Появление лёгкого бронеавтомобиля ФАИ стало прямым следствием масштабного промышленного сотрудничества между Советским Союзом и американской компанией «Форд». В мае 1929 года было подписано соглашение, по которому СССР получил лицензию и комплектующие для сборки автомобилей «Форд-А» и «Форд-АА». Уже в 1930 году сборка этих машин началась на заводе «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде, а позже — на заводе КИМ в Москве. Шасси «Форд-А» быстро привлекло внимание военных как недорогая и доступная платформа для создания лёгких бронированных машин.
Первые попытки бронирования «Форда-А» на Ижорском заводе в начале 1930-х годов были признаны неудачными: машины имели открытый сверху корпус и фиксированное вооружение. Более удачными оказались броневики конструкции Н. И. Дыренкова (Д-8 и Д-12), принятые на вооружение в 1931 году. Однако их главным недостатком была невозможность вести круговой обстрел из пулемётов.
В 1930 году КБ Ижорского завода получило новое задание — создать бронеавтомобиль на том же шасси, но с вооружением в вращающейся башне. Автором проекта стал конструктор А. Д. Рожков, который, опираясь на опыт создания предыдущих машин, разработал новый образец. Прототип, получивший индекс ФАИ («Форд-А, Ижорский»), был построен в феврале 1933 года. Машина с башней была выше и тяжелее своих предшественников, но её тактические преимущества были очевидны. Уже в конце 1933 года ФАИ был принят на вооружение РККА.
Производство и модификации: от Выксы до ФАИ-М
Серийное производство ФАИ было организовано на заводе ДРО («Дзержинского районного общества») в городе Выкса. Это решение было продиктовано загруженностью Ижорского завода танковым производством. Выпуск продолжался с 1933 по 1936 год, и за это время было выпущено 697 машин, что сделало ФАИ вторым по массовости лёгким бронеавтомобилем в РККА после БА-20.
В 1935 году на вооружение поступил новый броневик — БА-20, созданный на более современном шасси ГАЗ-М1. Однако из-за производственной несогласованности на Ижорском заводе осталось более трёхсот готовых бронекорпусов для ФАИ. Чтобы не списывать их, было принято решение установить их на шасси ГАЗ-М1. В ноябре 1938 — январе 1939 годов эта модификация, получившая название ФАИ-М («ФАИ-Модернизированный»), прошла испытания на НИИ БТ полигоне в Кубинке и была принята на вооружение. Отличия ФАИ-М заключались в удлинённой задней части кузова, на которой размещались дополнительный топливный бак и крепление для запасного колеса, а также в более мощном двигателе ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с.
Тактико-технические характеристики и конструктивные особенности
ФАИ представлял собой типичный лёгкий бронеавтомобиль своего времени. Его конструкция была основана на заднеприводном (4x2) шасси автомобиля «Форд-А» с передним расположением двигателя.
Основные ТТХ ФАИ / ФАИ-М:
- Боевая масса: 1,75 т / 2,28 т
- Экипаж: 2-3 человека
- Габариты (длина/ширина/высота): 3690/1730/2070 мм / 4325/1860/2140 мм
Бронирование: катаная сталь толщиной 3-6 мм. Лоб, борта и верх корпуса — 6 мм, корма и крыша — 4 мм, днище — 3 мм. Башня имела броню толщиной 4-4,75 мм. Такая защита могла выдержать лишь пули стрелкового оружия на больших дистанциях и осколки.
Вооружение: один 7,62-мм пулемёт ДТ в цилиндрической башне кругового вращения с боекомплектом 1512 патронов. Вращение башни осуществлялось вручную усилиями стрелка.
Двигатель: карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения ГАЗ-А / ГАЗ-М1. Мощность: 40 л.с. / 50 л.с. Максимальная скорость: 80 км/ч / 83,1 км/ч. Запас хода: 225 км / 315 км
Особенностью конструкции ФАИ была возможность перевозки дополнительных пассажиров или десанта в кузове. Для этого вдоль бортов были установлены откидные лавки. Это решение было продиктовано тактическими задачами: броневик мог использоваться не только для разведки и огневой поддержки, но и для быстрой переброски небольших групп бойцов или командиров в зону боя, а также для эвакуации раненых.
Боевое применение: от Средней Азии до Великой Отечественной
ФАИ и ФАИ-М активно использовались в многочисленных вооружённых конфликтах 1930-х — начала 1940-х годов:
Борьба с басмачами в Средней Азии: в этой кампании участвовали машины, переданные частям ОГПУ. Безвозвратные потери составили 4 единицы.
Гражданская война в Испании: в 1936-1938 годах республиканцам было поставлено 20 броневиков ФАИ.
Бои у озера Хасан (1938) и на реке Халхин-Гол (1939): ФАИ применялись для разведки и сопровождения колонн. В ходе боёв на Халхин-Голе было безвозвратно потеряно 14 машин.
Зимняя война с Финляндией (1939-1940): в этой кампании были потеряны 2 броневика.
Великая Отечественная Война: ФАИ и ФАИ-М находились на вооружении в первые месяцы Войны и применялись до апреля 1942 года на советско-германском фронте. К августу 1942 года 10 таких машин ещё числились на Забайкальском фронте.
Специальные модификации и служба в других структурах
Помимо стандартного варианта, существовала уникальная модификация — железнодорожный бронеавтомобиль-дрезина. В 1935 году для 5-го отдельного батальона бронедрезин в Брянске было переоборудовано 9 машин ФАИ. На них устанавливались сменные металлические бандажи с ребордами, что позволяло передвигаться по рельсам со скоростью до 86 км/ч. Эти машины состояли на вооружении батальона вплоть до 1944-1945 годов.
ФАИ не был исключительно армейской машиной. В 1934-1935 годах 30 броневиков были переданы войскам ОГПУ/НКВД для охраны важных объектов и борьбы с бандитизмом. Кроме того, порядка 150 списанных или находившихся в резерве машин эксплуатировались в организациях ОСОАВИАХИМа для учебных и демонстрационных целей.
ФАИ занял важную нишу в системе вооружений РККА. Он стал первым в СССР массовым лёгким бронеавтомобилем с башней, что обеспечивало его экипажу значительное тактическое преимущество. Несмотря на слабое бронирование и недостаточную проходимость из-за колёсной формулы 4x2, ФАИ сыграл ключевую роль в отработке тактики применения бронемашин в разведке и обеспечил Красной армии необходимый опыт, который был с успехом использован при создании его более совершенного преемника — БА-20.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Подписывайтесь и на телеграмм канал https://t.me/CulturniyCod. Как только там наберётся минимальная активность (всего 10 подписчиков), там ежедневно будут выходить короткие посты, связанные с историей, техникой и наукой!
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.