Сага о большом шведском универсале Volvo V90 подошла к своему финалу. Это не слухи и не преждевременная паника – это официальное заявление, подтвержденное руководством компании. Последний экземпляр флагманского универсала сошел с конвейера завода в шведском Торсланде и сразу же отправился на почетное место в музее. Теперь черный V90 станет частью коллекции Volvo Heritage и будет соседствовать со своими легендарными предками в выставочном центре World of Volvo в Гётеборге. Эпоха закончилась, и для многих поклонников марки это событие стало символом необратимых перемен в автомобильном мире.
Конец эпохи: официальное подтверждение и его причины
Новость о прекращении производства подтвердил лично генеральный директор Volvo, Джим Роуэн. Он уточнил, что последний V90 был собран еще в сентябре, и, что еще более тревожно для ценителей жанра, намекнул на туманное будущее младшей модели, V60. Хотя «шестидесятка» пока остается в строю, планов по ее обновлению и созданию прямого преемника, скорее всего, нет.
На прямой вопрос, готова ли Volvo полностью отказаться от универсалов – кузова, который десятилетиями был визитной карточкой бренда, – Роуэн ответил без обиняков: «Да».
Причина проста и безжалостна – рынок. «Внедорожники изменили правила игры, в том числе и в вопросах дорожного просвета», – пояснил глава компании.
Покупатели по всему миру массово пересаживаются на кроссоверы и внедорожники. Даже в Европе, традиционном бастионе универсалов, их позиции слабеют. Volvo, как прагматичный бизнес, следует за спросом. Решение о снятии V90 с производства в компании называют плановым и соответствующим «глобальному циклическому плану», который теперь отдает безоговорочный приоритет моделям с увеличенным клиренсом.
Почему универсалы проиграли битву кроссоверам?
На бумаге у классического универсала масса преимуществ. Он, как правило, легче, экономичнее и обладает лучшей управляемостью благодаря более низкому центру тяжести. Такие модели, как V90, предлагают огромный багажник и комфорт бизнес-седана, оставаясь при этом элегантным и стремительным автомобилем, а не высоким «шкафом на колесах».
Однако у кроссоверов есть свои козыри, которые оказались важнее для массового потребителя. Более высокая посадка обеспечивает лучшую обзорность и чувство безопасности. В автомобиль с высоким кузовом удобнее садиться и выходить, а также устанавливать детское кресло. Погрузка тяжелых предметов в багажник не требует сильного наклона.
К этому добавляется и распространенное, хотя и спорное, заблуждение, что внедорожники по своей природе безопаснее. На самом деле, безопасность автомобиля – это комплексный параметр, сильно зависящий от сценария ДТП, и современные универсалы Volvo по этому показателю ничуть не уступают кроссоверам. Но психология покупателя оказалась сильнее инженерных аргументов. В итоге, даже несмотря на появление «внедорожных» версий универсалов, таких как V90 Cross Country, чаша весов окончательно склонилась в пользу SUV.
Наследие и последние штрихи: каким мы запомним V90
Давайте вспомним, чем же был последний Volvo V90 для автомобильного мира. Это не просто практичный автомобиль, это настоящий эталон скандинавского дизайна, комфорта и безопасности.
Дизайн
Внешность V90, созданная под руководством Томаса Ингенлата, даже спустя годы после дебюта выглядит свежо и аристократично. Длинный капот, элегантный силуэт с ниспадающей линией крыши, фирменные светодиодные фары «Молот Тора» и вертикальные задние фонари, восходящие к классическим моделям Volvo – все это создает образ, полный достоинства и уверенности.
Интерьер
Внутри V90 встречает атмосферой роскошного минимализма. Высококачественные материалы – натуральное дерево, металл, мягкая кожа – сочетаются с продуманной эргономикой. Центральное место занимает вертикальный сенсорный экран системы Sensus, который на момент своего появления задал тренд для всей индустрии.
Сиденья Volvo по праву считаются одними из самых удобных в мире, а простор на заднем ряду и объем багажника делали V90 идеальным автомобилем для дальних путешествий. Объем багажного отделения составлял внушительные 560 литров, а при сложенных задних сиденьях увеличивался до 1526 литров.
Техника
Последние версии V90 оснащались преимущественно двухлитровыми четырехцилиндровыми двигателями Drive-E в различных вариантах форсировки, часто с гибридной поддержкой (Mild Hybrid).
Например, популярная версия B6 AWD оснащалась двигателем с турбонаддувом и электрическим компрессором, развивавшим около 300 л.с. и 420 Н*м крутящего момента. В паре с 8-ступенчатой автоматической коробкой передач и полным приводом это обеспечивало уверенную динамику и стабильность в любых дорожных условиях. И, конечно, нельзя забывать о системах безопасности. Комплекс Pilot Assist, по сути, являющийся продвинутым автопилотом второго уровня, был одним из лучших в классе.
V90 был автомобилем для тех, кто ценит не только функциональность, но и эстетику. Для тех, кому не нужно доказывать свой статус высоким клиренсом, но важен комфорт, безопасность и стиль.
Что дальше? Будущее Volvo без классических универсалов
Уход V90 не означает, что Volvo полностью отказывается от больших легковых автомобилей. Его брат-седан, S90, продолжит выпускаться, правда, в основном для Китая и некоторых других азиатских рынков, где он недавно даже пережил второй рестайлинг.
На глобальном же рынке заменой седану S90 станет полностью электрическая модель ES90. И здесь кроется интересная деталь: по своей сути, ES90 будет пятидверным лифтбеком с большой задней дверью, что делает его более практичным, чем традиционный седан. Возможно, это завуалированная попытка сохранить часть практичности универсала в новом, электрическом формате.
Кроме того, Volvo уже начала переосмысливать свои легендарные имена. Недавно возрожденное название XC70, когда-то принадлежавшее культовому «внедорожному» универсалу, теперь носит кроссовер для китайского рынка. А для привлечения бывших покупателей V90, по словам Джима Роуэна, компания может «иначе позиционировать» популярный кроссовер XC60.
Свято место пусто не бывает
Кончина Volvo V90 – безусловно, хорошая новость для немецких конкурентов. BMW 5 серии Touring, Audi A6 Avant и Mercedes-Benz E-Class Estate никуда не уходят и продолжат борьбу за кошельки европейских покупателей, которые еще не поддались всеобщему увлечению SUV. Сегмент премиальных универсалов не умер, его просто покинул один из самых ярких и самобытных игроков.
Для Volvo же это прагматичное, но грустное решение. Бренд, построивший свою репутацию на безопасности и практичности семейных универсалов, вынужден прощаться со своим флагманом. Последний V90 в музее – это не просто экспонат. Это памятник целой эпохе, напоминание о временах, когда идеальный семейный автомобиль был длинным, элегантным и совсем не высоким.