И пошел он туда на глазах у всех, имея действующий контракт с тульским «Арсеналом».
В ноябре 2023 года известный футбольный функционер Дмитрий Балашов дал большое интервью обозревателям «СЭ» Юрию Голышаку и Александру Кружкову в рамках нашей рубрики «Разговор по пятницам». В отрывке ниже — рассказ Балашова об Олеге Кононове, арендованных футболистах и работе в «Венеции».
Кононов
— Как полагаете, чем Кононов мог заинтересовать «Спартак»?
— Вы помните, после какого матча он перешел?
— Обыграли «Спартак»?
— Просто раскатали! И с «Зенитом» здорово сыграли. Очень сильную осень провели при Кононове. Знаете, в чем беда «Арсенала»?
— В чем?
— Мы рано поверили, что стали Клубом. Надули щеки: так, от арендованных отказываемся.
— Зря?
— Нельзя было этого делать! «Арсенал» выползал за счет арендованных. Надо честно признать. Дзюба, Бакаев, Мирзов, Лесовой, Джорджевич... Все приходили доказывать через «Арсенал». Удержать их потом не было возможности — такой ценник. Того же Бакаева мы пытались, но куда там! Как посыпались предложения!
— Кстати, как с Бакаевым работалось?
— Супер! Парень золотой, трудолюбивый. О переходе из «Спартака» мы договорились за три минуты. Он даже не вникал, какая зарплата, какие премиальные. Хотел играть. У нас тогда собралась ветеранская банда — Берхамов, Хагуш, Григалава. Бывало, приеду на базу, кивну в их сторону: «Ну как, Бакайчик, «старики» не обижают?» А он с умилением: «Викторыч, да что вы! Это мои братья!»
— Вы Хагуша упомянули. Тоже яркий персонаж.
— О да! Наш главный модник. То, что футболисты в брендовой одежде ходят, я давно привык. Но Анрик предпочитает самую роскошную — из коллекции Brunello Cucinelli.
— Это же дороже любого Versace!
— У Анрика и «Гелендваген» особенный. «Заряженный».
— Как это?
— Рычащий двигатель. Когда Хагуш в Тулу въезжает, на другом конце города слышно! Оказывается, в этом и кайф. Мне-то всегда казалось — чем тише машина работает, тем лучше. Но у молодых свои причуды.
— Так как вы с Кононовым расставались?
— Заканчивается матч на «Открытие Арене». Мы внизу, а Кононов поднимается в ложу к спартаковскому руководству. О чем нам тут же доложили.
— Кто?
— Люди из «Спартака». Знакомых-то полно. Сразу: «Ваш-то вон, пошел...» При действующем контракте! Вот что это?!
— Тренер не должен так себя вести?
— А вы как думаете? У него контракт с «Арсеналом»! Никого не предупредив, отправляется на переговоры с руководством «Спартака» — нормально?!
— Вы задавали ему этот вопрос?
— Аджоев задавал.
— Что ответил Олег Николаевич?
— Понятия не имею. Ясно было — для него в Туле все закончилось.
— Чувствуем — задело вас.
— Да я в шоке был!
— Вы бы как действовали, если бы пригласил «Спартак»?
— Сразу позвонил бы Аджоеву: «Захарыч, вот такая ситуация. Давай подумаем, как поступить». Не сомневаюсь, он сказал бы: «Спартак» есть «Спартак», какие вопросы? Расстанемся цивилизованно». Компенсация возникла исключительно из-за поведения Кононова.
— Из-за фортеля с походами в ложу?
— Разумеется!
— Вы для себя ответили на вопрос, почему он так сделал?
— А это как раз в характере Кононова. Можно принять грамотное решение, посоветоваться... Нет! Ну, пошел и пошел.
— Мямлить начал даже внутри себя?
— Вот-вот.
«Венеция»
— Многие и забыли, что был в вашей жизни удивительный опыт — «Венеция». С чего все началось?
— 2011-й, звонит Юрий Кораблин, который был мэром Химок и президентом одноименного клуба. Мы знакомы тысячу лет — я в этой команде играл, потом стал генеральным директором. Узнаю новость — Кораблин приобретает права на «Венецию» и приглашает меня туда работать.
— Реакция?
— Говорю: «Вы смеетесь? Ну какая вам «Венеция»? На фиг надо?»
— Почему?
— Итальянцы, трехкратные чемпионы мира! Куда нам — в калашный ряд? А Кораблин воодушевлен: «Все получится!» Он хотел построить стадион, зарабатывать деньги и на это содержать команду. Не зная главной тонкости.
— Какой же?
— Землей в тех краях распоряжаются не местные градоначальники, а руководство страны. В тот момент — непосредственно Берлускони. У Кораблина были теплые отношения с мэрами Венеции и Местре. Ему казалось — они все решат.
— Как у нас решаются вопросы.
— Ага.
— Человеку запудрили мозги?
— Говорили: «Все будет, начнем зарабатывать. Приезжай и вкладывайся». Венецианцы — ребята бесшабашные, себя даже итальянцами не считают. Я порой думал: может, они искренне верили, что стадион построится? Потом встрепенусь: ну нет, вряд ли. Свои-то законы должны знать! Мне уже другие люди в Италии говорили: да вы что?! Нереально!
— Кораблину была интересна не столько команда, сколько строительство?
— Строительство без команды никто не позволил бы. Они же фанаты футбола. Если ты говоришь: «Я возьму клуб и построю стадион» — сразу: «Пожалуйста!» А стадион в Италии всегда принесет деньги. В нем и магазины, и рестораны...
— Мы наткнулись на цифры — «Венеция», болтавшаяся тогда в четвертом дивизионе, стоила Кораблину 650 тысяч евро.
— По моей информации — около пяти миллионов евро.
— Еще говорили — за Кораблиным стоял банк «Югра».
— Не исключено. Плюс какие-то инвесторы, занимавшиеся фастфудом. Целый пул. Тратил Кораблин не свои сбережения.
— Почему на роль генерального менеджера позвал вас?
— Ему нужен был человек, который знает, как работает изнутри футбольный клуб. Как надо взаимодействовать с федерацией. Вот и предложил мне. Все совпало с моим уходом из «Локомотива». Я говорю: ну... поехали!
— Итак, вы в Венеции. Что обнаружили?
— Если говорить про клуб — по уровню игры это было сопоставимо с нашими командами первой лиги. Еще увидел стадион, где можно ударить с центра поля — и мяч улетит в лагуну.
— Улетал на тренировках?
— Мы там не тренировались. В играх — да, улетал. Специальные люди на лодках за ним гребли. Обычно команды на игру приезжают на автобусе, а тут приплывали на корабликах.
— Живописно.
— Еще странность — в Италии команда четвертого дивизиона по классу неотличима от второго. Даже в низших лигах заезды в отличные гостиницы, безупречная экипировка. Уровень!
— При смешных зарплатах?
— Да, зарплаты крохотные. 400-500 евро. Причем сами считали это хорошими деньгами! Каждый в команде был уверен — скоро он «выстрелит».
— На остров-кладбище Сан-Микеле заглянули, могилу Бродского посетили?
— Разумеется. Я объездил все что мог. Поражался, как живут венецианцы. Вокруг немыслимое количество туристов! Круглый год, 24 часа в сутки! Еще и влажность постоянная.
— Наверное, привыкаешь. На себя ситуацию примеривали — могли бы жить вот так, на воде?
— Да я бы вообще в Италии жить не смог. Я абсолютно русский человек. Вот как смириться с тем, что в шесть часов вечера Италии нет?
— То есть?
— Все по домам. В Венеции это еще не так выражено, а во Флоренции живет вечерами разве что центр. Чуть в сторонку — все вымершее. В Местре, что в десяти километрах от Венеции, после шести на улицах ни души. Магазины закрыты. А у русского человека в шесть вечера жизнь только начинается. Я как раз в Местре жил.
— Почему там?
— В Венеции очень дорого снять квартиру. Да и от туристов с ума сойдешь.