Первые пробные трансграничные платежи могут пройти в следующем году
«Цифровой рубль» — это новая реальность обозримого будущего россиян. Чего ждать от нововведения, кто и как сможет заработать на цифровом рубле и почему Центробанк не торопится с реализацией проекта, об этом рассказала заместитель председателя Банка России Зульфия Кахруманова.
Напомним, что утверждённый поэтапный план введения цифрового рубля в оборот начнёт работать с 1 сентября 2026 года, когда возможность оплаты цифровым рублём должны предоставить крупнейшие компании — банки и магазины, чья годовая выручка превышает 120 млн руб. А с 1 сентября 2027 года обязанность принимать и использовать цифровой рубль распространится на организации с более низким годовым оборотом — от 30 млн руб. С 1 сентября 2028 года новые правила станут обязательными для всех остальных организаций.
На текущий момент технологических сложностей нет и системно значимые банки должны быть готовы к 2026 году, заверила Зульфия Кахруманова.
Мы дали возможность банкам, гражданам, государству посмотреть и попривыкнуть к сервисам ровно для того, чтобы это не вызывало ощущения принудительного выбора у людей. Добровольный выбор — это самое главное свойство цифрового рубля.
— Зульфия Кахруманова, заместитель председателя Банка России
Так как банки по сути будут посредниками между Центробанком и клиентом, то для них, как участников рынка цифрового рубля, будет предусмотрен специализированный инструмент заработка на комиссиях — платформа коммерческих смарт-контрактов, концепция которой будет опубликована в первой половине 2026 года.
У ряда системно значимых банков есть идеи по смарт-контрактам. Концепцию прорабатываем вместе с банками. То есть мы слышим их интересы и предложения.
— Зульфия Кахруманова, заместитель председателя Банка России
В концепции предполагается, что каждый банк сможет разрабатывать свой смарт-контракт, но должны будут учитываться требования безопасности, которые устанавливает регулятор.
Среди приоритетов по цифровому рублю — трансграничные платежи, которые уже вызывают заинтересованность других стран в интеграции своих систем с цифровым рублём.
В следующем году первые такие платежи возможны. Я бы сказала очень аккуратно, потому что это зависит от множества аспектов.
— Зульфия Кахруманова, заместитель председателя Банка России