Тема немецкого плена долгое время была табу в СССР. Прошедшие через плен становились париями в обществе, в худшем случае попадали в лагеря, в лучшем случае – лишались возможности построить карьеру, исключались из партии. Сегодня в нашей рубрики один из таких людей, прошедший через плен, последствия которого остались с ним до самой смерти.
Иннокентий Георгиевич Москалев родился 18 февраля 1910 года в селе Акша, Акшинского района Читинской области. Отец его, несмотря на то, что происходил из крестьян, был грамотным человеком, работал служащим почтово-телеграфного отделения, секретарем сельсовета, счетоводом и бухгалтером. Мать же была домохозяйкой. В 1929 году Иннокентий закончил среднюю школу с педагогическим уклоном в г. Улан-Уде и с 1930 по 1935 годы работал учителем и завшколой в селе Новая Брань Заиграевского района БМАССР, а в 1935 году переехал на работу в школу на станции Хилок, Забайкальской железной дороги, где сначала преподавал географию, а с 1937 года стал директором этой школы. В 1940 году он вступил в члены ВКП(б) и успешно окончил Педагогический институт в г. Иркутске.
Как только началась война, Иннокентий Георгиевич был фактически сразу мобилизован. Учитывая его отличную репутацию, образование и опыт работы, было принято решение его направить на курсы политсостава Забайкальского военного округа, которые он успешно закончил через три месяца. С ноября 1941 года по ноябрь 1942 года он служил комиссаром батареи 51-го запасного зенитно-артиллерийского полка.
В 1942 году проблема подготовки кадров политсостава стояла также остро, как и в 1941 году. Подготовка политруков и агитаторов была одной из важнейших задач в РККА. Отсев на эти роли был жесткий, а требования высокие даже с учетом военной ситуации тех лет. Поэтому сначала Иннокентий Георгиевич был отобран для обучения в Военно-политическом училище г. Иркутска, где он начал учиться с ноября 1942 года. Но уже в начале 1943 года его кандидатура была выбрана в числе 40 кандидатов от Забайкальского фронта для обучения в Высшем военно-педагогическом институте РККА, который в тот момент находился в эвакуации в г. Ташкенте.
Не все, кто был направлен на обучение, прошли "фильтр" института – критерии были высокие. Кандидаты должны были быть "политически проверенными, безупречными во всех отношениях и физически здоровыми".
Иннокентий этот отбор прошел и успешно прошел обучение в течении шести месяцев. 2-е отделение курса "Б", где он был парторгом, было одним из лучших.
Стажировку он прошел в июле 1943 года в 966-м отдельном батальоне связи. Ни одного нарекания за период учебы, которая закончилась 14 сентября 1943 года, Иннокентий не получил.
В начале октября 1943 года Иннокентий Георгиевич был распределен в качестве агитатора в 19-ю стрелковую дивизию. В то время дивизия принимала участие в освобождении Украины от фашистов. Согласно донесению политотдела 19 СД, агитатор дивизии, старший лейтенант Москалев И.Г. был направлен в распоряжение 1310-го стрелкового полка. 28 октября 1943 года части полка были окружены немцами. В какой-то момент танки подошли настолько близко, что начали стрелять в упор. Был смертельно ранен парторг полка Старостин, убит замкомандира 1-го стрелкового батальона по политчасти Аржевский, "тов. Москалев И.Г. тоже вероятно погиб".
На самом деле Иннокентий Георгиевич был тяжело контужен и в этом состоянии попал к немцам в плен. С этого момента начались его мытарства. Первый месяц он пребывал в лагере для военнопленных в г. Кировоград, Умань. Затем был направлен в Перемышль, а оттуда уже в Шталаг 367 "Ченстохова" в Польше. Условия в этом шталаге были кошмарными, заключенным варили бурду из гнилой капусты и картошки, да и ту давали раз в день. По воспоминаниям местных жителей, узники съели всю траву на территории лагеря. В конце 1943 года Иннокентия направили в другой Шталаг IV-B, близ Мюльберга, уже на территории Германии. Там он пробыл недолго и был направлен на работу на машиностроительный завод в г. Мойзельвиц, где работал учеником токаря. В апреле 1945 года был освобожден союзными войсками. В течении месяца он проживал в сборном лагере в г. Цвинск, а 16 мая был передан советским войскам. Далее была спецпроверка, которую обязаны были пройти все, прошедшие плен. Проходил он ее сначала в лагере для военнопленных в г. Баутцен, Германия. В сентябре 1945 года был направлен в 7-й запасной стрелковый полк в г. Невель, а из него в 18-й запасной артиллерийский полк. В декабре 1945 года был демобилизован и направлен домой.
Как прошедший через плен, он был исключен из партии, что фактически лишило его возможностей дальше развивать карьеру. Несмотря на это, он смог вернуться в ту же школу, работал там как преподаватель географии и директор. Но помимо моральных проблем и исключения из партии, плен не прошел бесследно для его здоровья.
Согласно свидетельству о болезни из личного дела офицера, в 1948 году у него был диагностирован туберкулез легких, и с этого момента он постоянно проходил лечение.
В 1956 году был в связи с болезнью Иннокентий Георгиевич был признан негодным к воинской службе и снят с воинского учета. В 1961 году его страшная болезнь привела к смерти, ему исполнился только 51 год.
Несмотря на все испытания, Иннокентий Георгиевич сохранил силу духа и верность своей стране. Его история – напоминание о цене мира и важности сохранения памяти о тех, кто прошёл через ужасы войны и плена.
~~~
История Героя подготовлена специалистами проекта Подвиг 1945 и выложена с разрешения родственников.
~~~
Читайте также:
"Где же вы теперь, друзья-однополчане?.." – История одной встречи ветеранов 317-й стрелковой дивизии
История Героя. Петр Алексеевич Трофимов. Сквозь пургу, огонь и черный дым...