детьми боярскими (октябрь 1445 года, май 1471 года и другие). В исторической науке остаются дискуссионными вопросы о точном количестве Земских соборов (исследователи традиционно насчитывают более 50), характере представительства, процедуре выборов депутатов, их персональном составе и круге проблем, которые на них разбирались (за исключением ряда ключевых вопросов внешней и внутренней политики). Созывались Земские соборы нерегулярно, в основном по инициативе царя, в отдельных случаях — патриарха Московского и всея Руси и Боярской думы или же по инициативе самих сословий. Заседания проходили преимущественно в Московском Кремле. Ядро Земских соборов в подавляющем большинстве случаев составляли члены Освященного собора, Боярской думы и Государева двора (в восприятии населения Русского государства они олицетворяли «лучшую» часть общества и в этом смысле были «выборными» от него). В работе соборов также участвовали представители торгово-ремесленного населения, в первую очередь крупное купечество (гости, члены гостиной и суконной сотен), а также, как правило, посадские люди Москвы и уездное дворянство, и в исключительных случаях — черносошные крестьяне. С начала XVII века получили развитие принципы реального представительства «городов» (уездов) и реальной выборности депутатов от уездных корпораций дворянства, белого городского духовенства, тяглых горожан и других групп. История Земских соборов с развивавшимся выборным началом, менявшейся сословной структурой, расширявшейся проблематикой обсуждений и формировавшимися процедурами позволяет определить Русское государство середины XVI – XVII веков как монархию с сословным представительством. В условиях эволюции государственного строя России к самодержавию Земские соборы перестали созываться.