Главная задача любого нападающего в хоккее - как можно быстрее добраться до чужих ворот и забросить шайбу Но это в теории. На практике всё бывает намного сложнее. В ходе напряжённых ледовых противостояний возможно всякое. И порой представителям линии атаки в срочном порядке приходится возвращаться назад и помогать в обороне.
Надо заметить, что форварды, умеющие хорошо отрабатывать в защите, всегда ценились высоко. Именно об этой категории хоккеистов мы с вами сегодня и поговорим, начиная с начального этапа становления отечественного хоккея.
Примечание: статья исключительно о тех игроках, кто официально выступал только на позиции нападающего и никогда не являлся защитником.
Александр Альметов. В виду того, что указанный нападающий выступал по центру, его позиция обязывала заботиться и о защите своих ворот. Хотя сам хоккеист честно признался, что сильнее тяготел к атаке, что вполне понятно.
"...в обороне я играл не так охотно, как впереди, но играл. Тарасов утверждал, что я умею играть в защите. Во всяком случае, когда команда оставалась в меньшинстве, меня обычно и командировали на лед" - рассказывал Александр Альметов.
Виктор Якушев. Необычайно эффективный и трудолюбивый хоккеист, который представлял из себя образец исключительно командного игрока. На таких, как он, обычно всё и держится. По словам Бориса Майорова: "Он был «чернорабочим хоккея»: трудился за других в обороне, организовывал наступление, поддерживал партнёров в атаке. Роль неблагодарная, но Якушев брал её на себя".
Вячеслав Старшинов. Все мы привыкли считать этого бесстрашного спартаковского центрфорварда "королем хоккейного пятачка" с недюжинными бомбардирскими способностями. Это конечно же так. Но была у Старшинства ещё одна способность - грамотно играть в обороне и в меньшинстве.
Про один такой случай в чемпионате страны 1962 года он поведал следующее: "Апогеем стал матч с ЦСКА (4:4), который решил судьбу золотых медалей. В нем я без замен провел последние 5 минут. Сначала мы остались втроем против пятерых армейцев. Выстояли, до конца игры осталось полторы минуты. Так и играл до сирены. А потом пришел в раздевалку и неподвижно сидел почти полчаса".
В свою очередь, Анатолий Тарасов с восхищением указал на такой факт: "Мне говорят, что Старшинов мог бы сыграть защитника, что он универсал, а я отвечаю: нет, Вячеслав – типичный центральный нападающий, у которого отлично развиты оборонительные навыки".
Анатолий Ионов. Была у тренера Анатолия Тарасова любопытная идея, связанная с тактическими особенностями построения звена на площадке, когда один из нападающих выполнял роль своеобразного полузащитника по аналогии с футболом.
Всё это называлось "системой". В тройке Ю.Моисеев - А.Ионов -Е.Мишаков непосредственно Анатолию Ионову выпала подобная роль. Надо отметить, что с ней он справлялся вполне успешно. Впрочем, как и два упомянутых его товарища, которые, в случае необходимости, также всегда старались вернуться назад.
Владимир Шадрин. Несомненно, что это один из лучших нападающих оборонительного плана. Помимо всего прочего, Шадрин относится к разряду великолепных распасовщиков. Его одноклубник Евгений Зимин подчеркнул: "...он проявил себя как блестящий плеймейкер, умеющий отбирать шайбу в ситуации, когда ее невозможно отобрать".
В этой связи сразу же вспоминается Олимпийский турнир 1976 года когда в матче с чехами трем советским спортсменам удалось выстоять против пятерки соперников. Одним из тех, кто держал оборону, как раз и был Владимир Шадрин.
Тренерский штаб сборной СССР отлично знал, на что способен данный нападающий. Сказался аналитический склад ума спартаковца (он закончил школу с физико-математическим уклоном), благодаря чему он мгновенно просчитывал все варианты развития событий и выбирал единственно правильное решение.
Владимир Петров. "Эталон центрального нападающего силового плана, с правым хватом клюшки " - такую характеристику дал своему многолетнему другу и товарищу по звену Борис Михайлов. Как и подобает мастеровитому центру, Владимир Петров отличался умелыми действиями в защите. Тем более, что его незаурядные физические кондиции способствовали этому.
Александр Мальцев. Ни для кого не секрет, что это был стопроцентный универсал, способный сыграть с любыми партнёрами, как на фланге, так и по центру. Но был ещё случай, когда в достаточно солидном возрасте славному воспитаннику кирово-чепецкого хоккея довелось выступить и как защитник. Но совсем недолго.
Случилось это в конце 80-х, когда Александр Мальцев играл за венгерский клуб "Уйпешт" из Будапешта. Кстати, его компаньоном в линии обороны был тогда Валерий Васильев.
Но, как известно, всю свою выдающуюся карьеру в "Динамо" и сборной страны Александр Мальцев выступал исключительно как форвард.
В одном из своих интервью Александр Мальцев рассказывал: "Отправились туда с Валерой Васильевым. Отыграли три месяца, заработали приличные деньги. Cамое интересное, что меня определили в защитники, но забивать все равно успевал". Таким образом, динамовский спортсмен за свою богатую на события хоккейную биографию не играл только в воротах.
Виктор Жлуктов. Крепкий, надёжный, силовой нападающий, который может быть, и играл не так броско, но зато всегда с пользой для дела и высоким КПД. Виктор Жлуктов хорошо смотрелся и при защите своей зоны. Вообще, у него было такое зна́чимое качество, как видеть на два шага вперёд: "У меня почему-то получалось вовремя приезжать в ту точку, где должна была оказаться шайба".
Тройка Владимира Крутова, Игоря Ларионова и Сергея Макарова. Про великую первую пятерку, которая во многом перевернула все представления о хоккее, упоминалось очень много раз. И, чтобы лишний раз не повторяться, приведу интересное высказывание со стороны экс-нападающего Игоря Ромашина.
Бывший игрок "Крыльев Советов" подчеркнул: "Там вообще не было разделения на защитников и нападающих, они впятером «возили» соперника по всей зоне, понимали друг друга с полуслова. Порой у нас там просто кружилась голова".
Сергей Федоров. Хоккеист с мировым именем, который также относится к категории универсальных игроков. Специалисты не без оснований утверждали, что из него вполне мог получиться замечательный защитник. Даже сам Уже Гретцки выделил такую особенность: "Это потрясающе, как он смог играть в защите. Знаю, что у меня так никогда бы не получилось. Я не умею так кататься".
Павел Дацюк. Этот ледовый волшебник с Урала вызывал закономерный восторг и уважение зрителей, тренеров и своих коллег по амплуа. Разносторонний игрок, который был чрезвычайно полезен на всей площадке А его способность в буквальном смысле "выкрадывать" шайбу у оппонентов помогала удачной игре при обороне своих ворот.
Заокеанский наставник Скотти Боумэн выделил, что " у Павла не было сильного броска, да он и не бросал. Но здорово отбирал шайбу за счет владения клюшкой, что умеют делать далеко не все. А главное — мог выйти из угла площадки и сотворить что-то особенное".
А теперь вкратце рассмотрим и зарубежных хоккеистов. В НХЛ есть такой приз, называемый "Селки Трофи" (Selke Trophy). Он вручается лучшему нападающему оборонительного плана. Во второй половине 70-х годах его четыре раза подряд присуждали форварду "Монреаля" Бобу Гейни.
В конце 80-х и начале 90-х "Селки Трофи" три раза вручался ещё одному представителю "Канадиенс" - Ги Карбоно. А затем, на стыке веков, финн Йере Лехтинен также удостаивался этой же награды в количестве трех раз.
Из тех, кто сравнительно недавно завершил свою карьеру, выделю Рода Бриндамора и Патриса Бержерона. Что же касается нынешнего этапа, то одним из лучших в рассматриваемом компоненте является центральный нападающий Александр Барков.
Пишите комментарии, ставьте "лайк" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание.