«Берегись автомобиля» — одна из любимых работ Эльдара Рязанова, которая произвела впечатление не только на советского зрителя, но и на иностранного критика.
Вышедший в 1966 году фильм заслуженно собрал дипломы кинофестивалей в Эдинбурге и Сиднее, а Смоктуновский был единогласно признан актёром года. Разбираемся, в чём секрет картины, и с улыбкой вспоминаем киноляпы.
Алло, мы ищем героя
Легенда о советском Робине Гуде из Куйбышева, который заставлял спешиваться мошенников и коррупционеров, неоднократно достигала ушей Эльдара Рязанова, прежде чем тот решил снять по ней фильм.
При помощи своего товарища, Эмиля Брагинского, будущий режиссёр принялся искать источник информации. Однако россказни об угонщике-меценате, покровительствующем сиротам, не находили документального подтверждения. Рязанов даже отправлял запросы в правоохранительные органы, и всё безуспешно. Выходило, что благородного автокрада никогда не существовало в реальности. Выяснить удалось лишь то, что подобная история гуляла по Москве еще в 60-е годы. Тогда Эльдар и Эмиль решили взять инициативу в свои руки. Вдохновившись «бродячей» байкой, они создали образ честного вора без реального прототипа, придав ему черты Чаплина, Дона Кихота и… князя Мышкина. Получилось весьма своеобразно.
Фамилия явилась сама собой. Режиссёр делился в интервью: «Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребенок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам».
Рязанов увидел Деточкина в исполнении Никулина. Противостоять ему должен был Яковлев. Юрий Владимирович играть угонщика согласился, но скорее из уважения, так как не совсем понимал характер героя. К моменту одобрения полного сценария цирку, где служил Никулин, уже нужно было выдвигаться в Южную Африку: были запланированы полугодовые гастроли. Рязанов рук не опустил и отправился прямиком к руководителю Госкино, надеясь, что он повлияет на ход событий. А тот возьми и начни изучать сценарий! Итог был плачевен: разрешение на съёмки было отозвано во избежание появления благородных угонщиков в столице.
От безысходности Рязанов и Брагинский переработали сценарий в повесть и отдали в печать. «Берегись автомобиля» вышла в 1964 году в журнале «Молодая гвардия» и снискала любовь читателей и уважение литераторов. На волне успеха соавторы повторно посетили киностудию, и на этот раз Госкино было благосклонно. Наметились съёмки.
Великий и…неизвестный
К моменту начала съёмок Никулин уже успел вернуться, но снова наступать на отложенные грабли Рязанову не хотелось. Поэтому он принял решение отослать сценарий в Ленинград, Смоктуновскому, о талантах которого уже знал.
«Это очень интересно, вы стучитесь в ту дверь…», — подтвердил Иннокентий. А далее последовал отказ. Почему же? Дело в том, что у актёра просто не оставалось ни времени, ни сил, ведь он приступил к роли Ленина в двух фильмах одновременно! Попасть в Москву на съёмки «Берегись автомобиля» Смоктуновский бы не смог, даже если захотел. Но Рязанов решил идти напролом и лично поехал в Ленинград, чтобы провести пробы. Убедившись, что Иннокентий — это идеальный экранный Юрий, режиссёр вернулся в столицу. К тому времени пришла и телеграмма с повторным отказом.
Что поделать? На роль Деточкина стали присматривать свободных актёров. Быков больше походил на народника, нежели на угонщика, Куравлёв имел пролетарский вид, Ефремов выглядел гордым и волевым. «Это же волк в овечьей шкуре», — отозвался о нём художник кинокартины, увидев пробы, и Олегу незамедлительно отошла роль Подберезовикова с его жесткими принципами и стальным характером. Яковлев, который заранее был утверждён на роль следователя, ушёл за кулисы и стал голосом автора.
Иван Пырьев, руководивший киностудией, считал, что Смоктуновский «производит впечатление ненормального» и настаивал на кандидатуре Куравлёва. Но Рязанова было не сломить. Он поехал к актёру на дачу. Как позже вспоминал режиссёр, Иннокентий «не поверил своим глазам, но это не было кошмарным сном, как он потом сам говорил, а оказалось кошмарной действительностью». Эльдар обязался выполнять все капризы актёра и создавать идеальные условия, а взамен попросил научиться ездить за рулём.
Ездить предстояло на мосфильмовской «Волге ГАЗ-21», и Рязанов отвечал за неё головой. Смоктуновский со свежими правами трогался медленно и аккуратно, о трюках не могло быть и речи. Все опасные повороты — дело рук каскадёра Александра Микулина. Знаменитый автомобиль снимался и в «Бриллиантовой руке», и в «Трех тополях на Плющихе»: тогда за рулём сидели Папанов и Ефремов.
Семицветов и другие
Дмитрий Семицветов, жуликоватый и неприятный, в сценарии места почти не занимал. Поэтому актёр был нужен виртуозный, харизматичный, яркий. Так в фильм попал Миронов, который наделил своего героя особенными чертами и сделал запоминающимся.
Тестя Семицветова сыграл Анатолий Папанов, коллега Андрея по театру. Дуэт получился что надо: съёмочная группа не переставала смеяться. Актёр придумал фразы, впоследствии ставшие крылатыми:
· «Твой дом — тюрьма».
· «Тебя посодют, а ты не воруй».
· «Положь птичку».
Рязанов даже начал беспокоиться, не превратит ли Папанов фильм в комедию абсурда, поэтому просил актёра немного снизить градус юмора. По задумке режиссёра, в фильме должно было остаться место для размышления: «Наш герой — честный человек по сути, но по форме он жулик. Справедливый и благородный по первому впечатлению отставник, по сути — махровый спекулянт. Следователь, которому подобает быть по долгу службы твердым, решительным и непоколебимым, позволяет себе иметь человеческие слабости, то есть на поверку оказывается очень мягким, добрым, сговорчивым».
Как Ольга Аросева, которую, в отличие от Папанова, уговаривать не пришлось. Она охотно пошла на курсы вождения. За рулём троллейбуса в фильме актриса сидела сама, а в роли пассажиров были люди из массовки. Тем, в свою очередь, не говорили, что водитель непрофессионал. В финальной сцене, впрочем, Аросеву подменил сам Рязанов, так что слова «Здравствуй, Люба, я вернулся» обращены именно к режиссёру, просто зритель этого не видит.
Эльдар Александрович так горел своим фильмом, что Деточкин оказался увековечен на родине режиссёра, в Самаре. В 2012 свет увидела скульптура благородного угонщика Юрия — тот самый кадр перед лобовым стеклом. Двухметровый герой украшает Комсомольскую площадь у железнодорожного вокзала.
Десять ляпов из фильма «Берегись автомобиля»
Наиболее заметные киноляпы в кинокартине «Берегись автомобиля»:
Смена номеров. В начале ленты угонщик едет на авто с номером «02-21», но, выехав на трассу, продолжает движение на машине с номером «82-15».
Происки фокусника. В сцене с героем Невинного кепка вдруг оказывается не на том ухе, переместившись с правого на левое, в то время как белая тряпка становится чёрной.
И снова номера. Деточкин меняет номер «49-04» на «82-15», но при езде по трассе отчетливо видна передняя табличка «49-04».
Угол зрения. Водитель грузовика подкачивает колесо то спереди, то сзади (разница — 180 градусов).
Светофор. В сцене погони рамка лобового стекла милицейского мотоцикла то светлая, то тёмная.
Попались. Когда автомобиль даёт задний ход, чтобы выехать из канавы, отчетливо виден вспомогательный трос.
Камера, мотор! Зеркало заднего вида в авто угонщика отражает… оператора.
Найди отличия. Общий и крупный план дорог сняты явно не за один день — бордюры окрашены по-разному.
Переодевания. Деточкин в пивбаре выглядит опрятнее, нежели на выходе из заведения. Сначала на нём светлая рубашка, а сразу после — тёмная.