Найти в Дзене
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Создала балет в Бразилии, а наследство оставила в России: Кому завещала всё правнучка великого русского писателя Татьяна Лескова

Оглавление

Правнучка великого русского писателя Татьяна Лескова в мире искусства больше известна как основательница бразильского балета, хотя у нее есть не менее почетный статус – она является одной из последних представительниц Императорского Русского балета и специалистом по восстановлению балетов Михаила Фокина и Леонида Мясина в разных странах мира. На вопрос, какой она национальности, Татьяна всегда отвечала, что ее родители – эмигранты из России, она родилась в Париже, примой-балериной стала в Рио-де-Жанейро, но ни русские, ни французы, ни бразильцы не принимают ее за представителя своей национальности, поэтому она – просто балерина.

Дочь русских эмигрантов, случайно попавшая в балет

Татьяна Лескова
Татьяна Лескова

Она была правнучкой известного русского писателя Николая Лескова и называла себя порождением войн и вражды того времени, в которое ей суждено было родиться. Ее отец был молодым начинающим дипломатом, когда в 1917 году женился на баронессе из старинного аристократического рода и отправился с ней в свадебное путешествие по Европе. В это время в России произошла Октябрьская революция, и они не смогли вернуться на родину. Супруги начали путешествовать по Европе и Азии, пытаясь в каждой стране найти какие-то обходные пути, чтобы попасть в Россию, но им это не удалось.

Татьяна была зачата в Италии, родилась в Париже в 1922 году. Ее крестной стала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Конечно, она не присутствовала на крестинах девочки, но прислала своего представителя, который привез подписанный ею соответствующий документ. Такой чести Татьяна удостоилась из-за того, что ее бабушка по материнской линии когда-то была фрейлиной, а дед - адъютантом Александра III.

В эмиграции семья жила бедно, потеряв работу, отец пытался подрабатывать в качестве экскурсовода и переводчика, мать устроилась манекенщицей к известному модельеру Эльзе Скиапарелли. Когда Татьяне было девять лет, она умерла от туберкулеза.

Девочка росла очень болезненной и слабой, а после потери матери погрузилась в глубокую депрессию. В балет она попала случайно благодаря своей бабушке. Врачи посоветовали разнообразить ее жизнь различными физическими упражнениями и танцами, чтобы вывести из депрессии и уберечь от заболевания туберкулезом, считалось, что это поможет расширить грудную клетку и улучшить дыхание. Сначала Татьяна танцевала дома, под руководством бабушки, особенно она любила чарльстон, потом бабушка начала водить ее в балетную школу, где девочка обучалась танцу у Любови Егоровой и других бывших балерин Императорского Русского балета.

Татьяна Лескова
Татьяна Лескова

Накануне своего шестнадцатилетняя Татьяна была принята в качестве ученицы в Парижскую оперу и дебютировала в лондонском Ковент-Гардене. В том же году она заключила контракт с одной из самых известных балетных трупп того времени «Оригинальный русский балет» и начала гастролировать с труппой по всему миру.

Из простой танцовщицы во владелицы собственной легендарной студии

Татьяна Лескова, Серж Лифарь и солистка балетной труппы Грандопера Мадлен Лафон
Татьяна Лескова, Серж Лифарь и солистка балетной труппы Грандопера Мадлен Лафон

В 1939 году Татьяна с труппой собиралась на гастроли в Германию, туда уже был отправлен весь реквизит, когда стало известно о начале Второй мировой войны, и вместо Берлина труппа отправилась на гастроли сначала в Австралию, а оттуда в США.

Во время этих гастролей Татьяна познакомилась с видными деятелями балетного искусства того времени Леонидом Мясиным и Михаилом Фокиным, а во время поездки в Америку – с выдающимся балетмейcтером Джорджем Баланчиным, который тоже начинал в «Русском балете» у Дягилева, но позднее переехал в США, где положил начало современному американскому неоклассическому балетному искусству.

После гастролей в Америке они, не имея возможности из-за войны вернуться в Европу, отправились на Кубу, оттуда – в Аргентину, в Уругвай, в Чили, в Бразилию, где Татьяне и ее подруге Анне Волковой предложили работу в казино, с зарплатой в десять раз превышающей ту, какую они получали в балете. Девушки пытались договориться с руководителем своей труппы об отпуске, но им было отказано, и тогда они просто удрали из труппы, остались в Рио-де-Жанейро, полгода проработали в казино, а потом Волкова вышла замуж и уехала в Австралию, а Лескова заключила контракт с местным муниципальным театром.

Так началась бразильская история Татьяны Лесковой, благодаря которой она получила известность как основательница южноамериканской балетной школы, стала примой-балериной и художественным руководителем муниципального театра. В 1950 году Татьяна начала собирать собственную труппу из числа своих бывших коллег и других талантливых танцоров, а также открыла собственную студию, куда набирала одаренных местных детей. Среди ее многочисленных учеников - известная бразильская танцовщица Дебора Колкер и прима-балерина Королевского балета Роберта Маркес.

Татьяна Лескова
Татьяна Лескова

Обладая уникальным даром по памяти воссоздавать движения легендарных танцоров, Татьяна Лескова смогла возродить знаковые работы Леонида Мясина, созданные для «Русских сезонов», в частности, балет «Предзнаменование», который она танцевала в 1930-е годы. В более позднее время она поставила этот балет для Парижской оперы, а также «Хореартиум» для Королевского балета Бирмингема и для Национального балета. Она восстанавливала и другие балеты, работая с именитыми труппами по всему миру. Благодаря ей удалось сохранить уникальные постановки, созданные на пике расцвета русского балетного искусства, но утерянные из-за революции и войны.

Всегда мечтала побывать в России, но ее мечта осуществилась только в 1980-х

Татьяна Лескова с Рудольфом Нуриевым
Татьяна Лескова с Рудольфом Нуриевым

Татьяна Лескова, которая большую часть своей жизни прожила в Бразилии и удостоилась многих наград этой страны, всегда говорила, что точно не знает, какой она национальности, она называла себя просто свободной балериной. Но она всегда помнила о своих русских корнях, и с самого детства мечтала побывать в России. Особенно ей хотелось попасть в Петербург, с которым была связана вся история ее семьи, и в Орловскую губернию, откуда был родом ее знаменитый прадед, писатель Николай Лесков. Она прекрасно говорила по-русски и читала в оригинале книги прадеда. 

Татьяна любила Россию, но она любила ту, дореволюционную Россию, о которой знала из рассказов бабушки. Пока бабушка, которая вынуждена была бежать из России, потеряв во время революции двух сыновей, была жива, Татьяна даже не думала о том, что поехать в Россию, но когда бабушки не стало, она все чаще стала об этом задумываться. Впервые она попыталась получить визу еще в 1970-х годах, но тогда Советский Союз был закрытым государством, мало кто из иностранцев мог просто так посетить страну, и Татьяне в визе было отказано.

В 1985 году, когда балерине было уже за шестьдесят, она посетила балетный конкурс, проходивший на Кубе, где познакомилась с примой-балериной Большого театра Ольгой Лепешинской. Женщины сидели рядом в зале и Ольга обратила внимание на старинные отцовские кольца, которые были на руке Лесковой. Она поинтересовалась, откуда у нее эти кольца, и Татьяна рассказала свою историю. Впечатленная рассказом правнучки русского писателя, Лепешинская пообещала помочь ей в получении визы.

❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Лепешинская сдержала свое слово, в 1985 году Татьяна Лескова впервые посетила Россию, а потом возвращалась туда еще несколько раз, в том числе трижды бывала на своей исторической родине в Орле, подарила музею Николая Лескова свои фамильные кольца, доставшиеся ей от деда, и завещала все свое имущество, которое имеется у нее в Бразилии.

Татьяна Лескова
Татьяна Лескова

Сейчас Татьяне Лесковой 102 года, она по-прежнему живет в своем доме в Бразилии, прекрасно себя чувствует, интересуется новостями из мира балета и не реже, чем раз в месяц, ходит в православную церковь, чтобы послушать русское пение, встретить там русских людей и поговорить с ними по-русски. Рассказывая о судьбах таких людей, понимаешь, за что должна быть благодарна выходцам из Российской империи Латинская Америка.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/121025/65764/

-8