Как ни странно, «ведьмачий» мир получился не чем иным, как эклектическим коктейлем человеческих мифов. Об этом и говорит сам Анджей Сапковский: он брал всё – от славянских вампиров и кикимор до греческих дриад и даже японских кицунэ. Всё просто: Сапковский буквально заимствовал столько европейских (и не только) легенд, что его мир на 80% полон старых сказаний.
Божества и религии Континента
Начнем про церковь Вечного Огня и культа Мелителе? Она богиня плодородия и матушка-врачевательница. Храмы Мелителе разбросаны почти по всему Северу, а храм этой веры лечит и помогает всем, кто к ним приходит. И да, женщинам особенно: священницы Мелителе тоже женщины, и о них ведьмаки шепчут только добро.
В Новиграде, например, заправляет церковь Вечного Огня – фанатичный культ, что «сражается против всех неугодных»: магов, неверующих, просто любых «ненормальных существ». Ещё есть служат озёрные богини и Дагон – Владыка Вод. В болотах под Визимой строят кумиры
На Скеллиге люди молятся Фрее (Леди Озера), по духу близкой Мелителе, а в Зеррикании – Саддалу (бог плодородия) – не иначе как пересказ восточных легенд.
Государства и земли континента
Среди гигантских лесов и гор ведьмачьего мира господствует не одна страна. В Северных Королевствах четыре крупных государства (Айдхирн, Редания, Темерия и Каэдвен) и властная Цинтра. А за горами от них раскинулся Великий Императорский Нильфгаард, который почти весь юг Континента подчинил.
Между тем на архипелаге Скеллиге – суровых болотных островах – свои короли и боги. Картинка дополняется таинственными землями вроде эльфийской Доль Блатанны, ведьмачьих крепостей (Каэр Морхена!), королевства Ковир с плясками эльфов в озерах… и многочисленными городками вроде Новиграда или Оксенфурта. На заре жизни континента люди из Дикой долины (нордлинги) построили не менее 24 городов на местах бывших эльфийских поселений – например, Визиму и Новиград.
Nilfgaardian Empire (Империя Нильфгаарда)
Одна из самых мощных держав на Континенте. Расположена на юге, централизованное правление императора, хорошо организованная армия, экспансия — ключевой элемент политики. Государство имеет в виду проекты по ассимиляции покорённых земель, культуры и языка. Империя захватывала царства северных земель, провинции и вассалов. Символы — Большое Солнце, культ Великого Солнца имеет религиозное значение.
Северные Королевства (Northern Kingdoms)
Не единое государство, а объединение или группа королевств, которые иногда сотрудничают, часто — враждуют между собой. Основные королевства: Темерия, Редания, Каэдвен, Аэдирн и прочие. Они борются за земли, ресурсы, власть, время от времени ведут войны как друг с другом, так и с Нильфгардом. Климат, природа, культура в них вариативны: есть плодородные низины, реки, леса, горы.
Aedirn
Королевство Aedirn — земледельческое, с хорошими урожаями, холмами, лесами. Есть промышленность, горная добыча — особенно в горах, шахты. Проблемы с территориальными спорами (например, Верхний Аэдирн / Lormark с Каэдвеном). Эльфы ещё живут в лесах и долинах, особенно в Доль Блатанне.
Kaedwen
Одно из крупных и сильных королевств среди Северных. Известно суровостью, гористыми землями, холодным климатом, людской стойкостью. Военная мощь, большое население. (в книгах и играх часто вспоминают про Kaedwen как о тяжёлом «тяжеловесном» королевстве).
Redania
Королевство Redania — богатое, торговое, культурно развитое. Важные города: Новиград (крупный торговый и культурный центр), Оксенфурт (университет, учёность). Правители склонны к политическим интригам, разведке, магам. Важный игрок в северной политической шахматной доске.
Temeria
Королевство Temeria — одно из центральных северных. Столица Визима. Хорошие земли, плодородные долины, реки. Часто под ударом со стороны Nilfgaard и соседей. Способна к сильным сопротивлениям. Исторически влиятельна.
Другие земли: Cintra, Skellige, Kovir & Poviss, Zerrikania, Ofieri и др.
- Cintra — стратегически важная, стоит на границе с Nilfgaard, была завоёвана, её падение — символическая точка конфликта.
- Skellige — архипелаг, народ викингов-моряков, культура морская, жестокий климат, сильное чувство чести, семейности.
- Kovir & Poviss — немного более изолированные, богатые земли, торговля, нейтралитет во многих конфликтах.
- Zerrikania и Ofieri — дальние земли, восточные, экзотичные, часто не так сильно вовлечены в северные войны, с иными культурными особенностями (климат, религия, внешний вид, ремёсла).
Народы и расы континента
Ещё один факт, который меня восхищает: Континент изначально был населен не только людьми. Здесь есть древние расы – эльфы, гномы, племена вранов и даже полулюди-хоббиты. Именно эти «старшие расы» – они-то и первыми создали царства, города и мудрость, ещё до прихода людей. Но после Сопряжения Сфер первая порция людей ворвалась на их земли: люди быстро обучились магии и войнам, и в итоге большинство народов было вытеснено или подчинено. Но се колдуны (Цири, Йеннифэр) – люди древней крови, а вся заклинания – эльфийского происхождения.
Люди
Самая многочисленная раса, доминантная в мире Ведьмака. Люди населяют Северные Королевства, Империю Нильфгаард, восточные и южные земли.
Эльфы (Elves)
Одни из древнейших рас. Делятся на Aen Seidhe (эльфы, оставшиеся на Континенте после Конъюнкции) и Aen Elle (пришедшие из иных миров или иные ветви). Живут долго, обладают утончённой культурой, искусством, магическими склонностями. Многие эльфы были вытеснены людьми, лишены земель, стали или изгнанниками, или участвуют в сопротивлении (Scoia’tael). Основные территории: Голубые Горы (Blue Mountains), Доль Блатанна, леса и горы, иногда под властью человека. Эльфы часто живут в изоляции или в глубоких лесах, сохраняют свои обычаи.
Гномы (Dwarves)
Коренасты, приземисты, сильные, мастера ремёсел: горы, шахты, кузницы — их стихия. Хорошо уживаются с людьми (торговля, услуги, работа под землёй), но не без предрассудков со стороны людей, и иногда конкуренции. Не живут так долго, как эльфы, их численность стабильнее, но они менее влиятельны политически.
Полурослики (Halflings)
Небольшой рост, мирный характер, живут обычно в человеческих землях, маленькие общины, избегают крупных конфликтов. Они не обладают магическими способностями (во всяком случае в большинстве случаев), не участвуют в войнах активно, но часто оказываются втянутыми.
Вран (Vrans) / Werebbubbs / Гномоподобные меньшинства
В разных источниках упоминаются «vrans» (некие ящероподобные, почти исчезнувшие расы), werebbubbs (маленькие мохнатые расы), гномы-артисанты. Часто они представляют собой меньшинства, подвергшиеся дискриминации или вытеснению.
Ведьмаки (Witchers)
Хотя ведьмаки — не раса в обычном смысле — они мутанты: люди, прошедшие мутации, усиления, тренировки, чтобы быть охотниками на чудовищ. Они отдельная «каста», со своими школами (Школа Волка, Кота, Молнии и др.), кодексами и образом жизни. Их люди часто боятся, не доверяют, но нуждаются в них.
Предания и пророчества
Мир Ведьмака богат и легендами, и мрачными пророчествами. Есть пророчица по имени Ильтлинна Аэгли. Её предсказание гласит: наступит «Время Холода», мир умрёт в снежной пустыне, а потом возродится «Старшая Кровь» – именно она, то есть Цири, даст новый рассвет. Когда земля напьётся эльфийской крови, придёт Конец и начнётся «Время Ужаса и Презрения». Это звучит пугающе, но именно поэтому вся эпопея и крутится вокруг Цири – мол, она ключ к Судьбе Континента. Кроме того, существует культ «Закона Неожиданности» – это предание (несколько мистическое) о том, как собственная судьба может связать людей. Но главное, что объединяет все предания: они заставляют нас поверить, что даже один человек (будь то ведьмак или ведьма) может изменить ход истории – будь это битва у Соддена или встреча в Таллиге.
Сопряжение Сфер: что это такое
Приблизительно 1500 лет назад случилось событие, названное «сопряжением сфер». Это неслыханная космическая катастрофа – в мир ворвались порталы из других измерений, и сюда пробрались невиданные создания: гули, упыри, вампиры, призраки – а также магическая Сущность, которую мы зовут Хаосом. Как гласит легенда, именно тогда человечество впервые появилось на Континенте: эльфийские мифы говорят, что прародители людей прибыли из соседнего мира, во время шторма и кораблекрушения. И вот, с появлением людей пришла борьба за территорию: «первопроходцы» взяли мечи и прорвались на равнины эльфов и гномовэ. В общем, Конъюнкция наполнила мир чудовищами – причём, по словам ведьмаков, эти «чужие» не имеют собственных экологических ниш: они просто реликты иных миров. Сопряжение – не просто легенда, это точка отсчета для всего привычного.
Чудовища Континента: классификация
В «Ведьмаке 3» их систематизировали так: драконоиды (драконы, василиски), нежить (гуль, вивернус), проклятые (упыри, оборотни), элементали (джинны, големы), гибриды (двустворчатая гарпия, эхьидны), насекомообразные (лешие, филинии) и даже реликты (грифоны, василиски особой породы), спектры (призраки) и вампиры. Каждый вид – это окутанная мраком легенда.
- Стрига / Striga — жуткое проклятое существо: женщина, проклятая родиться чудовищем ночью, охотится по луне, проявляя звериную жестокость.
- Кикимора / Kikimora — насекомоподобное болотное чудовище, ползучее, может засады устраивать, типичный первый заказ ведьмака.
- Гуль / Ghoul — нежить, пожирающая трупы, охотится ночью, часто в группах.
- Умёртвец / Wraith / Specter — призрачная душа, часто связанная с трагедией, появляется в полуночный час.
- Ночной призрак / Nightwraith — разновидность призрака, активна ночью, опасна теневыми атаками.
- Полуденный призрак / Noonwraith — дух, появляющийся около полудня, часто с солнечным проклятием.
- Вампир высший / Higher Vampire — вампир, обладающий большой магической силой, интеллектом, способностью маскироваться как человек.
- Брукса / Bruxa — разновидность вампира, часто женская, может принимать облик соблазнительной женщины, обладает способностью летать и перемещаться тенями.
- Дракон / Dragon — древнее крылатое существо; часто мудрое и сильное, обитает в удалённых горах.
- Базилиск / Basilisk — драконид, часто с ядовитым взглядом или свойствами парализовать, может прыгать и атаковать сверху.
- Форктейл / Forktail — разновидность драконида, часто с длинным хвостом, атакует когтями и хвостом.
- Гигантская сороконожка / Giant Centipede — крупное членистоногое, может выскакивать из-под земли, иногда применять кислотное оружие.
- Элементаль огня / Fire Elemental — существо стихии огня, рождается там, где магия вышла из-под контроля.
- Элементаль льда / Ice Elemental — стихия холода, может замораживать, атаковать ледяными потоками.
- Элементаль земли / Earth Elemental — огромный и крепкий, телом из камня, атакует корнями, землёй.
- Тролль / Troll — крупное существо, толстокожее, может восстанавливаться, обитает в пещерах и лесах.
- Не́кер / Nekker — маленькое агрессивное существо, часто в группах, норовит напасть внезапно.
- Некрофаг / Necrophage — род обобщённый: существа, питающиеся мёртвыми телами.
- Ротфинд / Rotfiend — опасная разновидность некрофага: при смерти может взрываться, нанося урон окружающим.
- Зомби / Zombie — оживший мертвец, управляемый тёмной магией или порчей.
- Вурдалак / Strzyga / Vampire-lich variant — в разных версиях обозначает нежить-вампира или должным образом проклятую форму.
- Эхидна / Echidna — полумифическое гибридное создание, часто женское, сочетает черты рептилий и женщин.
- Сирена / Siren — водное существо-гибрид; может заманивать жертв песнями, нападать из воды.
- Шелма / Chort / Hellspawn variant — демоническое существо, часто малое, но чрезвычайно агрессивное.
- Горгулья / Gargoyle — каменное существо, оживляющееся ночью, часто охраняет здания или руины.
- Леший / Leshen / Leshy — дух леса, полусущество-полудерево, тот, кто контролирует деревья, корни, животных.
- Дендроид / Dryad-variant — дух леса, связанный с растениями и деревьями, может быть как защитницей леса.
- Джинн / Djinn / Genie — могущественный дух, может исполнять желания, но опасен в силу искажения желаний.
- Допплер / Doppler / Doppelgänger — существо, способное принимать облик другого человека или животного, копируя воспоминания и манеры.
- Хирика / Hirikka — редкое чудовище из телесного ряда; в сериале показано, что она умерла от отравления едой, но сама по себе — хищная тварь.
- Сильван / Sylvan — гуманоидное чудовище леса, с чертами козлиных ног, рогов, связанный с природой; иногда ошибочно считают духом.
- Кырлак / Crone / Hag variant — ведьмовидное существо, живёт на болотах или лесах, может использовать древнюю магию.
- Кикимора королева / Kikimore Queen — более мощный вариант кикиморы, командует рабочими особями.
- Оборотень / Werewolf / Lycan — человек, превращающийся в зверя при луне или по воле.
- Лесной человек / Woodwraith variant — полуболотный дух, связанный с лесом/туманом.
- Гризли / Grendel / Bear-variant demon — большая звериная модель, усиленная проклятием или магией.
- Ужас / Horror / Abomination — общий термин для сильных гибридов, порождённых магией и чуждыми влияниями.
- Кошмар / Nightmare / Dreamspawn-variant — существо сна и кошмаров, может нападать на разум, обманывать.
- Магический червь / Magic Brain Worm — паразит, способный проникать в мозг, контролировать разум.
- Коралл / Coral Horror (или Flesh Monster variant) — существо, составленное из множества тел или частей, с уродливыми формами. В сериале появляется Flesh Monster / Flesh Beast с множеством голов.
- Мантикор / Manticore — мифическое создание: тело льва, хвост скорпиона и крылья, может стрелять шипами.
- Мамуну / Mamune — редкое магическое существо, возможно призрачное или дух, малоподвижное (в фан-каталоге).
- Махр / Mahr — демоноподобное или темное существо, встречающееся в списках фан-вики.
- Гигант / Giant / Colossus variant — огромные людиобразные существа, часто архаичные, в горах или руинах.
- Циклоп / Cyclops — одноокий гигант, мощная сила ближнего боя.
- Ужасный зверь / Beast of Beauclair — чудовище из одного из региональных контрактов в игре (Beauclair region) (Beast of Beauclair).
- Большой волк / Big Bad Wolf — зверь, усиленный магией или порчей, часто агрессивный по отношению к человеку.
- Кабан-демон / Demon Boar variant — кабан с демоническими чертами, клыками, ускорением, яростью.
- Огненный дух / Fire Spirit / Flame Wraith variant — духовное существо огня, иногда выступает как страж магических мест.
- Лёдовой страж / Frost Wraith / Ice Ghost variant — дух льда/мороза — атакует холодом, может замедлять, появляться из инея.
Никого не забыли? Кстати, хотели бы жить в таком мире? Кем бы были, какое государство выбрали?