Найти в Дзене

Мир «Ведьмака»: мифология, боги, расы, пророчества и чудовища

Как ни странно, «ведьмачий» мир получился не чем иным, как эклектическим коктейлем человеческих мифов. Об этом и говорит сам Анджей Сапковский: он брал всё – от славянских вампиров и кикимор до греческих дриад и даже японских кицунэ. Всё просто: Сапковский буквально заимствовал столько европейских (и не только) легенд, что его мир на 80% полон старых сказаний. Начнем про церковь Вечного Огня и культа Мелителе? Она богиня плодородия и матушка-врачевательница. Храмы Мелителе разбросаны почти по всему Северу, а храм этой веры лечит и помогает всем, кто к ним приходит. И да, женщинам особенно: священницы Мелителе тоже женщины, и о них ведьмаки шепчут только добро. В Новиграде, например, заправляет церковь Вечного Огня – фанатичный культ, что «сражается против всех неугодных»: магов, неверующих, просто любых «ненормальных существ». Ещё есть служат озёрные богини и Дагон – Владыка Вод. В болотах под Визимой строят кумиры На Скеллиге люди молятся Фрее (Леди Озера), по духу близкой Мел
Оглавление

Как ни странно, «ведьмачий» мир получился не чем иным, как эклектическим коктейлем человеческих мифов. Об этом и говорит сам Анджей Сапковский: он брал всё – от славянских вампиров и кикимор до греческих дриад и даже японских кицунэ. Всё просто: Сапковский буквально заимствовал столько европейских (и не только) легенд, что его мир на 80% полон старых сказаний.

Божества и религии Континента

Начнем про церковь Вечного Огня и культа Мелителе? Она богиня плодородия и матушка-врачевательница. Храмы Мелителе разбросаны почти по всему Северу, а храм этой веры лечит и помогает всем, кто к ним приходит. И да, женщинам особенно: священницы Мелителе тоже женщины, и о них ведьмаки шепчут только добро.

В Новиграде, например, заправляет церковь Вечного Огня – фанатичный культ, что «сражается против всех неугодных»: магов, неверующих, просто любых «ненормальных существ». Ещё есть служат озёрные богини и Дагон – Владыка Вод. В болотах под Визимой строят кумиры

На Скеллиге люди молятся Фрее (Леди Озера), по духу близкой Мелителе, а в Зеррикании – Саддалу (бог плодородия) – не иначе как пересказ восточных легенд.

-2

Государства и земли континента

Среди гигантских лесов и гор ведьмачьего мира господствует не одна страна. В Северных Королевствах четыре крупных государства (Айдхирн, Редания, Темерия и Каэдвен) и властная Цинтра. А за горами от них раскинулся Великий Императорский Нильфгаард, который почти весь юг Континента подчинил.

-3

Между тем на архипелаге Скеллиге – суровых болотных островах – свои короли и боги. Картинка дополняется таинственными землями вроде эльфийской Доль Блатанны, ведьмачьих крепостей (Каэр Морхена!), королевства Ковир с плясками эльфов в озерах… и многочисленными городками вроде Новиграда или Оксенфурта. На заре жизни континента люди из Дикой долины (нордлинги) построили не менее 24 городов на местах бывших эльфийских поселений – например, Визиму и Новиград.

-4

Nilfgaardian Empire (Империя Нильфгаарда)

Одна из самых мощных держав на Континенте. Расположена на юге, централизованное правление императора, хорошо организованная армия, экспансия — ключевой элемент политики. Государство имеет в виду проекты по ассимиляции покорённых земель, культуры и языка. Империя захватывала царства северных земель, провинции и вассалов. Символы — Большое Солнце, культ Великого Солнца имеет религиозное значение.

Северные Королевства (Northern Kingdoms)

Не единое государство, а объединение или группа королевств, которые иногда сотрудничают, часто — враждуют между собой. Основные королевства: Темерия, Редания, Каэдвен, Аэдирн и прочие. Они борются за земли, ресурсы, власть, время от времени ведут войны как друг с другом, так и с Нильфгардом. Климат, природа, культура в них вариативны: есть плодородные низины, реки, леса, горы.

Aedirn

Королевство Aedirn — земледельческое, с хорошими урожаями, холмами, лесами. Есть промышленность, горная добыча — особенно в горах, шахты. Проблемы с территориальными спорами (например, Верхний Аэдирн / Lormark с Каэдвеном). Эльфы ещё живут в лесах и долинах, особенно в Доль Блатанне.

Kaedwen

Одно из крупных и сильных королевств среди Северных. Известно суровостью, гористыми землями, холодным климатом, людской стойкостью. Военная мощь, большое население. (в книгах и играх часто вспоминают про Kaedwen как о тяжёлом «тяжеловесном» королевстве).

Redania

Королевство Redania — богатое, торговое, культурно развитое. Важные города: Новиград (крупный торговый и культурный центр), Оксенфурт (университет, учёность). Правители склонны к политическим интригам, разведке, магам. Важный игрок в северной политической шахматной доске.

Temeria

Королевство Temeria — одно из центральных северных. Столица Визима. Хорошие земли, плодородные долины, реки. Часто под ударом со стороны Nilfgaard и соседей. Способна к сильным сопротивлениям. Исторически влиятельна.

-5

Другие земли: Cintra, Skellige, Kovir & Poviss, Zerrikania, Ofieri и др.

  • Cintra — стратегически важная, стоит на границе с Nilfgaard, была завоёвана, её падение — символическая точка конфликта.
  • Skellige — архипелаг, народ викингов-моряков, культура морская, жестокий климат, сильное чувство чести, семейности.
  • Kovir & Poviss — немного более изолированные, богатые земли, торговля, нейтралитет во многих конфликтах.
  • Zerrikania и Ofieri — дальние земли, восточные, экзотичные, часто не так сильно вовлечены в северные войны, с иными культурными особенностями (климат, религия, внешний вид, ремёсла).

Народы и расы континента

Ещё один факт, который меня восхищает: Континент изначально был населен не только людьми. Здесь есть древние расы – эльфы, гномы, племена вранов и даже полулюди-хоббиты. Именно эти «старшие расы» – они-то и первыми создали царства, города и мудрость, ещё до прихода людей. Но после Сопряжения Сфер первая порция людей ворвалась на их земли: люди быстро обучились магии и войнам, и в итоге большинство народов было вытеснено или подчинено. Но се колдуны (Цири, Йеннифэр) – люди древней крови, а вся заклинания – эльфийского происхождения.

-6

Люди

Самая многочисленная раса, доминантная в мире Ведьмака. Люди населяют Северные Королевства, Империю Нильфгаард, восточные и южные земли.

Эльфы (Elves)

Одни из древнейших рас. Делятся на Aen Seidhe (эльфы, оставшиеся на Континенте после Конъюнкции) и Aen Elle (пришедшие из иных миров или иные ветви). Живут долго, обладают утончённой культурой, искусством, магическими склонностями. Многие эльфы были вытеснены людьми, лишены земель, стали или изгнанниками, или участвуют в сопротивлении (Scoia’tael). Основные территории: Голубые Горы (Blue Mountains), Доль Блатанна, леса и горы, иногда под властью человека. Эльфы часто живут в изоляции или в глубоких лесах, сохраняют свои обычаи. 

Гномы (Dwarves)

Коренасты, приземисты, сильные, мастера ремёсел: горы, шахты, кузницы — их стихия. Хорошо уживаются с людьми (торговля, услуги, работа под землёй), но не без предрассудков со стороны людей, и иногда конкуренции. Не живут так долго, как эльфы, их численность стабильнее, но они менее влиятельны политически. 

Полурослики (Halflings)

Небольшой рост, мирный характер, живут обычно в человеческих землях, маленькие общины, избегают крупных конфликтов. Они не обладают магическими способностями (во всяком случае в большинстве случаев), не участвуют в войнах активно, но часто оказываются втянутыми.

Вран (Vrans) / Werebbubbs / Гномоподобные меньшинства

В разных источниках упоминаются «vrans» (некие ящероподобные, почти исчезнувшие расы), werebbubbs (маленькие мохнатые расы), гномы-артисанты. Часто они представляют собой меньшинства, подвергшиеся дискриминации или вытеснению. 

Ведьмаки (Witchers)

Хотя ведьмаки — не раса в обычном смысле — они мутанты: люди, прошедшие мутации, усиления, тренировки, чтобы быть охотниками на чудовищ. Они отдельная «каста», со своими школами (Школа Волка, Кота, Молнии и др.), кодексами и образом жизни. Их люди часто боятся, не доверяют, но нуждаются в них.

-7

Предания и пророчества

Мир Ведьмака богат и легендами, и мрачными пророчествами. Есть пророчица по имени Ильтлинна Аэгли. Её предсказание гласит: наступит «Время Холода», мир умрёт в снежной пустыне, а потом возродится «Старшая Кровь» – именно она, то есть Цири, даст новый рассвет. Когда земля напьётся эльфийской крови, придёт Конец и начнётся «Время Ужаса и Презрения». Это звучит пугающе, но именно поэтому вся эпопея и крутится вокруг Цири – мол, она ключ к Судьбе Континента. Кроме того, существует культ «Закона Неожиданности» – это предание (несколько мистическое) о том, как собственная судьба может связать людей. Но главное, что объединяет все предания: они заставляют нас поверить, что даже один человек (будь то ведьмак или ведьма) может изменить ход истории – будь это битва у Соддена или встреча в Таллиге.

-8

Сопряжение Сфер: что это такое

Приблизительно 1500 лет назад случилось событие, названное «сопряжением сфер». Это неслыханная космическая катастрофа – в мир ворвались порталы из других измерений, и сюда пробрались невиданные создания: гули, упыри, вампиры, призраки – а также магическая Сущность, которую мы зовут Хаосом. Как гласит легенда, именно тогда человечество впервые появилось на Континенте: эльфийские мифы говорят, что прародители людей прибыли из соседнего мира, во время шторма и кораблекрушения. И вот, с появлением людей пришла борьба за территорию: «первопроходцы» взяли мечи и прорвались на равнины эльфов и гномовэ. В общем, Конъюнкция наполнила мир чудовищами – причём, по словам ведьмаков, эти «чужие» не имеют собственных экологических ниш: они просто реликты иных миров. Сопряжение – не просто легенда, это точка отсчета для всего привычного.

-9

Чудовища Континента: классификация

В «Ведьмаке 3» их систематизировали так: драконоиды (драконы, василиски), нежить (гуль, вивернус), проклятые (упыри, оборотни), элементали (джинны, големы), гибриды (двустворчатая гарпия, эхьидны), насекомообразные (лешие, филинии) и даже реликты (грифоны, василиски особой породы), спектры (призраки) и вампиры. Каждый вид – это окутанная мраком легенда.

-10

  1. Стрига / Striga — жуткое проклятое существо: женщина, проклятая родиться чудовищем ночью, охотится по луне, проявляя звериную жестокость.
  2. Кикимора / Kikimora — насекомоподобное болотное чудовище, ползучее, может засады устраивать, типичный первый заказ ведьмака.
  3. Гуль / Ghoul — нежить, пожирающая трупы, охотится ночью, часто в группах.
  4. Умёртвец / Wraith / Specter — призрачная душа, часто связанная с трагедией, появляется в полуночный час.
  5. Ночной призрак / Nightwraith — разновидность призрака, активна ночью, опасна теневыми атаками.
  6. Полуденный призрак / Noonwraith — дух, появляющийся около полудня, часто с солнечным проклятием.
  7. Вампир высший / Higher Vampire — вампир, обладающий большой магической силой, интеллектом, способностью маскироваться как человек. 
  8. Брукса / Bruxa — разновидность вампира, часто женская, может принимать облик соблазнительной женщины, обладает способностью летать и перемещаться тенями. 
  9. Дракон / Dragon — древнее крылатое существо; часто мудрое и сильное, обитает в удалённых горах.
  10. Базилиск / Basilisk — драконид, часто с ядовитым взглядом или свойствами парализовать, может прыгать и атаковать сверху.
  11. Форктейл / Forktail — разновидность драконида, часто с длинным хвостом, атакует когтями и хвостом.
  12. Гигантская сороконожка / Giant Centipede — крупное членистоногое, может выскакивать из-под земли, иногда применять кислотное оружие.
  13. Элементаль огня / Fire Elemental — существо стихии огня, рождается там, где магия вышла из-под контроля.
  14. Элементаль льда / Ice Elemental — стихия холода, может замораживать, атаковать ледяными потоками.
  15. Элементаль земли / Earth Elemental — огромный и крепкий, телом из камня, атакует корнями, землёй.
  16. Тролль / Troll — крупное существо, толстокожее, может восстанавливаться, обитает в пещерах и лесах.
  17. Не́кер / Nekker — маленькое агрессивное существо, часто в группах, норовит напасть внезапно.
  18. Некрофаг / Necrophage — род обобщённый: существа, питающиеся мёртвыми телами.
  19. Ротфинд / Rotfiend — опасная разновидность некрофага: при смерти может взрываться, нанося урон окружающим. 
  20. Зомби / Zombie — оживший мертвец, управляемый тёмной магией или порчей.
  21. Вурдалак / Strzyga / Vampire-lich variant — в разных версиях обозначает нежить-вампира или должным образом проклятую форму.
  22. Эхидна / Echidna — полумифическое гибридное создание, часто женское, сочетает черты рептилий и женщин.
  23. Сирена / Siren — водное существо-гибрид; может заманивать жертв песнями, нападать из воды.
  24. Шелма / Chort / Hellspawn variant — демоническое существо, часто малое, но чрезвычайно агрессивное.
  25. Горгулья / Gargoyle — каменное существо, оживляющееся ночью, часто охраняет здания или руины.
  26. Леший / Leshen / Leshy — дух леса, полусущество-полудерево, тот, кто контролирует деревья, корни, животных.
  27. Дендроид / Dryad-variant — дух леса, связанный с растениями и деревьями, может быть как защитницей леса.
  28. Джинн / Djinn / Genie — могущественный дух, может исполнять желания, но опасен в силу искажения желаний.
  29. Допплер / Doppler / Doppelgänger — существо, способное принимать облик другого человека или животного, копируя воспоминания и манеры. 
  30. Хирика / Hirikka — редкое чудовище из телесного ряда; в сериале показано, что она умерла от отравления едой, но сама по себе — хищная тварь.
  31. Сильван / Sylvan — гуманоидное чудовище леса, с чертами козлиных ног, рогов, связанный с природой; иногда ошибочно считают духом.
  32. Кырлак / Crone / Hag variant — ведьмовидное существо, живёт на болотах или лесах, может использовать древнюю магию.
  33. Кикимора королева / Kikimore Queen — более мощный вариант кикиморы, командует рабочими особями.
  34. Оборотень / Werewolf / Lycan — человек, превращающийся в зверя при луне или по воле.
  35. Лесной человек / Woodwraith variant — полуболотный дух, связанный с лесом/туманом.
  36. Гризли / Grendel / Bear-variant demon — большая звериная модель, усиленная проклятием или магией.
  37. Ужас / Horror / Abomination — общий термин для сильных гибридов, порождённых магией и чуждыми влияниями.
  38. Кошмар / Nightmare / Dreamspawn-variant — существо сна и кошмаров, может нападать на разум, обманывать.
  39. Магический червь / Magic Brain Worm — паразит, способный проникать в мозг, контролировать разум.
  40. Коралл / Coral Horror (или Flesh Monster variant) — существо, составленное из множества тел или частей, с уродливыми формами. В сериале появляется Flesh Monster / Flesh Beast с множеством голов. 
  41. Мантикор / Manticore — мифическое создание: тело льва, хвост скорпиона и крылья, может стрелять шипами.
  42. Мамуну / Mamune — редкое магическое существо, возможно призрачное или дух, малоподвижное (в фан-каталоге).
  43. Махр / Mahr — демоноподобное или темное существо, встречающееся в списках фан-вики.
  44. Гигант / Giant / Colossus variant — огромные людиобразные существа, часто архаичные, в горах или руинах.
  45. Циклоп / Cyclops — одноокий гигант, мощная сила ближнего боя.
  46. Ужасный зверь / Beast of Beauclair — чудовище из одного из региональных контрактов в игре (Beauclair region) (Beast of Beauclair).
  47. Большой волк / Big Bad Wolf — зверь, усиленный магией или порчей, часто агрессивный по отношению к человеку.
  48. Кабан-демон / Demon Boar variant — кабан с демоническими чертами, клыками, ускорением, яростью.
  49. Огненный дух / Fire Spirit / Flame Wraith variant — духовное существо огня, иногда выступает как страж магических мест.
  50. Лёдовой страж / Frost Wraith / Ice Ghost variant — дух льда/мороза — атакует холодом, может замедлять, появляться из инея.

Никого не забыли? Кстати, хотели бы жить в таком мире? Кем бы были, какое государство выбрали?