Найти в Дзене
Союз писателей России

Автомобиль, которого не существовало: секреты съёмок и киноляпы в комедии «Берегись автомобиля»

«Берегись автомобиля» — одна из любимых работ Эльдара Рязанова, которая произвела впечатление не только на советского зрителя, но и на иностранного критика. Вышедший в 1966 году фильм заслуженно собрал дипломы кинофестивалей в Эдинбурге и Сиднее, а Смоктуновский был единогласно признан актёром года. Разбираемся, в чём секрет картины, и с улыбкой вспоминаем киноляпы. Легенда о советском Робине Гуде из Куйбышева, который заставлял спешиваться мошенников и коррупционеров, неоднократно достигала ушей Эльдара Рязанова, прежде чем тот решил снять по ней фильм. При помощи своего товарища, Эмиля Брагинского, будущий режиссёр принялся искать источник информации. Однако россказни об угонщике-меценате, покровительствующем сиротам, не находили документального подтверждения. Рязанов даже отправлял запросы в правоохранительные органы, и всё безуспешно. Выходило, что благородного автокрада никогда не существовало в реальности. Выяснить удалось лишь то, что подобная история гуляла по Москве еще в 60
Оглавление

«Берегись автомобиля» — одна из любимых работ Эльдара Рязанова, которая произвела впечатление не только на советского зрителя, но и на иностранного критика.

Вышедший в 1966 году фильм заслуженно собрал дипломы кинофестивалей в Эдинбурге и Сиднее, а Смоктуновский был единогласно признан актёром года. Разбираемся, в чём секрет картины, и с улыбкой вспоминаем киноляпы.

Алло, мы ищем героя

Легенда о советском Робине Гуде из Куйбышева, который заставлял спешиваться мошенников и коррупционеров, неоднократно достигала ушей Эльдара Рязанова, прежде чем тот решил снять по ней фильм.

При помощи своего товарища, Эмиля Брагинского, будущий режиссёр принялся искать источник информации. Однако россказни об угонщике-меценате, покровительствующем сиротам, не находили документального подтверждения. Рязанов даже отправлял запросы в правоохранительные органы, и всё безуспешно. Выходило, что благородного автокрада никогда не существовало в реальности. Выяснить удалось лишь то, что подобная история гуляла по Москве еще в 60-е годы. Тогда Эльдар и Эмиль решили взять инициативу в свои руки. Вдохновившись «бродячей» байкой, они создали образ честного вора без реального прототипа, придав ему черты Чаплина, Дона Кихота и… князя Мышкина. Получилось весьма своеобразно.

-3

Фамилия явилась сама собой. Режиссёр делился в интервью: «Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребенок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам».

Рязанов увидел Деточкина в исполнении Никулина. Противостоять ему должен был Яковлев. Юрий Владимирович играть угонщика согласился, но скорее из уважения, так как не совсем понимал характер героя. К моменту одобрения полного сценария цирку, где служил Никулин, уже нужно было выдвигаться в Южную Африку: были запланированы полугодовые гастроли. Рязанов рук не опустил и отправился прямиком к руководителю Госкино, надеясь, что он повлияет на ход событий. А тот возьми и начни изучать сценарий! Итог был плачевен: разрешение на съёмки было отозвано во избежание появления благородных угонщиков в столице.

От безысходности Рязанов и Брагинский переработали сценарий в повесть и отдали в печать. «Берегись автомобиля» вышла в 1964 году в журнале «Молодая гвардия» и снискала любовь читателей и уважение литераторов. На волне успеха соавторы повторно посетили киностудию, и на этот раз Госкино было благосклонно. Наметились съёмки.

Великий и…неизвестный

К моменту начала съёмок Никулин уже успел вернуться, но снова наступать на отложенные грабли Рязанову не хотелось. Поэтому он принял решение отослать сценарий в Ленинград, Смоктуновскому, о талантах которого уже знал.

«Это очень интересно, вы стучитесь в ту дверь…», — подтвердил Иннокентий. А далее последовал отказ. Почему же? Дело в том, что у актёра просто не оставалось ни времени, ни сил, ведь он приступил к роли Ленина в двух фильмах одновременно! Попасть в Москву на съёмки «Берегись автомобиля» Смоктуновский бы не смог, даже если захотел. Но Рязанов решил идти напролом и лично поехал в Ленинград, чтобы провести пробы. Убедившись, что Иннокентий — это идеальный экранный Юрий, режиссёр вернулся в столицу. К тому времени пришла и телеграмма с повторным отказом.

-4

Что поделать? На роль Деточкина стали присматривать свободных актёров. Быков больше походил на народника, нежели на угонщика, Куравлёв имел пролетарский вид, Ефремов выглядел гордым и волевым. «Это же волк в овечьей шкуре», — отозвался о нём художник кинокартины, увидев пробы, и Олегу незамедлительно отошла роль Подберезовикова с его жесткими принципами и стальным характером. Яковлев, который заранее был утверждён на роль следователя, ушёл за кулисы и стал голосом автора.

Иван Пырьев, руководивший киностудией, считал, что Смоктуновский «производит впечатление ненормального» и настаивал на кандидатуре Куравлёва. Но Рязанова было не сломить. Он поехал к актёру на дачу. Как позже вспоминал режиссёр, Иннокентий «не поверил своим глазам, но это не было кошмарным сном, как он потом сам говорил, а оказалось кошмарной действительностью». Эльдар обязался выполнять все капризы актёра и создавать идеальные условия, а взамен попросил научиться ездить за рулём.

Ездить предстояло на мосфильмовской «Волге ГАЗ-21», и Рязанов отвечал за неё головой. Смоктуновский со свежими правами трогался медленно и аккуратно, о трюках не могло быть и речи. Все опасные повороты — дело рук каскадёра Александра Микулина. Знаменитый автомобиль снимался и в «Бриллиантовой руке», и в «Трех тополях на Плющихе»: тогда за рулём сидели Папанов и Ефремов.

Семицветов и другие

Дмитрий Семицветов, жуликоватый и неприятный, в сценарии места почти не занимал. Поэтому актёр был нужен виртуозный, харизматичный, яркий. Так в фильм попал Миронов, который наделил своего героя особенными чертами и сделал запоминающимся.

-5

Тестя Семицветова сыграл Анатолий Папанов, коллега Андрея по театру. Дуэт получился что надо: съёмочная группа не переставала смеяться. Актёр придумал фразы, впоследствии ставшие крылатыми:

· «Твой дом — тюрьма».

· «Тебя посодют, а ты не воруй».

· «Положь птичку».

Рязанов даже начал беспокоиться, не превратит ли Папанов фильм в комедию абсурда, поэтому просил актёра немного снизить градус юмора. По задумке режиссёра, в фильме должно было остаться место для размышления: «Наш герой — честный человек по сути, но по форме он жулик. Справедливый и благородный по первому впечатлению отставник, по сути — махровый спекулянт. Следователь, которому подобает быть по долгу службы твердым, решительным и непоколебимым, позволяет себе иметь человеческие слабости, то есть на поверку оказывается очень мягким, добрым, сговорчивым».

-6

Как Ольга Аросева, которую, в отличие от Папанова, уговаривать не пришлось. Она охотно пошла на курсы вождения. За рулём троллейбуса в фильме актриса сидела сама, а в роли пассажиров были люди из массовки. Тем, в свою очередь, не говорили, что водитель непрофессионал. В финальной сцене, впрочем, Аросеву подменил сам Рязанов, так что слова «Здравствуй, Люба, я вернулся» обращены именно к режиссёру, просто зритель этого не видит.

Эльдар Александрович так горел своим фильмом, что Деточкин оказался увековечен на родине режиссёра, в Самаре. В 2012 свет увидела скульптура благородного угонщика Юрия — тот самый кадр перед лобовым стеклом. Двухметровый герой украшает Комсомольскую площадь у железнодорожного вокзала.

Десять ляпов из фильма «Берегись автомобиля»

Наиболее заметные киноляпы в кинокартине «Берегись автомобиля»:

Смена номеров. В начале ленты угонщик едет на авто с номером «02-21», но, выехав на трассу, продолжает движение на машине с номером «82-15».

-7

Происки фокусника. В сцене с героем Невинного кепка вдруг оказывается не на том ухе, переместившись с правого на левое, в то время как белая тряпка становится чёрной.

И снова номера. Деточкин меняет номер «49-04» на «82-15», но при езде по трассе отчетливо видна передняя табличка «49-04».

Угол зрения. Водитель грузовика подкачивает колесо то спереди, то сзади (разница — 180 градусов).

Светофор. В сцене погони рамка лобового стекла милицейского мотоцикла то светлая, то тёмная.

Попались. Когда автомобиль даёт задний ход, чтобы выехать из канавы, отчетливо виден вспомогательный трос.

-8

Камера, мотор! Зеркало заднего вида в авто угонщика отражает… оператора.

Найди отличия. Общий и крупный план дорог сняты явно не за один день — бордюры окрашены по-разному.

Переодевания. Деточкин в пивбаре выглядит опрятнее, нежели на выходе из заведения. Сначала на нём светлая рубашка, а сразу после — тёмная.