Готов был сам заплатить деньги, чтобы выйти на матч против «Зенита».
В ноябре 2023 года известный футбольный функционер Дмитрий Балашов дал большое интервью обозревателям «СЭ» Юрию Голышаку и Александру Кружкову в рамках нашей рубрики «Разговор по пятницам». В отрывке ниже — рассказ Балашова о подписании Дзюбы и тренере Игоре Семшове.
Дзюба
— Вы же и Кокорина с Жирковым пытались затащить в Тулу?
— Да. 2019-й, оба — свободные агенты.
— Тоже вопросом занимались Аджоев с Рудаковым?
— Нет, с Кокориным и Жирковым общался я лично. Давно их знаю. Юра ответил: «Я, может, закончу. Если нет, давай позже поговорим». Его здоровье тревожило. Славный парень, неиспорченный.
— А Кокорин?
— Кокора всегда на расслабоне. Улыбочка, шутки-прибаутки. Прислал мне эсэмэс: «Ну и че по деньгам?» Я написал. В ответ десять смайлов. Ну так, несерьезно... По большому счету можно было додавить и одного, и другого.
— Если в Жиркове смущало здоровье, то что — в Кокорине? Он здоров как бык.
— Кокора не горел желанием ехать в Тулу. Ждал более заманчивых предложений. Вот о сорвавшемся Жиркове я жалею! Как показала ситуация — еще год-два он мог отыграть.
— В 2018-м «Арсенал» арендовал Дзюбу на полгода. К этим переговорам вы отношения не имели?
— Да я вообще не верил, что они возможны.
— Расскажите-ка.
— Эти переговоры вел Аджоев. Мне позвонил: «Возьмем Дзюбу». Я ответил: «Вы что, прикалываетесь?» Ну, нереально! Уровень Артема в тот момент разве для «Арсенала»? А зарплата? Так и не верил, пока меня не пригласили в Москву подписывать контракт. Дзюба даже в тот момент хохмил не переставая. Вокруг него постоянно позитив. Как только оказался в Туле — команда изменилась сразу.
— В чем?
— Совсем другая раздевалка. Выходили против любой команды — и впервые появилось чувство, что проиграть мы не можем. Есть в Дзюбе что-то необыкновенное для футболиста.
— Заряжает уверенностью?
— Абсолютно всех. Мегапозитивный парень. Ну и футболист классный. Помните, как мы сыграли с «Зенитом» 3:3? Питер прописал сумму, которую надо выложить за участие Артема в этом матче.
— Что-то с числом 10. 10 тысяч евро?
— 10 миллионов рублей! Не буду говорить, кто заплатил.
— Вы вроде обмолвились тогда, что раскошелился клуб.
— Раз говорил — подтверждаю. Но и сам Дзюба согласился заплатить. Просто мы не сочли это правильным. Артем так хотел сыграть, что готов был на любые траты: «Только допустите меня до «Зенита», умоляю!»
— Он же забил в том матче?
— Решающий гол, третий. Еще голевую отдал. Такое наслаждение вспоминать, как Артем настраивался на «Зенит», — и всей команде это передалось!
— Манчини он ненавидел.
— Дзюба готовил команду наравне с Божовичем: «Мы не слабее, не можем проиграть!» После гола он и показал что-то Манчини.
— Как «Арсенал» и «Зенит» делили расходы на гигантскую зарплату Дзюбы — около трех миллионов евро в год?
— Почти все выплачивал «Зенит». Мы — лишь небольшую часть. На уровне наших футболистов основного состава.
— Дзюба уходил в Тулу ради того, чтобы попасть на чемпионат мира. В тот момент казалось — шансы невелики. Еще и Черчесова передразнивал на камеру.
— «Усы надежды»? Помню!
— Никаких конфликтов вокруг Дзюбы у вас в клубе не было?
— Даже близко! В тот период фамилия Дзюба и слово «конфликт» вообще не монтировались. Он пахал, как на предсезонке. Когда работаешь чуть больше, чем обычно. При этом никто не гарантировал, что Артема вызовут в сборную.
— Сейчас смотрите, как он не пожимает руку Семаку. О чем думаете?
— Перебор. В «Арсенале» я видел совершенно другого Дзюбу. Да, был жест Манчини. Но в той ситуации Артема еще можно понять. Итальянец его зачехлил.
Семшов
— Мы читали, что за Кононова и его штаб «Спартак» выплатил «Арсеналу» компенсацию — 500 тысяч долларов.
— Так и есть.
— Когда Кононов уходил в «Спартак», вы понимали, что эта команда не для него?
— Аджоев понимал. Говорил: «Олег, если хочешь — иди. Но это ненадолго. В Туле я с тобой посижу после игры. Обсудим, поругаемся, помиримся. В «Спартаке» никто с тренером сидеть не будет!»
— Зарема сообщила в интервью, что отговаривала Леонида Арнольдовича от кандидатуры Кононова. Аргументировала так: «Он же вялый!» В самом деле?
— По словам футболистов, иногда Кононов повышал голос, разговаривал жестко. Хоть я ни разу не слышал.
— Значит, Зарема права?
— И все же я бы не стал так говорить — «вялый». Сформулирую иначе. Мне кажется, для тренера Кононов мягковат.
— Чем он по-тренерски хорош?
— Может достучаться! Это прямо его конек!
— Большое дело.
— Вызвать человека, один на один ему что-то втолковывать, рассказывать, в чем прибавить... Контакт Кононов находит. Он интеллигентный человек, излагает грамотно. После этих сеансов общения у людей глаза загорались, начинали пахать.
— А с командой в целом?
— Вот здесь, мне кажется, он недорабатывал. Я уверен: тут еще вопрос в штабе! Главного тренера делают помощники!
— У Олега Николаевича с ними беда?
— У Кононова ни-ког-да не было сильных помощников. Вдобавок они часто меняются.
— Лучший второй тренер, которого вы знаете?
— Семшов.
— Семшов?! Ничего себе!
— Шикарный ассистент.
— Чем?
— Может и объяснить, и показать. Футболист-то был изумительный! Я видел, как они работали с Черевченко. Семшов воспитанный, порядочный. Всегда давал понять, что Черевченко главный. В штабе это важно.
— Как попадает в телестудию — ни одного живого слова. Поток банальностей.
— Семшов застенчивый. Очень стеснительный.
— На тренерстве это не сказывается?
— Вот на поле он меняется. Его среда, Игорь в ней вырос. После тренировок мы часами разговаривали — Черевченко, Климов, Семшов... Как-то спрашиваю Семшова: «А как же фейр-плей?» Вдруг слышу: «Да клал я на ваш фейр-плей!»
— Однако!
— Говорю: «Ты же смокинг получал как джентльмен года!» — «Так я и пинки судьям раздавал. Кругом писали, что я интеллигент на поле... Да я ненавидел соперника! Девяносто минут ненавидел каждого, кто играл против меня!»
— Прекрасная история.
— Так что ощущение, будто он банальный и мямля, — глубоко ошибочное. Семшов яркий.
— Вы вспомнили фамилию Климов. Дзюба говорил: «Климов — это самые большие яйца, которые я видел в футболе». Подтверждаете?
— Вы об этом писать хотите?
— Почему нет. Это ж характеризует положительно.
— Знаю многих, готовых подтвердить.