Найти в Дзене
Расшифровано

Донские казаки и групповые браки: зачем им были нужны такие союзы

Этнограф Геннадий Небратенко и военный инженер генерал Александр Регельман описывают в своих работах факт, который сегодня кажется невероятным. На Нижнем Дону в XVI-XVII веках практиковались групповые браки. Не в переносном смысле. Буквально. Несколько мужчин и несколько женщин жили одной общиной. Вели совместное хозяйство. Растили детей вместе. Почему так сложилось? И как это исчезло? Донское казачество того времени устроено иначе, чем остальная Россия. В центральных губерниях главное — род. Твоя фамилия, предки, кровные связи. У казаков иначе. Главное — принадлежность к Войску Донскому. Не происхождение, а то, что ты здесь, среди своих, готов воевать плечом к плечу. Основа казачества — военное дело. Мужчины постоянно в походах. Короткие передышки между боями. В таких условиях вести быт отдельными семьями неудобно. У групповых браков была конкретная логика. Спокойствие уходящего. Мужчина отправляется в поход, может не вернуться. Но он не переживает за жену и детей. Община присмотрит.
Оглавление

Этнограф Геннадий Небратенко и военный инженер генерал Александр Регельман описывают в своих работах факт, который сегодня кажется невероятным. На Нижнем Дону в XVI-XVII веках практиковались групповые браки.

Не в переносном смысле. Буквально. Несколько мужчин и несколько женщин жили одной общиной. Вели совместное хозяйство. Растили детей вместе.

Почему так сложилось? И как это исчезло?

Войско вместо рода

Донское казачество того времени устроено иначе, чем остальная Россия. В центральных губерниях главное — род. Твоя фамилия, предки, кровные связи.

У казаков иначе. Главное — принадлежность к Войску Донскому. Не происхождение, а то, что ты здесь, среди своих, готов воевать плечом к плечу.

  • В казаки принимали беглых крестьян, людей, спасавшихся от помещиков или закона. Отец Степана Разина, по одной версии, пришёл на Дон из-под Воронежа. Это была норма.

Основа казачества — военное дело. Мужчины постоянно в походах. Короткие передышки между боями. В таких условиях вести быт отдельными семьями неудобно.

Зачем нужны были общины

У групповых браков была конкретная логика.

Спокойствие уходящего. Мужчина отправляется в поход, может не вернуться. Но он не переживает за жену и детей. Община присмотрит. Накормит. Защитит. Никто не останется брошенным.

Выживание хозяйства. В одной общине несколько мужчин. Одни ушли воевать — другие ведут хозяйство. Потом меняются местами. Хозяйство не останавливается.

  • Это не идеология. Это выживание в конкретных условиях. Когда мужчины постоянно рискуют жизнью, а женщин не хватает, групповая семья работает лучше традиционной.
-2

Когда пришла церковь

Со временем ситуация изменилась. Территория Нижнего Дона стала подчиняться Москве. Усилилось влияние православной церкви.

Церковь признаёт только союз одного мужчины и одной женщины. Казакам пришлось подстраиваться. Но полностью отказаться от своих обычаев они не захотели.

  • Появился компромисс. Браки стали парными, но правила остались простыми:

Муж мог отказаться от жены на народном собрании. Публично, при всех.

Другой казак мог сразу взять её в жёны. Тут же, на том же собрании.

Мужчина перед опасным походом выходил на площадь: "Кто возьмёт мою вдову и детей?" Находились желающие.

Откуда брали женщин

Генерал Регельман писал об этом прямо. В общинах было сложно установить отцовство. Бывало, от новорождённых избавлялись. Оставляли только мальчиков.

  • Женщин часто приводили из походов. Пленницы. Освобождённые из плена православные. Турчанки, черкешенки.

В "Тихом Доне" Шолохов упоминает: дед Григория Мелехова привёл жену-турчанку. Это не художественный вымысел. Такое случалось постоянно.

Сохранились записи: донцы с Ачкасовой косы и Чубура однажды привели почти 2000 пленниц после удачного похода.

Почему всё изменилось

Постепенно на Дону утвердилась традиционная семья. Один муж — одна жена. Устойчивые связи. Понятное отцовство.

  • Несколько причин. Церковь настаивала на православных нормах. Москва требовала соблюдения законов. Но главное — изменилась сама жизнь.

Походы стали реже. Быт стабильнее. Мужчины чаще оставались дома. В таких условиях традиционная семья работает лучше общины.

При всей практичности групповых браков для военного времени, у них нет будущего в мирной жизни. Слишком много конфликтов. Непонятно отцовство. Сложнее воспитание детей.

-3

Адаптация к реальности

История донского казачества показывает простую вещь. Форма семьи зависит от условий жизни. Не от морали. Не от идеологии. От того, что работает здесь и сейчас.

  • Мужчины постоянно воюют, женщин мало, смертность высокая — возникают общины. Жизнь стабилизируется, появляется оседлость — возвращаются парные браки.

Казаки не философствовали. Они выбирали то, что позволяет выжить. Когда обстоятельства менялись, менялись и они. Прагматично. Без сентиментов.

Сегодня групповые браки казаков кажутся экзотикой. Но для того времени это было разумное решение конкретных проблем. Не больше, не меньше.

Как думаете, могли ли групповые браки сохраниться при других обстоятельствах? Пишите в комментариях! Ставьте 👍🏼 и подписывайтесь! Переходите в наш Телеграм!

-------------------

Читайте так же: