Найти в Дзене

Абсурдный фарс обожаемый всеми. В чем секрет гения Марка Захарова?

Марк Захаров, человек, благополучного безмятежного времени, позволяющего творить, показывать истинные вещи и жизненные смыслы, в экспрессивной слегка безумной манере доведенной до абсурда. Он был один из мэтров отечественного театра и кино. Его спектакли ставятся по всему миру, а фильмы разошлись на цитаты и взрастили не одно поколение зрителей. Именно он подарил публике «Обыкновенное чудо», «12 стульев», «Юнону и Авось» и еще десятки работ, признанных классикой. И даже после кончины режиссера его наследие продолжает жить и развиваться. Тему вранья и конформизма, а также того, что может ему помешать, Захаров так или иначе неоднократно затрагивал в своем обширном театральном творчестве. В кинематографе самый известный литературный врун, придуманный Эрихом Распе, стал и самым знаменитым лирическим героем Захарова — после фильма 1979 года «Тот самый Мюнхгаузен» по пьесе Григория Горина, впоследствии постоянного захаровского соавтора. Впрочем, там ключевая к образу строптивого фантазера фр

Марк Захаров, человек, благополучного безмятежного времени, позволяющего творить, показывать истинные вещи и жизненные смыслы, в экспрессивной слегка безумной манере доведенной до абсурда. Он был один из мэтров отечественного театра и кино. Его спектакли ставятся по всему миру, а фильмы разошлись на цитаты и взрастили не одно поколение зрителей. Именно он подарил публике «Обыкновенное чудо», «12 стульев», «Юнону и Авось» и еще десятки работ, признанных классикой. И даже после кончины режиссера его наследие продолжает жить и развиваться.

-2

Тему вранья и конформизма, а также того, что может ему помешать, Захаров так или иначе неоднократно затрагивал в своем обширном театральном творчестве. В кинематографе самый известный литературный врун, придуманный Эрихом Распе, стал и самым знаменитым лирическим героем Захарова — после фильма 1979 года «Тот самый Мюнхгаузен» по пьесе Григория Горина, впоследствии постоянного захаровского соавтора. Впрочем, там ключевая к образу строптивого фантазера фраза звучит так: «Барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет». И по мнению самого режиссера, в Мюнхгаузене «сидит не только враль, но и терпеливый просветитель», заставляющий «смотреть на все явления жизни смелее, шире, выходя за рамки привычных воззрений».

-3

В кинотворчестве Захарова безумное дело барона Мюнхгаузена, не желающего подчиняться общепринятым правилам, продолжил объявленный сумасшедшим Джонатан Свифт, сыгранный тем же самым Олегом Янковским в телефильме по пьесе того же самого Григория Горина «Дом, который построил Свифт».

-4

Абсолютно серьезен в своем намерении чтить Уголовный кодекс и практически не врет в вульгарном бытовом смысле Остап Бендер, герой первого самостоятельного фильма, снятого Марком Захаровым в 1976 году, — четырехсерийной телевизионной экранизации «12 стульев». Сыгранный Андреем Мироновым великий комбинатор (в котором трагического не меньше, чем комического) по сути своей не заурядный мошенник, а скорее вдохновенный постановщик, инсценировщик нестандартных ситуаций. А апофеоз его «так называемого вранья» — отчаянная в своей режиссерской смелости попытка выдать себя за художника, позволившая Марку Захарову обогатить текст первоисточника бессмертной репликой: «Я давно хотел вас спросить как художник художника — вы рисовать умеете?»

-5

Вслед за плутовским романом Ильфа и Петрова Марк Захаров перенес на телеэкран сказочную пьесу Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». В нем герой Олега Янковского, волшебник, стирает грань между вымыслом и реальностью. Позже к этой компании неоднозначных граждан, превращающих обман в искусство, как свинец — в золото, присоединился авантюрист, чернокнижник, алхимик и чародей граф Калиостро, в современной России в основном известный благодаря захаровской романтической комедии 1984 года «Формула любви».

-6

Врожденная, инстинктивная тяга к режиссуре у подлинного мастера далеко не всегда связана с театром или кинематографом, что Марк Захаров блестяще продемонстрировал и в жизни — например, когда в 1991-м сжег перед телекамерой партбилет, что одни восприняли с восхищением, а другие — с насмешкой над склонностью режиссера к дешевым эффектам. Впоследствии сам Марк Захаров со свойственной ему самоиронией расценивал этот перформанс как дурацкое проявление необузданной театральности, однако ничего не поделаешь: даже в самом великом волшебнике нет-нет да и просыпается балаганный фокусник, которого тянет на рискованные, но завораживающие зрителя трюки.

-7

Символично, что последним фильмом Захарова стала притча «Убить дракона», которая, как и сценический дебют режиссера, основана на пьесе «Дракон». Произведение Е. Шварца стало лейтмотивом творчества Марка Захарова.

-8

Сложно сказать кем был Захаров, безумным гением, или гениальным безумцем своего времени, но, по моему мнению, он был уникальным человеком способным показывать суть вещей в неповторимой манере. А кем по-вашему был Марк Захаров? Подписывайтесь на канал пишите комментарии.