Найти в Дзене

"Мы об этом никогда не говорили". История Физических Изданий Игр от Old-Games.RU

Друзья, вынужден прервать своё творческое молчание, потому что инфоповод, о котором мы с вами поговорим ниже, пропустить будет непростительным упущением. Речь пойдёт о выступлении спикеров Old-Games.RU в Зоне Ретро на фестивале Игропром 21.09.25 на тему - История Физических Изданий Игр, которое можно посмотреть на YouTube>>> или на VK Видео ↓ Очень интересное и информативное видео, разделённое авторами на следующие темы: __________________________________________________________________________________________ Друзья, прежде чем мы продолжим, ещё раз напомню, что вам доступны к приобретению ПЕЧАТНЫЕ журналы Сокровищница компьютерных игр. Подробности по ссылке ниже↓ __________________________________________________________________________________________ Не сомневаюсь, что те, кто его уже посмотрел, и те, кому только это удовольствие суждено испытать в ближайшее время, увидят и услышат много интересного. Со своей стороны, пользуясь возможностями данной площадки, тезисно прокомментиру
Оглавление

Друзья, вынужден прервать своё творческое молчание, потому что инфоповод, о котором мы с вами поговорим ниже, пропустить будет непростительным упущением.

Речь пойдёт о выступлении спикеров Old-Games.RU в Зоне Ретро на фестивале Игропром 21.09.25

Банер Игропрома
Банер Игропрома

на тему - История Физических Изданий Игр, которое можно посмотреть на YouTube>>> или на VK Видео ↓

История Физических Изданий Игр - Old-Games.RU Podcast Live! — Видео от PodcastOGRU

Очень интересное и информативное видео, разделённое авторами на следующие темы:

  • Зачем были большие картонные коробки;
  • Что можно было найти внутри;
  • Необычные издания и наполнение;
  • Как дела обстоят сегодня;
  • И не только
Заставка видео История Физических Изданий Игр
Заставка видео История Физических Изданий Игр

__________________________________________________________________________________________

Друзья, прежде чем мы продолжим, ещё раз напомню, что вам доступны к приобретению ПЕЧАТНЫЕ журналы Сокровищница компьютерных игр. Подробности по ссылке ниже↓

__________________________________________________________________________________________

Не сомневаюсь, что те, кто его уже посмотрел, и те, кому только это удовольствие суждено испытать в ближайшее время, увидят и услышат много интересного.

Со своей стороны, пользуясь возможностями данной площадки, тезисно прокомментирую выступление подкастеров Old-Games.RU:

1. Неожиданно увидеть представителей сайта олдгейм.ру, который является

крупнейшим российским архивом старых компьютерных игр

с физическими коробками этих самых игр в руках.

Да, на сайте есть не только специальные разделы по сабжу, но и много тематических веток на форуме, однако вот так выкатить часовое видео с артефактами в руках и штудиями в историю - дело ранее невиданное и говорит о том, что тема Истории Физических Изданий Игр становится мейнстримом.

Скриншот выступления спикеров Old-Games.RU в Зоне Ретро на фестивале Игропром 21.09.25
Скриншот выступления спикеров Old-Games.RU в Зоне Ретро на фестивале Игропром 21.09.25

Как признался один из спикеров -

мы об этом никогда не говорили!

и это действительно так.

2. Немаловажная тема -

Для чего нужны большие коробки?
Скриншот выступления спикеров Old-Games.RU в Зоне Ретро на фестивале Игропром 21.09.25
Скриншот выступления спикеров Old-Games.RU в Зоне Ретро на фестивале Игропром 21.09.25

ответ на этот вопрос выступающие разделили на ТРИ пункта:

Лучше смотрятся, легче найти

тут сложно не согласится. Об этом в блоге тоже есть публикация ↓

где также указывается, что:

в сети высказывалось мнение, что изначально на западе коробки специально делали большими и яркими, чтобы на полках магазинов издатель смог эффектно её преподать покупателю и, в итоге, продать. В этом есть смысл, если бокс с компьютерной игрой должен конкурировать с такими же коробками другого издателя.

Следующий, второй пункт о целесообразности больших коробок звучит так:

можно было много чего внутрь положить

да, это очевидное преимущество больших коробок, в посте Пиратский рынок и Биг Боксы от 12 марта 2025г. также указывалось:

То, что коробка больше, ярче, красивее и под завязку наполнена дополнительным печатным контентом, несомненно, полностью оправдывает издание такого формата, как Биг Бокс.

Вот третье утверждение о том, почему коробки такие большие потому что:

их сложнее вынести из магазина, не заплатив за них деньги

достаточно спорное, как по мне. Не уверен, что в те олдовые времена форм-фактор - большая коробка вообще каким либо образом соотносилась с функцией антивор.

3. Интересно было посмотреть, как выступающий доставал коробку БигБокса их прозрачного пластикового пакетика, а в другом месте - в пакет был упрятан мануал.

Спикер достаёт из пластикового прозрачного пакета одну из старых коробок зарубежной игры
Спикер достаёт из пластикового прозрачного пакета одну из старых коробок зарубежной игры

Узнаю бережный подход коллекционера к своей прелести!

4. Тема защиты от копирования в зарубежных боксах очень интересно была раскрыта на примере одной из зарубежных коробочных изданий игры

Пример offline защиты, которую можно найти в некоторых старых зарубежных коробках BigBox
Пример offline защиты, которую можно найти в некоторых старых зарубежных коробках BigBox

5. Многостраничные печатные мануалы и руководства из ранних БигБоксов были неизбежны, потому что не было электронного руководства.

Они не прикладывалась на носитель

это очень точное замечание. Лично автор блога об этом даже раньше и не задумывался.

6. Байка про jewel

- очень интересно, первый раз слышу об этом

Спикер демонстрирует коробку jewel
Спикер демонстрирует коробку jewel

7. Джевелы для нищебродов:

издатели в середине 90х, ближе к концу, приняли решение издавать игры в джевелах, хотели конкурировать с пиратской продукцией

в блоге эта тема тоже обсуждалась ↓

8. Про эволюцию вариантов изданий коробок от просто игры - подарочной - коллекционной выступление спикера, к сожалению, перебили:

некоторые имели по три версии, одна из которых была подарочной. Первой игрой и первой игрой в такой версии была игра Следствие ведут колобки

и не дали договорить. Очень жаль! Было бы очень интересно услышать мнение авторитетного докладчика и сравнить с моими дилетантскими рассуждениями, так как на этом вопросе автор блога останавливался подробно вот здесь ↓

9. Color Lines

Цветные линии на дискете 5 дюймов, прислал фото подписчик

и это, как по мне, пик, вершина выступления!

На слайдах показали фото коробки игры отечественного разработчика Color Lines - Gamos на дискете!

Фото суперредкого артефакта Color Lines на дискете 5,25``. Публикуется впервые (но это не точно)
Фото суперредкого артефакта Color Lines на дискете 5,25``. Публикуется впервые (но это не точно)

Судя по всему, докладчики и сами были удивлены наличием такой коробки в принципе, фото которой прислал им некий подписчик.

И, если я не ошибаюсь, это первое фотоподтверждение существования игры Color Lines в коробочном издании на дискете 5.25.

Да, Цветные линии издавалась в составе CD-сборников

Джевел со сборником игр, в т.ч. с Цветными линиями
Джевел со сборником игр, в т.ч. с Цветными линиями

и в БигБоксе позже

Джевел со сборником игр, в т.ч. с Цветными линиями, обратная сторона
Джевел со сборником игр, в т.ч. с Цветными линиями, обратная сторона

но до этого Игропромовского выступления НИ ОДИН ресурс в сети, включая тематические разделы сайта Old-Games.RU, такие пруфы ещё не публиковал.

О чём это говорит?

Только о том, что в коллекциях неизвестных коллекционеров и по сей день можно найти такие раритетные издания, о которых не знают даже авторитетные ресурсы.

Напомню, до этого момента факт существования русских БигБоксов с дискетами, а именно - Вытворялки 2 (Никита, 1993) впервые обнародовал подписчик блога Pavel Rusak 05 марта т.г. в чате обсуждения этого канала в телеге ↓

Prequel печатного Альманаха📕

фото игры можно там до сих пор найти и посмотреть.

10. Эволюция коробок

- представлена большая коробка, а внутри только один диск, больше ничего

Последние времена. Из наполнения большой коробки - только один диск, больше ничего
Последние времена. Из наполнения большой коробки - только один диск, больше ничего

Дальше пошли DVD-боксы. Очень важный этап эволюции БигБокса в DVD-бокс!

11. Упомянули скретч-карту от Electronic Arts, как один из современных вариантов дистрибьюции игр на ПК в физическом издании. Иными словами - деградация больших коробок.

Скретч-карта игры Battlefield от Electronic Arts
Скретч-карта игры Battlefield от Electronic Arts

Сказано это было так, как будто сейчас издатели повсеместно внедряют такой формат распространения цифровых ключей в свои физические издания. Но это не так.

Скретч-карта игры Battlefield от Electronic Arts, обратная сторона
Скретч-карта игры Battlefield от Electronic Arts, обратная сторона

То, что вы видите выше, это, если не ошибаюсь, один из вида призов на тематическом конвенте издателя. Эта скретч-карта НЕ принадлежит ни какому отечественному физическому изданию игры Battlefield.

Впрочем, региональное подразделение ЕА в России довольно таки активно экспериментировало над своими физическими изданиями. Об этом подробно можно посмотреть здесь ↓

Сейчас ЕА ушла из РФ навсегда, но а раньше ЕА в РФ обогнала время
Игры на PC кончились! Физически10 мая 2023

Ещё про скретч-карты, но уже в составе физического издания игры, если таковым эту большую коробку можно назвать, это игра Cyberpunk 2077 от Лаборатория Касперского ↓

Cyberpunk 2077 — в России для РС в двух коробочных изданиях!
Игры на PC кончились! Физически7 февраля 2021

но там не было скретч-карты в полном смысле этого слова. Защитный слой нужно было стирать не с пластиковой карты, а с бумажного флаера, чтобы увидеть код игры.

12. GTA V

на 7-ми дисках, спикер упомянул это издание как зарубежное, иллюстрируя современные тенденции, заявив, что:

не знаю, было ли это в России или нет

для коллекционеров ответ очевиден. Единственно, что необходимо отметить, физическое издание от 1С-Софтклаб у нас издавалась в двух вариантах упаковки:

GTA V от 1С-Софтклаб
GTA V от 1С-Софтклаб

В этом месте не могу поделится ссылкой на ПЕРВЫЙ! пост моего блога (январь 2021г.), где заявляется, что как раз игра GTA V - это последняя игра от международного издателя Rockstar Games, которая напечатана в России в форм-факторе DVD-бокса ↓

Последние игры от 2K Games, Blizzard, EA, Rockstar и Ubisoft на ПК, изданные в России (2011 – 2017гг.)
Игры на PC кончились! Физически8 января 2021

13. Хендмейд - косплей - реплика зарубежного БигБокса Gobliins 2 в переводе Old-Games.RU

Gobliins 2 от Old-Games.RU
Gobliins 2 от Old-Games.RU

Эту коробку напечатали сами олды -

благодаря товарищу с форума

и также указывается, что это "первая версия - в ламинате".

Очень интересная инфа и уникальное издание!

Автор блога не смог найти в сети какой либо информации о компании по изготовлению или же по конечному продукту Gobliins 2 от Old-Games.RU. Надеюсь, что просто плохо искал, неужели олды напечатали БигБокс только для себя?

Ждём вторую версию!

ВЫВОД

По итогу подкастеры Old-Games.RU не рассказали нам Историю Физических Изданий Игр, тему которой они выбрали для своего мероприятия. Да это бы у них и не получилось, учитывая формат выступления и колоссальный объём информации, которая нужна для раскрытия этой интереснейшей темы.

Это не удивительно ещё потому, что выступающие в начале записи честно признались, что они не коллекционеры. Это было видно, в частности, когда разговор начинался о коробке с игрой, а заканчивался о самой игре.

Больше половины времени докладчики очень интересно рассказывали и, самое главное, показывали! старые зарубежные Бигбоксы. Что ожидаемо - спикеры же с Old-Games.RU.

Немого остановились на отечественных коробках и совсем ни чего не сказали о DVD-боксах и джевелах.

На их фоне ярко пронеслись эпизоды с комментарием некоего коллекционера-ассистента с инфой по DVD-боксу Myst III: Exile

Демонстрация DVD-бокса от Руссобит-М игры Myst III: Exile
Демонстрация DVD-бокса от Руссобит-М игры Myst III: Exile

и вопросом-спитчем одного экстравагантного на вид зрителя из зала про обложку игры Super Meat Boy. Кстати, очень интересного и информативного вопроса.

НО! Подкастеры серьёзно подготовились, это видно по выступлению, что делает им честь. Использование административного ресурса интернет-портала позволило докладчикам показать зрителям уникальные, раритетные зарубежные BigBox`сы, иллюстрируя ими свой захватывающий рассказ, и тем самым подтверждая истину - лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. И, конечно, в выступлениях спикеров просматриваются фундаментальные знания тех тем, которые они освещали на своём мероприятии. Перед нами профессионалы, этого нельзя не заметить.

Потрясающе познавательно и интересно, спасибо!

UPD: продолжаю приостанавливать публикации блога