«Опять эта зеркальная "З"! Это нормально или уже пора бить тревогу?» Многие родители именно сейчас приходят на консультацию с этим.
Знакомо? Ваш ребёнок пишет «я» как английскую «R», а цифру 9 «завивает» не в ту сторону?
Как думаете. Это ошибка? Невнимательность? Лень?
Стоп. Давайте выдохнем и разберёмся без паники.
Что это за «зеркальный трюк»?
Представьте, мозг ребёнка — это гениальный, но ещё не до конца настроенный суперкомпьютер. Он уже знает, что такое «форма» — вот буква «К». Но понятия «лево» и «право» для него пока как для нас запутанный лабиринт. Он видит картинку, но иногда переворачивает её, как отражение в зеркале. Это не лень и не невнимательность. Это этап настройки сложнейшей системы под названием «пространственное восприятие».
Когда не стоит волноваться? (Всё идёт по плану!)
Если вашему первооткрывателю букв и цифр 5–6 лет — успокойтесь. Прямо сейчас его мозг активно строит внутреннюю систему координат: вверх-вниз, право-лево. Тело учится двигаться симметрично, глаза — скользить по строке.
Пока все эти процессы не синхронизируются в идеальный оркестр, «зеркальные ноты» — это абсолютно нормальная партия. Это знак того, что развитие идёт полным ходом!
Тут я бы рекомендовала родителям все игры на формирование схемы тела. Поворачиваем направо, идем вниз и налево.
Все ходилки и бродилки. Кстати, именно в пять лет детям интересны именно такие игры.
Подойдут такие игры как "крестики и нолики", "морской бой"
А когда рука уже рука должна тянуться что бы позвонить специалисту?
Вот на что стоит обратить пристальное внимание к 7–8 годам, особенно если симптомы идут «комплектом»:
- Начинает писать слово не с начала, а с конца строки?
- Путает правый и левый ботинок с завидным постоянством?
- Во время чтения «теряется» и прыгает со строчки на строчку?
- Рисуя домик по образцу, получается нечто абстрактное?
Вот это уже серьёзный сигнал: мозг просит помощи! Какие-то важные «проводочки» между полушариями пока не проложены.
Почему так вышло? (Корень проблемы)
Забудьте фразу «он просто не старается». Причины почти всегда глубже:
- Правое полушарие (творческое, образное) видит букву-картинку, а левое (логическое) не успевает дать команду: «Эй, она же смотрит в другую сторону!».
- Тело не чувствует пространства. Если ребёнок путает, где у него правая рука, мозг будет путать и на бумаге.
- Внимание и контроль еще незрелы.
Важно: волшебных прописей с маркетплейса тут недостаточно!
Потому что проблема не в том, что ребёнок «не запомнил» букву «Б». Проблема в том, что у него в голове нет чёткой системы координат. Заставлять его 100 раз писать неправильную букву — всё равно что заклеивать скотчем треснувшую вазу. Эффект будет временным, а причина никуда не денется.
Как помочь по-настоящему? (Маршрут исправления)
Помощь нужна системная, и она почти всегда идёт от движения к букве, от тела к символу.
Диагностика. Сначала нейропсихолог должен понять, на каком именно этапе «сообщение» между мозгом и рукой искажается.
Тело и движение. Учимся чувствовать своё тело в пространстве. Этому очень помогает спорт. Я обожаю плавание. Но подойдут и танцы например.
Пространственная навигация. Игры на ориентацию (лево-право, верх-низ).
Координация «глаз-рука».
Тут очень помогает именно быт. Намазать себе бутерброд это тоже про "глаз и рука". Налить воды и вовремя выключить кран.
Буквы и символы.
Запомните главное: зеркальность — это не приговор и не болезнь.
Это всего лишь сигнал-подсказка от мозга: «Мне нужна поддержка в построении внутренней карты мира!». Когда через специальные игры, упражнения и движения ребёнок начинает ощущать пространство всем телом, эти досадные «зеркальные» ошибки исчезают сами собой. Просто потому, что мозг наконец-то разобрался, где право, а где лево.
Пишите как ваши первоклассники?