Найти в Дзене
Киноамнезия

Пять знаковых фильмов с Дайан Китон: шляпа, одиночество и "Оскар"

Оглавление

Дайан Китон - одна из немногих актрис, которые старели красиво. Она не скрывала морщин, а добавляла к ним шляпу, очки и улыбку: мне, мол, и так идёт.

Красивая женщина оставил нас на 80-м году жизни. Ушла тихо. В Калифорнии. На своей земле, в доме, который когда-то сама спроектировала и реставрировала.

Удивительно: Китон не была замужем, но при этом любила: Вуди Аллена, Уоррена Битти, Аль Пачино. Несмотря на отсутствие штампа в паспорте, актрисе на пять с плюсом удавались различные роли: от наивной девчонки до мудрой старушки, которая знает, что одиночество - не есть пустота. Порой это состояние души - самодостаточность, сложный выбор, который нужно принять не со слезами, а с улыбкой.

Учитывая все вышесказанное, я выбрал пять фильмов, в которых живёт суть актрисы.

«Крёстный отец» (The Godfather, 1972)

Молодая Дайан — с мягкими чертами лица, почти девчонка — появляется на фоне мрачных мужчин, говорящих о делах, как о погоде. Её Кэй — человек из другого мира. Она — не мафия, не власть, не страх. Она — любовь, наивность и свет, который постепенно гаснет, когда Майкл (Аль Пачино) втягивается в бездну.

-2

В этой роли Китон впервые показала, что женщина в кадре может быть не просто «подругой героя», а отражением его падения. Когда в финале она смотрит на закрывающуюся перед ней дверь — это не просто сцена, это метафора жизни любой женщины, которая верила, что сможет спасти мужчину, а в итоге потеряла себя.

«Энни Холл» (Annie Hall, 1977)

Если бы у голливудского феминизма был смех, он звучал бы голосом Дайан Китон.

«Энни Холл» — фильм, где она сыграла… саму себя: неловкую, очаровательную, честную и нелепую. Китон стала первой женщиной на большом экране, которая доказала, что женственность прячется не за очередным модным платьем, а за самоиронией.

-3

За роль в «Энни Холл» Китен получила «Оскара» — в тот вечер она вышла на сцену в костюме: жилет, галстук и шляпа. Почему? "Энни Холл" — это не просто кино о любви, это фильм о женщине, которая впервые позволила себе быть собой.

«Красные» (Reds, 1981)

Начало 80-х: эпоха видеосалонов - время экспериментов. Китон решается на сложную драматическую роль. Её новая героиня - журналистка Луиза Брайант, женщина, поставившая на кон всё ради любви к революции.

-4

"Красные" - фильм о судьбе, где любовь смешивается с идеей, а личное растворяется в историческом вихре. Китон здесь — страсть и совесть эпохи. Не случайно её номинировали на «Оскара»: именно здесь она доказала, что умеет быть не просто умной, но и сильной.

Ироничная
Энни Холл выросла и стала женщиной, которая говорит не про чувства, а про смысл бытия - похвально!

«Клуб первых жён» (The First Wives Club, 1996)

С годами Китон не теряла актерского запала. Яркое тому доказательство - фильм "Клуб первых жён".

-5

В этой комедии три женщины, которых бросили мужья ради молодых любовниц, объединяются и мстят. Китон — как обычно, сдержанная и нервная, но с блестящим чувством ритма.

Фильм стал манифестом женской солидарности задолго до хэштега
#MeToo. Китон играет уязвимую, но не сломленную женщину: когда женщина плачет, в её глазах рождается план мести...берегитесь неверные!

«Любовь по правилам и без» (Something’s Gotta Give, 2003)

Сорок лет спустя после «Крёстного отца» Китен снова играет женщину, которая умеет любить: только теперь не мужчину, а жизнь. Её героиня — успешная писательница, переживающая роман: иронично, трогательно, с самоиронией.

-6

Героиня Китон наконец-то научилась не спасать, а выбирать себя. За эту роль её вновь номинировали на «Оскара» — и, кажется, это был момент, когда весь зал понял: перед ними женщина, которая стареет с достоинством и с улыбкой.

Почему именно эти пять?

В вышепредставленных кинолентах, как мне кажется, отражен весь кинопуть актрисы: от наивности к зрелости, от внешней красоты — к внутренней свободе.

Она не была звездой, строящей популярность на скандалах. Она была солнцем, которое светило, согревало, даря надежду на светлое будущее.
Китон не меняла себя под индустрию — она меняла индустрию под себя:

-7
«Я — женщина, и мне хорошо быть женщиной, даже если рядом никого нет».

Эпилог

Дайан Китон прожила жизнь, словно фильм без финальных титров. Сцены о любви, диалоги с тенью, внутренние монологи о времени и свободе — всё в её биографии могло бы стать сценарием для очередного фильма Вуди Аллена. Да, в этом сценарии нет свадьбы, но за то есть талант, стиль, чувство юмора и редкое умение быть настоящей.

Она ушла, но осталась в кадре, в нашей памяти. И если кто-то скажет, что великие актрисы ушли в прошлое — я отвечу просто:

"Посмотрите «Энни Холл». И поймёте, что это не так...".

Вечная память той, которая умела смеяться над вечностью.