Лучано Паваротти знают даже те, кто не любит оперу. Его голос стал символом итальянской страсти, силы и солнца, а имя навсегда вошло в историю музыки. В день 90-летия об интересных историях из жизни легендарного певца и о его связи с Россией — в материале РИА Новости.
Король верхних "до"
Чистый, легкий, мелодичный — у Лучано Паваротти был удивительной красоты лирический тенор. Виртуозно, словно без малейшего усилия, он переходил из регистра в регистр и брал высокие ноты. "Королем верхних до" критики прозвали его после дебюта в Королевской опере Ковент-Гарден. Тогда он исполнял партию Тонио в опере Доницетти "Дочь полка" — одной из самых сложных для тенора. В ней требуется девять раз подряд взять верхнее "до" в полный голос.
Еще одно слово, которым часто описывают Паваротти, — "солнечный". Его итальянская жизнерадостность, харизма и лучезарность буквально завораживали публику. Однажды во время концерта в Сан-Франциско началось землетрясение, но Паваротти невозмутимо продолжил петь. Глядя на него, зрители остались на местах — паники удалось избежать.
Трудности обучения
Певец родился в Модене, на севере Италии, в небогатой семье пекаря и фабричной рабочей. В юности хотел стать футбольным вратарем или учителем. Но все же выбрал музыку.
Первое время он подрабатывал, исполняя народные песни на свадьбах. Успеха добился не сразу: один из первых концертов Паваротти прошел ужасно из-за проблем с голосом — на связках образовалось небольшое утолщение. Впрочем, вскоре оно таинственным образом исчезло.
Книга рекордов Гиннеса
Зато потом публика не уставала рукоплескать. В 1972-м в Метрополитен-опере его вызывали на поклоны 17 раз, а в 1988-м в Берлинской опере — 165 раз подряд. Овации длились один час и семь минут!
Тогда Паваротти исполнял партию Неморино в "Любовном напитке". Этот случай вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Сам певец шутил, что "на 50 процентов состоит из "Любовного напитка".
Гвоздь на удачу
В мемуарах Паваротти вспоминал, что всегда волновался перед выходом на сцену — даже если выступал в сотый раз. На удачу он искал на полу полусогнутый гвоздь:
"Я не могу петь, пока не найду такой гвоздь. Обычно это удается сделать без труда, поскольку столярных и плотницких работ за кулисами всегда бывает немало. В этой примете соединились два типично итальянских суеверия: металл приносит удачу, а согнутая форма гвоздя напоминает рог, который спасает от невезения".
Легендарное трио
В 1990-м Паваротти вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом дал благотворительный концерт в термах Каракаллы в Риме. Успех был оглушительным — запись стала самым продаваемым классическим альбомом всех времен. Так появился проект "Три тенора": певцы отправились в мировой тур, собирая стадионы и миллионы телезрителей.
Интересная деталь: в Риме теноры спели романс "Очи черные" на русском языке. Паваротти услышал его годом ранее в СССР — романс ему напел министр культуры Николай Губенко.
Лошади — серьезное увлечение
В Советский Союз Паваротти приезжал несколько раз. Впервые — в 1964 году вместе с труппой Ла Скала. С сольными концертами он выступил в 1989-м — в Большом театре и "Лужниках".
В этот же визит певец посетил конный завод в Подмосковье. Лошади были его большой страстью: он держал собственную конюшню, прекрасно ездил верхом и дал свое имя Международному конному шоу в родном Модене.
Паваротти и друзья
Певец старался показать, что классическая музыка — для всех, а не только для ценителей. На его концерт в Центральном парке Нью-Йорка пришли около полумиллиона человек — невиданное число для оперного исполнителя.
С 1992-го он организовывал проект "Паваротти и друзья", приглашая популярных артистов других жанров. На одной сцене с ним выступали Стинг, Элтон Джон, Боно, Селин Дион, Мэрайя Кэри, Рики Мартин и другие.
Пусть никто не спит
Паваротти исполнял роли в самых известных операх — "Травиате", "Риголетто" и "Отелло" Верди, "Фаворитке" и "Любовном напитке" Доницетти, "Мадам Баттерфляй", "Богеме" и "Тоске" Пуччини.
Его визитной карточкой стала ария Калафа из "Турандот" — Nessun dorma ("Пусть никто не спит"). Паваротти исполнил ее на открытии чемпионата мира по футболу 1990 года и ею же завершил карьеру — в 2006-м, на церемонии открытия Олимпийских игр в Турине.
Кроличья шапка
В последний раз в Москву Паваротти прилетел в декабре 2003-го с "прощальным" концертом — говорил, что хочет выйти на заслуженную пенсию. Ему было 68 лет. Он весело пообщался с прессой, заказал в номер пять бутылок российского пива, заехал на Арбат, где ассистенты купили ему теплую кроличью шапку.
Паваротти не раз признавался в любви к Москве и России, а потом шутя добавлял, что двери здесь для него "очень узкие".
Последние годы
В 2006 году певец перенес операцию по удалению раковой опухоли поджелудочной железы. К концу жизни он сильно похудел, передвигался на инвалидной коляске, но все равно сохранял оптимизм и бодрость духа. Таким — светлым, вдохновляющим и жизнерадостным — его помнят до сих пор.