Друзья, вынужден прервать своё творческое молчание, потому что инфоповод, о котором мы с вами поговорим ниже, пропустить будет непростительным упущением.
Речь пойдёт о выступлении спикеров Old-Games.RU в Зоне Ретро на фестивале Игропром 21.09.25
на тему - История Физических Изданий Игр, которое можно посмотреть на YouTube>>> или на VK Видео ↓
Очень интересное и информативное видео, разделённое авторами на следующие темы:
- Зачем были большие картонные коробки;
- Что можно было найти внутри;
- Необычные издания и наполнение;
- Как дела обстоят сегодня;
- И не только
__________________________________________________________________________________________
Друзья, прежде чем мы продолжим, ещё раз напомню, что вам доступны к приобретению ПЕЧАТНЫЕ журналы Сокровищница компьютерных игр. Подробности по ссылке ниже↓
__________________________________________________________________________________________
Не сомневаюсь, что те, кто его уже посмотрел, и те, кому только это удовольствие суждено испытать в ближайшее время, увидят и услышат много интересного.
Со своей стороны, пользуясь возможностями данной площадки, тезисно прокомментирую выступление подкастеров Old-Games.RU:
1. Неожиданно увидеть представителей сайта олдгейм.ру, который является
крупнейшим российским архивом старых компьютерных игр
с физическими коробками этих самых игр в руках.
Да, на сайте есть не только специальные разделы по сабжу, но и много тематических веток на форуме, однако вот так выкатить часовое видео с артефактами в руках и штудиями в историю - дело ранее невиданное и говорит о том, что тема Истории Физических Изданий Игр становится мейнстримом.
Как признался один из спикеров -
мы об этом никогда не говорили!
и это действительно так.
2. Немаловажная тема -
Для чего нужны большие коробки?
ответ на этот вопрос выступающие разделили на ТРИ пункта:
Лучше смотрятся, легче найти
тут сложно не согласится. Об этом в блоге тоже есть публикация ↓
где также указывается, что:
в сети высказывалось мнение, что изначально на западе коробки специально делали большими и яркими, чтобы на полках магазинов издатель смог эффектно её преподать покупателю и, в итоге, продать. В этом есть смысл, если бокс с компьютерной игрой должен конкурировать с такими же коробками другого издателя.
Следующий, второй пункт о целесообразности больших коробок звучит так:
можно было много чего внутрь положить
да, это очевидное преимущество больших коробок, в посте Пиратский рынок и Биг Боксы от 12 марта 2025г. также указывалось:
То, что коробка больше, ярче, красивее и под завязку наполнена дополнительным печатным контентом, несомненно, полностью оправдывает издание такого формата, как Биг Бокс.
Вот третье утверждение о том, почему коробки такие большие потому что:
их сложнее вынести из магазина, не заплатив за них деньги
достаточно спорное, как по мне. Не уверен, что в те олдовые времена форм-фактор - большая коробка вообще каким либо образом соотносилась с функцией антивор.
3. Интересно было посмотреть, как выступающий доставал коробку БигБокса их прозрачного пластикового пакетика, а в другом месте - в пакет был упрятан мануал.
Узнаю бережный подход коллекционера к своей прелести!
4. Тема защиты от копирования в зарубежных боксах очень интересно была раскрыта на примере одной из зарубежных коробочных изданий игры
5. Многостраничные печатные мануалы и руководства из ранних БигБоксов были неизбежны, потому что не было электронного руководства.
Они не прикладывалась на носитель
это очень точное замечание. Лично автор блога об этом даже раньше и не задумывался.
6. Байка про jewel
- очень интересно, первый раз слышу об этом
7. Джевелы для нищебродов:
издатели в середине 90х, ближе к концу, приняли решение издавать игры в джевелах, хотели конкурировать с пиратской продукцией
в блоге эта тема тоже обсуждалась ↓
8. Про эволюцию вариантов изданий коробок от просто игры - подарочной - коллекционной выступление спикера, к сожалению, перебили:
некоторые имели по три версии, одна из которых была подарочной. Первой игрой и первой игрой в такой версии была игра Следствие ведут колобки
и не дали договорить. Очень жаль! Было бы очень интересно услышать мнение авторитетного докладчика и сравнить с моими дилетантскими рассуждениями, так как на этом вопросе автор блога останавливался подробно вот здесь ↓
9. Color Lines
Цветные линии на дискете 5 дюймов, прислал фото подписчик
и это, как по мне, пик, вершина выступления!
На слайдах показали фото коробки игры отечественного разработчика Color Lines - Gamos на дискете!
Судя по всему, докладчики и сами были удивлены наличием такой коробки в принципе, фото которой прислал им некий подписчик.
И, если я не ошибаюсь, это первое фотоподтверждение существования игры Color Lines в коробочном издании на дискете 5.25.
Да, Цветные линии издавалась в составе CD-сборников
и в БигБоксе позже
но до этого Игропромовского выступления НИ ОДИН ресурс в сети, включая тематические разделы сайта Old-Games.RU, такие пруфы ещё не публиковал.
О чём это говорит?
Только о том, что в коллекциях неизвестных коллекционеров и по сей день можно найти такие раритетные издания, о которых не знают даже авторитетные ресурсы.
Напомню, до этого момента факт существования русских БигБоксов с дискетами, а именно - Вытворялки 2 (Никита, 1993) впервые обнародовал подписчик блога Pavel Rusak 05 марта т.г. в чате обсуждения этого канала в телеге ↓
фото игры можно там до сих пор найти и посмотреть.
10. Эволюция коробок
- представлена большая коробка, а внутри только один диск, больше ничего
Дальше пошли DVD-боксы. Очень важный этап эволюции БигБокса в DVD-бокс!
11. Упомянули скретч-карту от Electronic Arts, как один из современных вариантов дистрибьюции игр на ПК в физическом издании. Иными словами - деградация больших коробок.
Сказано это было так, как будто сейчас издатели повсеместно внедряют такой формат распространения цифровых ключей в свои физические издания. Но это не так.
То, что вы видите выше, это, если не ошибаюсь, один из вида призов на тематическом конвенте издателя. Эта скретч-карта НЕ принадлежит ни какому отечественному физическому изданию игры Battlefield.
Впрочем, региональное подразделение ЕА в России довольно таки активно экспериментировало над своими физическими изданиями. Об этом подробно можно посмотреть здесь ↓
Ещё про скретч-карты, но уже в составе физического издания игры, если таковым эту большую коробку можно назвать, это игра Cyberpunk 2077 от Лаборатория Касперского ↓
но там не было скретч-карты в полном смысле этого слова. Защитный слой нужно было стирать не с пластиковой карты, а с бумажного флаера, чтобы увидеть код игры.
12. GTA V
на 7-ми дисках, спикер упомянул это издание как зарубежное, иллюстрируя современные тенденции, заявив, что:
не знаю, было ли это в России или нет
для коллекционеров ответ очевиден. Единственно, что необходимо отметить, физическое издание от 1С-Софтклаб у нас издавалась в двух вариантах упаковки:
В этом месте не могу поделится ссылкой на ПЕРВЫЙ! пост моего блога (январь 2021г.), где заявляется, что как раз игра GTA V - это последняя игра от международного издателя Rockstar Games, которая напечатана в России в форм-факторе DVD-бокса ↓
13. Хендмейд - косплей - реплика зарубежного БигБокса Gobliins 2 в переводе Old-Games.RU
Эту коробку напечатали сами олды -
благодаря товарищу с форума
и также указывается, что это "первая версия - в ламинате".
Очень интересная инфа и уникальное издание!
Автор блога не смог найти в сети какой либо информации о компании по изготовлению или же по конечному продукту Gobliins 2 от Old-Games.RU. Надеюсь, что просто плохо искал, неужели олды напечатали БигБокс только для себя?
Ждём вторую версию!
ВЫВОД
По итогу подкастеры Old-Games.RU не рассказали нам Историю Физических Изданий Игр, тему которой они выбрали для своего мероприятия. Да это бы у них и не получилось, учитывая формат выступления и колоссальный объём информации, которая нужна для раскрытия этой интереснейшей темы.
Это не удивительно ещё потому, что выступающие в начале записи честно признались, что они не коллекционеры. Это было видно, в частности, когда разговор начинался о коробке с игрой, а заканчивался о самой игре.
Больше половины времени докладчики очень интересно рассказывали и, самое главное, показывали! старые зарубежные Бигбоксы. Что ожидаемо - спикеры же с Old-Games.RU.
Немого остановились на отечественных коробках и совсем ни чего не сказали о DVD-боксах и джевелах.
На их фоне ярко пронеслись эпизоды с комментарием некоего коллекционера-ассистента с инфой по DVD-боксу Myst III: Exile
и вопросом-спитчем одного экстравагантного на вид зрителя из зала про обложку игры Super Meat Boy. Кстати, очень интересного и информативного вопроса.
НО! Подкастеры серьёзно подготовились, это видно по выступлению, что делает им честь. Использование административного ресурса интернет-портала позволило докладчикам показать зрителям уникальные, раритетные зарубежные BigBox`сы, иллюстрируя ими свой захватывающий рассказ, и тем самым подтверждая истину - лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. И, конечно, в выступлениях спикеров просматриваются фундаментальные знания тех тем, которые они освещали на своём мероприятии. Перед нами профессионалы, этого нельзя не заметить.
Потрясающе познавательно и интересно, спасибо!
UPD: продолжаю приостанавливать публикации блога