Сегодня я хочу поговорить ещё об одном замечательном советском фильме «Место встречи изменить нельзя» с непростой историей его героев и их прототипов.
В самом сердце столицы, у легендарного здания Московского уголовного розыска на Петровке, 38, на ступенях главного входа застыли в бронзе — Глеб Жеглов и Володя Шарапов.
Смотря на них, мы, конечно же, узнаём героев и сыгравших их актёров Владимира Высоцкого и Владимира Конкина. Но в отличие от памятников «Офицеры» и «Они сражались за Родину» не узнаём сцену фильма.
Почему?
Всё очень просто. Кто помнит этот фильм и досмотрел его «до дыр», точно знает, что в фильме нет эпизода первой встречи этих героев. Встреча, конечно, есть и происходит она в кабинете Жеглова, но её как-то «размывает» юмористический эпизод с фотографом Гришей Ушивиным по прозвищу Шесть-на-девять.
Поэтому и было решено отразить встречу двух сыщиков в скульптурной композиции, где они идут навстречу друг другу и ещё не понятно, получится ли у них совместная служба и дружба? Никто ещё ничего не знает…
Почему их поставили на лестнице?
Они смотрятся здесь выразительно, гармонично на фоне легендарного строения — так решили на совете совместно с народным художником России Александром Руковишниковым.
Первый в России памятник героям фильма.
Кстати, первый памятник в России героям фильма «Место встречи изменить нельзя» Глебу Жеглову и Владимиру Шарапову был установлен в Волгограде. Открытие памятника было приурочено ко Дню работников уголовного розыска возле здания Волгоградского областного управления МВД.
Фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» снят по книге «Эра милосердия», написанной братьями Вайнерами — Аркадием и Георгием. В фильме, как и в книге, есть несколько реальных фактов.
Но в произведении «Эра милосердия», более отчетливо прослеживается не только противостояние милиции и бандитов, но и противостояние в самой милиции. Книга посвящена деятельности советской милиции в послевоенные годы, под воздействием событий XX съезда ЦК КПСС, на котором с подачи Никиты Сергеевича Хрущева произошел «культ развенчания личности» Иосифа Сталина.
Прототипы героев Глеба Жеглова и Владимира Шарапова.
- Герой Высоцкого — Жеглов представлял тех, кто бескомпромиссно боролся с преступниками, иногда даже нарушая требования закона. В фильме он, благодаря исполнению роли В.Высоцким, намного симпатичнее книжного.
- Герой В.Конкина — Шарапов больше «законник», у него несколько иные взгляды на свою работу, гуманистические, который служит обществу, а не своим интересам и амбициям.
Эти два героя собирательный образ и не имеющий одного единственного реального прототипа.
Но, однако, давайте познакомимся с ними:
- В 50-х годах, автор книги, Аркадий Вайнер работал следователем в МУРе, и был наслышан о молодом сотруднике Владимире Арапове, раскрывшим дело жестокой банды Ивана Митина. Через 10 лет, после этого громкого дела, Вайнер познакомился Араповым, который был в тот момент руководителем отдела по раскрытию грабежей, разбоев и убийств. Арапов дослужился до полковника, был легендой уголовного розыска. За непоколебимость, жесткость и объективность характера его называли «Чёрный полковник».
- Важный нюанс, что способ раскрытия банды писатель взял от работника органов — Владимира Чванова, который работал в Марьиной роще и сумел внедриться в одну из крупных бандитских группировок.
- Есть ещё один прототип героев фильма — Владимира Корнеев занимающий должность разведчика оперативного отдела Управления милиции г. Москвы. Он так же занимался выявлением воров, спекулянтов, скупщиков краденного, внедрением в бандитские группировки под видом «приблатненного фраера»
- У Жеглова же существует ещё один прототип, имя которого авторы скрыли. Он были одним из начальников ОБХСС — красавец, кутила, непревзойдённый оперативник, но вместе с этими качествами был взяточник. По этому делу было арестовано 20 человек, и он единственный три года добивался пересмотра и добился. С него сняли обвинения, он ушёл из органов, а через какое-то время застрелился…
В общем, как мы понимаем, конфликт Шарапова и Жеглова в книге и фильме — это не просто конфликт двух коллег, это противопоставление двух подходов к работе системы подавления в обществе.
Лучшие цитаты.
Все мы любим и часто пересматриваем, легендарный фильм «Место встречи изменить нельзя». Давайте вспомним, несколько фраз и выражений ставшими обыденными фразами нашей жизни:
- Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!
- Ты не сознание, ты совесть потерял.
- Спрос, он в нашем деле дорого стоит.
- Значится, так и запишем: вы - не жулик. Вы человека убили!
- А ты вот этот вот плакатик внимательно изучал?..
- Не ругайся, Маня, ты мне молодого человека испортишь
- Что за шум, а драки нет?!
- Вор должен сидеть в тюрьме!
- Ну и видок у тебя, Шарапов!
- Теперь Горбатый! Я сказал: Горбатый!
- Я думаю, вы сможете продолжить этот список цитат и выражений.
Что хочу сказать в завершение? Памятник до сих пор вызывает много различных споров, даже о месте его установки. Но, напоминаю, что я пишу здесь лишь своё мнение, и оно может не совпадать с вашим.
Символ верности долгу, мужества и принципиальности.
Памятник — это не просто скульптура, а символ верности долгу, мужества и принципиальности. Бронзовые сыщики стали настоящим олицетворением справедливости и закона. Автор памятника, сумел передать не только внешнее сходство героев, но и их характеры, их внутреннюю силу. Глядя на монумент, можно почувствовать ту особую атмосферу послевоенной Москвы, где два непримиримых борца с преступностью вели свою опасную работу. Они продолжают свою службу, вдохновляя новые поколения защитников правопорядка на верные и справедливые поступки.
О двух памятниках фильмам:
Благодарю всех, кто дочитал статью. Это помогает развитию моего канала. Не забывайте писать комментарии и ставить лайки.
Подписывайтесь на канал, буду рада новым знакомствам, а я, не смотря на пасмурный день сегодня, еду делать фото ещё одного интересного местечка.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное.
Путешествуйте с Надеждой!