(окончание, начало смотреть тут-https://dzen.ru/a/aOkWZzPCHiMH27sO?share_to=link).
А за четыре дня до этого абитуриентов расселяли по составленным спискам в те роты батальона, в которых им предстояло проучится весь курс обучения. Таким образом Саня Одесский с Митей Нестудентовым попали в первое отделение 125 классного отделения. Только Саню из 14 перевели в 12. Митя же изначально туда был переселен после сдачи вступительных экзаменов.
Как гласит армейский фольклор - жизнь курсанта сплошное кино. Как и в любом другом мужском коллективе - в курсантской среде обязательно найдутся острословы и хохмачи. Не составлял исключения и наш курс набора. Нашлись люди, которым не нужно было лезть в карман за словом. И по прошествии определенного срока обучения они в одиночку, или с группой единомышленников подобрали названия художественных фильмов к тому, или иному эпизоду курсантского быта и службы. Красочно и с юмором характеризующий учебу и повседневность военных студентов. Как нибудь отдельно об этом напишу статью, в которой остановлюсь на этой теме подробнее. А пока ограничусь лишь названием курсов обучения в нашем училище. Напомню, наше Васильковское было средним. Аналог гражданскому техникуму. Учились в нем три года. И вот каждому курсу "народным творчеством" были присвоены следующие названия художественных фильмов:
1 курс -"Без вины виноватые",
2 курс-"Веселые ребята",
3 курс - "Если падают звезды" ( правда, это мультипликационный фильм).
По сути, такими без вины виноватыми "минусами" ( так на курсантском сленге в былые времена называли первокурсников за нашивку на рукаве парадного кителя и шинели) мы и являлись на протяжении первого года обучения в стенах нашей милитаристской Алма Матер.
На первом семестре нас обучали гражданским техническим дисциплинам. Ну и иностранный с авиационным уклоном, как без этого! Кто то английский, кто то немецкий.
Но фундаментальными, основными и главными предметами в нашем училище были История КПСС и Физподготовка. Плюс дисциплина. Которая и вовсе стояла во главе угла всего нашего учебного заведения. Эти три столпа основы основ занимали главную нишу все три года нашего обучения. Они были для нас, как Ленин, Энгельс и Маркс. По Истории КПСС мы сдавали на выпускном курсе ГосЭкзамен. Оценка по которому входила в диплом. Физподготовке и дисциплине уделялось не меньшее внимание и придавалось значение, как и предмету номер один. К нам по ним были очень высокие требования. И если, например, ты мог "завалить" зачет, или экзамен по деталям машин, или сопромату, то на это смотрели сквозь пальцы. Ежели ты не сдашь зачетное упражнение на спортивном снаряде, или пробежишь заданную дистанцию не уложившись в срок, то все - пощады не жди! То же самое касалось и дисциплины. Одним словом- муштровали нас и учили военному делу настоящим образом!
В высших же учебных заведениях дисциплине уделялось не такое пристальное внимание. Там было наоборот. И учась в каком либо инженерном военном ты мог быть самым неисправимым разгильдяем, но если учился без "хвостов", то твой расхристанный внешний вид и самоволки не вызывали столь бурной негативной реакции отцов-командиров.
В подтверждении этих слов хочу упомянуть тот факт, что Васильковское ВАТУ им.50-летия Ленинского Комсомола Украины традиционно несколько лет подряд занимало первое место и удерживало у себя переходящее призовое Знамя среди войск Краснознаменного Киевского Военного Округа за прохождение на параде 7 ноября. Который проводился ежегодно в честь ознаменования Октябрьской Революции на главной улице столицы Украинской Советской Социалистической Республики - улице Крещатик. Выставляя на парад две "коробки" курсантов.
Ваш покорный слуга принимал в таком параде участие 7 ноября 1984 года. В очередной раз парадные расчеты нашего училища заняли первое место в округе. Промаршировав лучше даже курсантов из Киевского высшего общевойскового командного дважды Краснознамённое училища имени М. В. Фрунзе (КВОКУ). Хотя казалось бы- строевая подготовка это их хлеб, а наше будущее это крутить на аэропланах гайки и хвосты им заносить......а вот поди ж ты. И переходящее призовое Знамя снова осталось за нами. В память о призовом месте у меня в домашних архивах хранится грамота с благодарностью от командования за успешное прохождение.
В других рассказах я как то упоминал, что в период нашей учебы в Васильковском ВАТУ ( 1981-1984 г.г.) училище возглавлял генерал-майор - инженер ( как тогда было принято подписывать документы и рапорты) Гордеев Анатолий Николаевич.
Настоящий Сталинский сокол. Летчик-истребитель, встретивший врага в небе Родины в звании сержанта в 1941 году и закончивший войну капитаном в мае 1945. Девять раз вышедший из воздушной схватки с истребителями противника победителем. Человек железной дисциплины и самоорганизации. Который своим личным примером и воспитанием привил нам, молодым, эти качества. Не преувеличу, если напишу, что благодаря этому человеку мы с отрочества приобрели некий нравственно- моральный стержень. Своего рода опору, на котором держится личность. Идущая по жизни с гордо поднятой головой, не смотря ни на какие невзгоды. Низкий поклон и огромная благодарность Вам лично, нашим учителям, воспитателям и командирам за то, что вы нас сделали такими, какими мы есть сегодня! Вечная Память всем, кто покинул наш строй!
Однако, вернемся к рассказу.
В общем, сами понимаете - сопромат, высшую математику, иностранный, детали машин и прочие дисциплины можно было изучать не особо напрягаясь. Но историю Партии, турник, брусья, коня и беговую дорожку училищного стадиона должен был полюбить, изучить и овладеть. Такова была общая атмосфера нашего училища. Еще немного отвлеку твое внимания, мой уважаемый Читатель. И, закрывая эту тему, слегка забегая наперед, дополню. Гордеев А.Н. в 1986 году, вместе с нашим комбатом полковником Гречиной К.В. будут уволены с действительной военной службы. Принявший у Гордеева дела и должность новый начальник училища стал уделять большее внимание на изучение предметов. Не удивительно, что Васильковское ВАТУ, которое традиционно занимало первые места на параде за прохождение своих курсантов, вскоре уступило первенство своим конкурентам из Киевского Общевойскового......
Саня Одесский к теоретическим дисциплинам относился с недоверием. Что, собственно, после экзамена по математике у Мити это не вызывало ни малейшего удивления. Зато на турнике Саня был бог! Он мог без всяких страховочных ремней крутить "солнышко". Даже на турнике, который стоял в нашей казарме среди кубриков. Во всех расположениях рот нашего батальона имелись брусья. Которые стояли напротив тумбочки дневального, рядом с Ленинской комнатой. И турники. Они были у всех прикреплены к полу и закреплены растяжками в середине казармы на общем проходе. И вот Саня, когда на спортивном городке погода не позволяла заниматься, крутил в казарме. Не привязываясь. Единственное, когда он находился в верхней точке вниз головой, подгибал ноги. Чтобы не задеть потолок.
А вот брусья и бег ему давались намного сложнее. Бег из за его коротких ног. А брусья ............из за слабой теоретической подготовки по той же механике. Что на втором курсе сыграет с ним злую шутку. Однако, об этом чуть ниже.
Как я уже упоминал, Саню сначала стали называть Одессой. Производная от его фамилии. На втором курсе ( которые "Веселые ребята") мы стали изучать непосредственно конструкцию самолета и его системы. Нам выпало изучать устройство фронтового бомбардировщика Су-24, который нам предстояло обслуживать после выпуска по прибытию в полки. Поскольку техник самолета по планеру и двигателю отвечает за все, что делают на его самолете специалисты по обслуживанию других систем и агрегатов ( например радиоэлектронное оборудование, или авиационное вооружение и т.п.) он должен знать основы устройства и этих систем. Поэтому самолет, на который готовят конкретное классное отделение, его конструкцию а так же силовую установку курсанты изучают досконально. Остальные в общих чертах. Чтобы иметь представление. Но не смотря на это исходят из того, что все системы и агрегаты в самолете важны. Поэтому изучению каждой дисциплины уделяется внимание. Не составляет исключение и авиационное оборудование самолета. Это целый комплекс узлов и агрегатов, но основное их назначение - это энергоснабжение самолета переменным и постоянным током. Помимо этого в сферу ответственности и контроля специалистов авиационного оборудования входят еще ряд - заправка кислородом, система кондиционирования, работа приборов на центральной панели экипажа ( приборная доска), обслуживание высотно-компенсирующего костюма пилота и штурмана. Но "вишенкой на тортике" этой службы считается обслуживание авиационных тренажеров в строевых летных частях. Они так же эксплуатируются техниками по АО. В наше время их в основном учили и выпускали из Пермского ВАТУ. И в батальоне каждого выпуска несколько классных отделений готовили и обучали по узкопрофильной специализации- именно по эксплуатации авиационных тренажеров. Ну и у АО-шников считается большой удачей из техников "на бетоне" переучится и попасть служить на тренажер.
Но основное, повторюсь, их предназначение - это электричество на самолете. Одним из элементов АО на борту являются посадочно-рулежные фары.
И Саню, который сначала был Одессой, стали звать Фарой. За его необычное расположение и строение глаз.
Представляете наше ликование, когда сдавая на летней сессии экзамен по АО, ему в билете один из вопросов попался о устройстве и принципе действия Посадочно-Рулежной Фары.....
Совсем упустил одну деталь. Для описания которой по хронологии "отмотаю" немножко назад.
Чуть раньше, когда мы учились на первом курсе, послали нас на хозработы к майору Швангерладзе ( о методах его работы я уже рассказывал -https://dzen.ru/a/aICGfqqR3Gwy0Vqa?share_to=link, поэтому не буду повторяться) на типографию. Поскольку мы уже были ученые, то данный наряд народ в нашем классном отделении принял без энтузиазма. И это вполне было объяснимо. Попасть к нему на работу в типографию было примерно то же самое, что декабристам попасть на каторгу в Сибирь. По такому же накалу страстей и затрате килокалорий наших цветущих молодых растущих организмов.
Предчувствия нас не обманули.Уж что, что, а товарищ майор умел выжать все соки. Не смотря на то, что был членом КПСС. В том смысле, что на уроках по Истории Партии, политинформациях и прочих пропагандистских мероприятиях нас уверяли, что при капитализме человек человеку волк. Что капиталист из своих рабочих выжимает все соки для достижения своих меркантильных интересов. Ну и стращали нас отсальными ужасами мирового капитализма. А прибыв на работы в распоряжение майора Швангерладзе мы впрягались там по полной. При чем это была чисто " мэйд ин хэнд" - сугубо ручная работа. Никаких бетономешалок, кранов, домкратов, блоков с веревкой, лебедок и моторчиков. В общем, никаких механизмов! Все вручную!
И если до обеда работая на типографии под чутким руководством товарища майора все держались с помощью энтузиазма, лома и какой то матери. То после обеда общее настроение было " лучше пристрелите меня!"
Уже не помню, что было поручено делать Сане майором, но он, как и всякий крестьянский сын, применил смекалку. Чтобы облегчить себе труд.
Когда Швангерладзе сказал ему делать так, как было велено, Саня изумился в душе. И спросил:
-А на шо? /А зачем/?
Нерациональность подхода к выполняемой работе был очевиден. И для чего делать дурную работу, если можно ее сделать намного проще, качественнее и быстрее. Майор Швангерладзе, грузин по национальности, не в полной мере владел южно русским (малоросским) диалектом. Не смотря на то, что служил в ВВАТУ уже достаточное время. Поэтому неверно интерпретировал ответ младшего чина. И тут же вскипел возмущением, приняв ответ курсанта Одесского за прямой вызов и дерзость.
-Таварищ курсант!!!!!!Ти как разговаривай со старьшимь по званию!!!!Вах!!!!!Я тэбэ дам на +у=!!!!!!!!Ти у меня на губа сгнить будэшь! Мамой кланус!!!!
Саня, непробиваемый увалень от природы, меланхолично заметил:
-Товарыщу майор, та нэ на +у=, а на шо? Зачем то есть? Якщо можно зробыты ось так.
И показал ему свой метод. Швангерладзе просветлел лицом. Он с уважением относился к трудолюбивым. И немного остыв произнес:
-Аааааааа....ти есть хохоль!!!!!
До конца первого курса Саня вместо Одессы и Собацюры стал именоваться хохоль.
Ну про отношение Сани к теории я уже упомянул. К физо тоже.
Турник у Сани просто играл в руках. И выполнял он на нем упражнения- ну что выступление нашей сборной на олимпиаде смотришь, что на Саню, когда он на турнике крутит "скобки", подъем переворотом, выход силой на одну, две руки. "Солнышко" без ремней. А вот с брусьями.......с брусьями у него была беда.
И виною всему все та же теоретическая механика. Даже банальная физика за 6 класс средней школы.
Надо отметить, что в холодное время года с нами занятия по физподготовке проводили в казарме. Или другом помещении. И занятия именно по гимнастике. В теплое время в основном беговые упражнения. Из гимнастики занятия проводили только на турнике. Или прыжки через коня.
Все занятия проводились строго по наставлению по НФП в армии и флоте. Согласно требований принимали зачеты. В этой книжице было все расписано и нарисовано. Ниже приводились требования к сдаче упражнений. И таблицы с нормативами и возрастными категориями.
Зачет по гимнастике представлял из себя сдачу трех упражнений на гимнастических снарядах. Два на турнике и одно на брусьях. Обычно первое это подъем переворотом. Второе "склепка". Третье на брусьях было одинаково. Отличалось лишь соскоком в конце упражнения. На первом курсе при махе следовало сесть сбоку. И туда же соскочить. На втором и третьем надо было сделать мах с конца брусьев и спрыгнуть вперед. На рисунке, приведенном ниже, изображен первый вариант выполнения упражнения.
И вот тут казалось бы при чем тут наука физика и гимнастическое упражнение на брусьях?!! Самое, что не есть прямое. Например, когда выполняешь подъем переворотом на турнике, важно голову откинуть назад, когда ты ноги занес уже вверх. Таким образом ты сам помогаешь тело затянуть на турник. Тут третий закон Ньютона срабатывает. Выполняя "склепку" нужно в определенной верхней точке тела при раскачке ноги подкинуть к турнику. И тогда тебя самого вынесет на верх. Тут уже сила инерции с центробежной подключились. Снова физика. Ну а когда ты на брусьях встаешь на плечи, чтобы сделать "свечку" в этот момент локти нужно расставить как можно шире в стороны. Как на рисунке. Тут сразу площадь упора и закон рычага. Во первых устойчив и не сорвешься вниз. Во вторых, чем ближе ты руками держишься за брусья к плечам, соответственно рычаг меньше. Сопротивление тоже. И тело поднять вверх ногами таким хватом намного легче.
Но это понимают те, кто внимательно слушал лекции по теоретической механике. Ну и понимал материал, разумеется.
У Сани с теорией было не очень. Поэтому он "брал" брусья грубой физической силой. При выходе на "свечку" руками он держался параллельно брусьям.
Все его мышцы вздувались от нечеловеческой нагрузки. Вены на предплечьях синели. Лицом Саня становился цветом рака, сваренного в кипятке. От такой титанической работы сверхпрочные деревянные брусья изгибались. В общем, Саня поднимал себя с помощью всей группы мышц. Начиная от кистей, заканчивая щиколотками. Фигня вся эта ваша физика!
Складывалось такое ощущение, что Саня это экскаватор, который со всей силы вгрызается в промерзший напрочь грунт. С таким же надрывом и лязганьем своих металлических суставов. Это была битва титанов - кто кого. Брусья Саню, или он их. Завораживающее зрелище!
Сколько преподаватель по физподготовке - старший лейтенант Мешканцев ему не объяснял,сколько мы ему не показывали и не демонстрировали. Саня каждый раз упрямо брал эту высоту, вытянув руки на всю длину.
Не удивительно, что в один не прекрасный момент брусья Саню сделали.......
На одном из занятий по физо ( преподаватели по физподготовке терпеть не могли, когда их предмет так называли, поскольку злые языки расшифровывали его как "физическое истребление здорового организма") мы построились в казарме. По прибытию преподавателя замкомандира взвода ему доложил. И после приветствия старшего мы разбились на группы и начали заниматься. Саня попал в группу, отрабатывающих упражнение на брусьях. По иронии судьбы старший лейтенант Мешканцев находился с этой группой.
Очередь выполнять подошла к Сане. Он строевым, как и положено подошел к снаряду. Доложил старшему. И после команды приступил к выполнению упражнения. Взлетел на брусья. Крутанулся. Сделал склепку с маху оседлав брусья. А затем началось самое интересное. Все в казарме замерли и приготовились наблюдать за Саниными "родами". Они у него как всегда ожидались тяжелыми.
Как гласит старинная поговорка российского воинства - ничто так не радует в армии, как неудача товарища.
Саня, как обычно наклонился и лег плечами на брусья. И разразилась битва титанов. Вытянув руки вдоль их поверхности. И включив свой домкрат на полную силу, стал поднимать остальную часть туловища в вертикальное положение ногами вверх. Брусья изгибались и стонали. Народ получал эстетическое удовольствие от картины этой борьбы. Старший лейтенант Мешканцев отчаявшись донести до головы этого коренастого курсанта элементарное, просто страдал, наблюдая за его мучениями.
Наконец свершилось то, чего все так долго предрекали Сане! Поскольку он пренебрег законом рычага, в силу вступил другой закон - всемирного тяготения. Так как площадь опоры его рук на брусья была минимальной, а усилие на торс, находящийся внизу было максимальным, то его плечи, как им и положено, резко проскользнули между брусьев. Вытянутые руки при всей их силушке в таком положении никак не смогли удержать его плотную тушку. Поэтому никто не успел даже произнести "ой!", как Саня в мгновение ока юркнул между брусьев. Спикировал и со всего маху с гулким стуком вошел своей башкой в металлический угол швеллера основания станины. Тут то все и обомлели. Машканцев сделался лицом уж очень бледным. Наверное в уму прикидывал на сколько он "загремит под фанфары". Затем оцепенение прошло и все кинулись к натренированному тельцу Сани, безжизненно распластавшееся под брусьями. Кто побежал в умывальную комнаты. И принес оттуда воды. Прыскали в лицо, хлопали по щекам. Время, казалось остановилось. Когда же Саня открыл глаза, у всех заметно отлегло.
Саню в тот же день отвезли в Киев. В окружной госпиталь. Где его тщательно осмотрели, сделали томограмму мозга. К огромному изумлению медиков у него не обнаружили никаких повреждений. Шишка, правда, необычной формы потом у него образовалась в виде козырька над его фарообразными глазами. Ну и два синяка вокруг них. И наш Саня стал похож на енота. С пилоткой, одетой на козырек. Ну и легкое сотрясение мозга. С растяжением сухожилий кистей рук. И ВСЕ!!!!!!!!!! Ни смещения позвонков. Ни раскроенного черепа. Ни внутреннего кровоизлияния. НИ-ЧЕ-ГО! Гвозди бы делать из этих людей!
Жаль, что по объективным причинам это падение нельзя было внести в книгу рекордов Гиннесса......
Саню для порядка продержали в госпитале десять дней. Выписав его оттуда, дали освобождение от нарядов, занятий по физкультуре и физического труда еще на десять.
Машканцев его к брусьям больше не подпускал. Да и Саня как то сам сильно охладел к этому спортивному снаряду. Он к нему и раньше то особых симпатий не испытывал.........
В июле 1984 года мы в последний раз прошлись по нашему училищному плацу. После чего разлетелись кто куда. С некоторыми однокашниками я служил в одних частях. С некоторыми пересекался во время прохождения службы. С некоторыми встречался, уже будучи на гражданке. Работая по военной специальности в гражданском воздушном флоте учился на переучивании с некоторыми из них. С некоторыми поддерживаю связь и сейчас. А с некоторыми так и не виделся после нашего выпуска с июля 1984 года.
В их числе и Саня Одесский.
КОНЕЦ.