Когда речь заходит о такой народной марке, как «Лада», особенно в контексте ожидаемой замены культовой «Нивы», это в информационном поле вызывает бурю эмоций, похоже на микровзрыв. Долгое время отечественные автолюбители, жили в обещаниях и надежде: вот-вот появится она, новая «Нива».
На новой платформе, с современными технологиями, но сохранившая дух предшественницы — проходимая, надёжная, своя. Говорили, обещали, мечтали… Даже ПОКАЗАЛИ. А потом — тишина. Проект словно растворился в воздухе, оставив нас ни с чем и с кучей вопросов.
Но «АвтоВАЗ» не привык сидеть сложа руки. Нужно вечно что-то сделать, жаль только, что все потуги идут в обратном от развития направлении. Пока одни проекты уходят в закат, другие начинают свой тернистый путь к свету.
И вот новость: на главном конвейере предприятия началась сборка кроссовера Lada Azimut. Пока это не серийное производство, а скорее предсерийная подготовка: первые пять машин уже сошли с конвейера, а ещё шестнадцать готовятся к сертификационным испытаниям. Планы грандиозные: до весны 2026 года автомобиль должен получить одобрение типа транспортного средства, что откроет путь к официальному старту продаж.
Честно говоря, когда сначала показали проект новой "Нивы", появление Lada Azimut стало, мягко говоря, неожиданностью. Вместо ожидаемого внедорожника, пусть и в современном исполнении, нам предлагают кроссовер. Причём кроссовер с весьма скромными, на первый взгляд, характеристиками. Под капотом — либо обновлённый мотор объёмом 1,6 литра, работающий в паре с 6-ступенчатой механикой, либо 1,8-литровый двигатель мощностью 122 л. с., агрегатированный с вариатором.
Да, ВАЗ предпринял попытку создать что-то современное. И даже звучит неплохо: 1,8 литра, 122 лошадиные силы. Но вот незадача — полного привода у Lada Azimut не будет. А это, согласитесь, уже совсем другая история, когда речь идёт о кроссовере, который многие хотели бы видеть преемником легендарной «Нивы», пусть и в другом форм-факторе.
Но мы получили довольно убогий рубленный дизайн, слизанный то ли с "корейца", то ли с очередного "китайца".
А ведь убери странные дизайнерские решения, добавь полный привод... Ай.. Что говорить, ничего не сделается...
Зато гнить не будет.
В качестве одного из ярких преимуществ Lada Azimut производитель выделяет его антикоррозийную защиту. Мол, машина не будет ржаветь, даже крыша оцинкована. Это, безусловно, обнадеживает. Особенно на фоне того, что многие современные автомобили, в том числе китайские кроссоверы, не могут похвастаться таким уровнем защиты. Возможно, по этому параметру Azimut даже превосходит конкурентов.
Но вот вопрос: насколько важна эта «оцинковка», если автомобиль не оправдывает возложенных на него ожиданий? Ведь помимо отсутствия полного привода есть и другие нюансы.
Изначально, по слухам, планировалась и более мощная версия Lada Azimut — со 150-сильным турбированным двигателем, который должен был работать с 6-ступенчатым «автоматом». Звучало уже интереснее, хотя и не решало проблему отсутствия полного привода. Но, как это часто бывает, амбиции разбились о суровую реальность. АвтоВАЗ временно приостановил работу над этим турбированным двигателем. Причины вполне понятны: текущие экономические трудности, четырёхдневная рабочая неделя, нереализованные запасы других моделей (например, Lada Aura) и затягивающийся запуск Lada Iskra.
Хорошая новость заключается в том, что проект турбо-Azimut не закрыт, а лишь «заморожен». Но когда «замороженное» станет «размороженным» — большой вопрос. А это значит, что есть вероятность, что покупатели получат Azimut с теми двигателями, которые уже находятся в разработке, без каких-либо «турбобонусов».
Как будет разгоняться и вести себя эта «большая корова», построенная, по сути, на базе Lada Vesta, — покажет время. Но уже сейчас понятно, что без полного привода, даже с 122-сильным мотором, она вряд ли сможет претендовать на звание преемницы «Нивы».
После 2022 года «АвтоВАЗ» оказался в сложной ситуации. У них просто не осталось моделей в самом популярном на рынке классе — компактных кроссоверов. До санкций у ВАЗа был более-менее чёткий план: новая «Нива» на новой платформе, готовая к 2023–2024 годам, с полным приводом. Но реалии изменились.
После 2022 года пришлось, по сути, «изобретать велосипед» — создавать кроссовер на базе уже существующей платформы Lada Vesta. Два варианта: либо установка полного привода на эту платформу оказалась слишком дорогой, либо она могла существенно замедлить запуск производства. Возможно, в будущем полный привод появится и на Azimut (хоть и маловероятно, платформа Весты не предусматривает такой возможности), но лучше иметь кроссовер без полного привода, чем не иметь его вовсе — такова, видимо, логика АвтоВАЗа. Это, кстати, похоже на историю с автоматом на Lada Vesta. Отсутствие «автомата» явно стоило «Ладе» значительной доли рынка, но компания долгое время не могла предложить адекватное решение.
И тут возникает ещё один важный момент. Правительство России ввело санкционные ограничения против Renault. Это означает, что возвращения французского концерна и, соответственно, их платформ на АвтоВАЗ ожидать не стоит. А значит, и о «Ниве» на новой, «нормальной» платформе, которую мы так долго ждали, скорее всего, придётся забыть.
И тогда возникает главный вопрос: нужен ли нам этот Azimut? Если он действительно сможет предложить конкурентоспособную цену, хорошее качество сборки и достойный уровень оснащения, то, возможно, он найдёт своего покупателя. Но вряд ли эта "Лада" станет преемницей «Нивы», полноценным кроссовером, способным покорять бездорожье.
И бог с ней, с этой новой желанной «Нивой», мы получили даже не кроссовер, а какое-то безобразие, похожее на "Весту". Но ничуть не автомобиль, призванный заполнить образовавшуюся на рынке пустоту. Автомобиль, который, возможно, будет более практичным, чем седан, но так и не сможет предложить то, что необходимо. Будем наблюдать за судьбой Lada Azimut. Но пока, честно говоря, ожидания явно не оправдались.
Кстати, заходите в ТГ-канал "Гаражбатя", там мы не обсуждаем судьбу АвтоВАЗа, а просто делимся повседневной жизнью автолюбителя ;)
Благодарю за прочтение, всем добра.