Найти в Дзене
Elena Sokol

Ребенок "зеркалит" буквы на письме. Когда это норма, когда стоит бить тревогу?

«Опять эта зеркальная "З"! Это нормально или уже пора бить тревогу?» Многие родители именно сейчас приходят на консультацию с этим.

Знакомо? Ваш ребёнок пишет «я» как английскую «R», а цифру 9 «завивает» не в ту сторону?

Как думаете. Это ошибка? Невнимательность? Лень?

Стоп. Давайте выдохнем и разберёмся без паники.

Что это за «зеркальный трюк»?

Представьте, мозг ребёнка — это гениальный, но ещё не до конца настроенный суперкомпьютер. Он уже знает, что такое «форма» — вот буква «К». Но понятия «лево» и «право» для него пока как для нас запутанный лабиринт. Он видит картинку, но иногда переворачивает её, как отражение в зеркале. Это не лень и не невнимательность. Это этап настройки сложнейшей системы под названием «пространственное восприятие».

Когда не стоит волноваться? (Всё идёт по плану!)

Если вашему первооткрывателю букв и цифр 5–6 лет — успокойтесь. Прямо сейчас его мозг активно строит внутреннюю систему координат: вверх-вниз, право-лево. Тело учится двигаться симметрично, глаза — скользить по строке.

Пока все эти процессы не синхронизируются в идеальный оркестр, «зеркальные ноты» — это абсолютно нормальная партия. Это знак того, что развитие идёт полным ходом!

Тут я бы рекомендовала родителям все игры на формирование схемы тела. Поворачиваем направо, идем вниз и налево.

Все ходилки и бродилки. Кстати, именно в пять лет детям интересны именно такие игры.

Подойдут такие игры как "крестики и нолики", "морской бой"

Вот все такие упражнения в возрасте пяти лет вам подойдут.
Вот все такие упражнения в возрасте пяти лет вам подойдут.
-3

-4

А когда рука уже рука должна тянуться что бы позвонить специалисту?

Вот на что стоит обратить пристальное внимание к 7–8 годам, особенно если симптомы идут «комплектом»:

  • Начинает писать слово не с начала, а с конца строки?
  • Путает правый и левый ботинок с завидным постоянством?
  • Во время чтения «теряется» и прыгает со строчки на строчку?
  • Рисуя домик по образцу, получается нечто абстрактное?

Вот это уже серьёзный сигнал: мозг просит помощи! Какие-то важные «проводочки» между полушариями пока не проложены.

Почему так вышло? (Корень проблемы)

Забудьте фразу «он просто не старается». Причины почти всегда глубже:

  • Правое полушарие (творческое, образное) видит букву-картинку, а левое (логическое) не успевает дать команду: «Эй, она же смотрит в другую сторону!».
  • Тело не чувствует пространства. Если ребёнок путает, где у него правая рука, мозг будет путать и на бумаге.
  • Внимание и контроль еще незрелы.

Важно: волшебных прописей с маркетплейса тут недостаточно!

Потому что проблема не в том, что ребёнок «не запомнил» букву «Б». Проблема в том, что у него в голове нет чёткой системы координат. Заставлять его 100 раз писать неправильную букву — всё равно что заклеивать скотчем треснувшую вазу. Эффект будет временным, а причина никуда не денется.

Как помочь по-настоящему? (Маршрут исправления)

Помощь нужна системная, и она почти всегда идёт от движения к букве, от тела к символу.

Диагностика. Сначала нейропсихолог должен понять, на каком именно этапе «сообщение» между мозгом и рукой искажается.


Тело и движение.
Учимся чувствовать своё тело в пространстве. Этому очень помогает спорт. Я обожаю плавание. Но подойдут и танцы например.

Пространственная навигация. Игры на ориентацию (лево-право, верх-низ).


Координация «глаз-рука».

Тут очень помогает именно быт. Намазать себе бутерброд это тоже про "глаз и рука". Налить воды и вовремя выключить кран.


Буквы и символы.

Запомните главное: зеркальность — это не приговор и не болезнь.

Это всего лишь сигнал-подсказка от мозга: «Мне нужна поддержка в построении внутренней карты мира!». Когда через специальные игры, упражнения и движения ребёнок начинает ощущать пространство всем телом, эти досадные «зеркальные» ошибки исчезают сами собой. Просто потому, что мозг наконец-то разобрался, где право, а где лево.

Пишите как ваши первоклассники?