Найти в Дзене
Интроспекция 🟡

Эти фильмы расскажут о нас потомкам: «Божественная комедия» Данте на новый лад

Когда Данте писал Божественную комедию, он не пытался развлечь публику — он создавал карту человеческой души. Ад, чистилище, рай — это не география и даже не религиозные мифы, а психология, которая доступным в те времена языком показывает путь человека от страдания к пониманию Если бы кто-то писал такую поэму сегодня — что бы это было? Возможно, не книга, а фильм. Точнее, несколько фильмов. Я решила поиграть с этим вопросом и сделать подборку из семи кинолент В XIV веке Данте создал поэму, в которой соединились политика, религия, философия и личная боль. Она стала зеркалом своего времени — эпохи, где мир рухнул, а человек искал дорогу к свету Сегодня мы живём в другом аду — цифровом, тревожном, разорванном. И наши режиссёры тоже создают произведения, в которых человек проходит через боль, сомнение и любовь, чтобы найти себя. Ниже семь кинокартин, и возможно через 200 лет именно их будут разбирать в университетах так же, как мы сегодня разбираем строки Данте Ларс фон Триер отправляет ге
Оглавление

Когда Данте писал Божественную комедию, он не пытался развлечь публику — он создавал карту человеческой души. Ад, чистилище, рай — это не география и даже не религиозные мифы, а психология, которая доступным в те времена языком показывает путь человека от страдания к пониманию

Если бы кто-то писал такую поэму сегодня — что бы это было? Возможно, не книга, а фильм. Точнее, несколько фильмов. Я решила поиграть с этим вопросом и сделать подборку из семи кинолент

Каждая эпоха рождает свою «Божественную комедию»

В XIV веке Данте создал поэму, в которой соединились политика, религия, философия и личная боль. Она стала зеркалом своего времени — эпохи, где мир рухнул, а человек искал дорогу к свету

Сегодня мы живём в другом аду — цифровом, тревожном, разорванном. И наши режиссёры тоже создают произведения, в которых человек проходит через боль, сомнение и любовь, чтобы найти себя. Ниже семь кинокартин, и возможно через 200 лет именно их будут разбирать в университетах так же, как мы сегодня разбираем строки Данте

1. «Меланхолия» — наш Ад

Ларс фон Триер отправляет героиню не в пекло, а в депрессию. Это апокалипсис без огня и демонов — конец света внутри человека. Как и Данте, фон Триер пишет о невозможности спастись разумом. Его героиня проходит через отчаяние, пока не обретает спокойствие перед лицом смерти. Это хроника эпохи тревожности и внутреннего выгорания

К слову, я этот фильм посмотрела больше 10 лет назад, но прочувствовала его только год назад, когда пришлось принять, что у меня затяжная депрессия. Немного о том периоде, на основании чего психотерапевт заподозрил депрессию и как выглядело лечение, я рассказываю у себя в ТГ-канале В поисках серотонина
-2

2. «Матрица» — чистилище цифрового века

Уже много лет ученые обсуждают, что все, что нас окружает, может быть иллюзией. Именно такой, о которой рассуждают в фильме братосестры Вачовски

Нео там проходит тот же путь, что Данте — от сна к пробуждению, от лжи к истине. Только вместо Вергилия у него Морфеус, а вместо Бога — свобода выбора. Через 200 лет этот фильм будут читать как притчу о человеке, который захотел вырваться из мира алгоритмов. Разве не то же самое и мы с вами пытаемся сделать последние годы?

-3

3. «Всё везде и сразу» — рай постмодерна

Бессмысленный хаос, мультивселенные, слёзы, любовь, смех — ну почти что мой типичный день, хах

Эта картина в легкой форме говорит весьма драматичные вещи — мире, где нет логики, спасение приходит только через принятие. Героиня фильма проходит через все уровни реальности и находит не смысл, а любовь. Так выглядит рай XXI века — не упорядоченный, а тёплый

-4

4. «Интерстеллар» — восхождение через время

Нолан создаёт свою теологию: вместо Бога — гравитация, вместо молитвы — наука. Но по сути он говорит о том же, о чём говорил Данте: о любви, которая сильнее времени, сильнее законов физики. Когда Купер передаёт послание дочери сквозь измерения, это и есть акт истинного спасения

-5

5. «Призрак в доспехах» — метафизика постчеловека

Если душа существует, что с ней произойдёт, когда тело станет машиной? Не уверена, что японцы в принципе способны делать развлекательный контент, потому что какое их произведение не возьми, каждое весьма трагично и многослойно

Аниме Мамору Осии задаёт те же вопросы, которые исследует Данте, показвыая нам свой ад — что делает нас людьми, где кончается «я». Для людей будущего это может стать их собственным путеводителем по чистилищу сознания

-6

6. «Прибытие» — язык вместо молитвы

Фильм Дени Вильнёва можно читать как современный вариант Рая. Героиня, познавшая язык, перестаёт бояться судьбы. Она видит всё время сразу и выбирает боль — осознанно и с любовью. Снова тема принятия. И, как у Данте, финал — в тишине и свете

-7

7. «Остров собак» — притча о человечности

Уэс Андерсон создаёт свой особый рай — геометрически выверенный, но полный сострадания. В мире, где собак изгнали, ребёнок ищет друга. Через иронию, визуальную симметрию и метафору одиночества Андерсон говорит о том, что спасение всегда в эмпатии. Это рай не небесный, а земной — тот, где живут верность, дружба и любовь без слов

-8

Каждая эпоха описывает своё восхождение

Данте шёл от тьмы к свету. Мы идём от смысла к хаосу, а потом находим новый смысл прямо внутри него. Наши режиссёры стали новыми поэтами — они пишут свои Божественные комедии не пером, а камерой. Через 200 лет люди будут смотреть эти фильмы не как развлечение, а как свидетельство того, как человечество искало выход из собственного ада

Может быть, рай — это не место, а способность видеть смысл даже в катастрофе. И тогда «Божественная комедия» XXI века уже написана. Просто её нужно не прочитать — а пересмотреть

______________

Что еще любопытного почитать:

Сколько раз на самом деле рождалась Венера? Исследую трансформацию мифа от античности до Сальвадора Дали

Умереть от любви — не метафора. Учёные доказали, что сердце может разбиться

Оказывается, любовь не во всех странах одно и то же: почему для Америки это обязанность, для Франции — сюжет, для России — жертва

Оказывается, мы не правильно понимаем Таро: что останется, если убрать из него всю эзотерику

Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале В поисках серотонина. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а также материалы, которые не подходят под формат Дзена или не проходят его цензуру