Найти в Дзене

Как Netflix делает „Ведьмака“: деньги, песни, съёмки и актёры

Я помню, как впервые села смотреть «Ведьмака» на Netflix: оказалось, что за этой историей стоит не только магия сценаристов и талант актёров, но и настоящая индустриальная машина, которая готова тратить сотни миллионов, чтобы мы с вами могли спорить в комментариях. Когда вышел первый сезон в декабре 2019-го, он ударил по Netflix как гром среди ясного неба: за первые 28 дней сериал набрал 541 миллион часов просмотра — цифра, которая вывела «Ведьмака» в число крупнейших стартов платформы того периода. Это была не просто популярность — это был массовый культурный импульс, который породил мемы, каверы и тысячи фан-версий песни «Toss a Coin to Your Witcher». Первый сезон представил нам двух героинь и героя, вокруг которых всё вертится. Генри Кавилл стал лицом Геральта: он пришёл в сериал уже известным Голливудским актёром, но роль ведьмака раскрыла в нём другое — не супергероя, а уставшего, ироничного и при этом ранимого стрелка. Его Геральт — это не просто кулак справедливости, а челове

Я помню, как впервые села смотреть «Ведьмака» на Netflix: оказалось, что за этой историей стоит не только магия сценаристов и талант актёров, но и настоящая индустриальная машина, которая готова тратить сотни миллионов, чтобы мы с вами могли спорить в комментариях.

Когда вышел первый сезон в декабре 2019-го, он ударил по Netflix как гром среди ясного неба: за первые 28 дней сериал набрал 541 миллион часов просмотра — цифра, которая вывела «Ведьмака» в число крупнейших стартов платформы того периода. Это была не просто популярность — это был массовый культурный импульс, который породил мемы, каверы и тысячи фан-версий песни «Toss a Coin to Your Witcher».

Первый сезон представил нам двух героинь и героя, вокруг которых всё вертится. Генри Кавилл стал лицом Геральта: он пришёл в сериал уже известным Голливудским актёром, но роль ведьмака раскрыла в нём другое — не супергероя, а уставшего, ироничного и при этом ранимого стрелка. Его Геральт — это не просто кулак справедливости, а человек с твердой моралью, и Кавилл в этом амплуа убедителен. Анья Чалотра в образе Йеннифэр прошла через метаморфозу, которая и в сериале, и за кадром стала реальным актёрским испытанием: её превращение — эмоциональное и хореографическое событие сезона.

-2

Фрейя Аллан как Цири появилась как хрупкая, но упрямая душа, за которой хочется следить — и если вы любите, чтобы подростковый архетип был прописан не шаблонно, она вам понравится. А Джои Бэйти, воплотивший менестреля Лютика, внёс в сериал ту самую песню про чеканную монету. Музыку к сезону написали Соня Белоусова и Джиона Остинелли — именно их дуэт создал «Toss a Coin…» и большинство мелодий, которые сразу стали «глазами» и «ушами» первого сезона. Альбом официально выпускала Milan Records. 

-3

Говоря про деньги, нельзя обойти правду: первый сезон готовили не на импровизированных средствах — его бюджет по разным оценкам составлял около 92 млн долларов (в пересчёте — примерно 11–12 млн на эпизод), что для телевизионной экранизации фэнтези — серьёзная сумма; с неё и началась дорогая «эпоха Ведьмака» для Netflix. В дальнейшем платформа лишь увеличивала ставки. Суммарно к 2025 году расходы на весь проект (включая спин-оффы и будущие сезоны) обсуждаются в сотнях миллионов — цифры в источниках колеблются, но аналитики указывают на общую нагрузку бюджета в районе полумиллиарда — более 700 млн долларов, в зависимости от учёта дополнительных проектов. Это позволяет понять, почему Netflix так интенсивно развивал вселенную: вложить — значит рассчитывать на масштаб и возврат. 

-4

Если перескочить к географии съёмок, то первый сезон в основном снимали в Венгрии: студии около Будапешта и исторические локации Центральной Европы дали ту славяно-фолк атмосферу, которая так важна для мира Сапковского. Я люблю думать, что именно европейские пейзажи — туманные поля и готические крепости — сделали сериал «правильным» по духу: не гипер-глянцем, а с шершавыми краями. Второй сезон «переехал» поближе к Британии: производство базировалось на Arborfield Film Studios и использовало множество английских натурных площадок, от лесов до старых аббатств, что дало ему другую фактуру — более «британскую», если хотите. Третий сезон расширил географию: съёмки проходили в разных странах Европы — от Англии и Уэльса до Хорватии и Италии, что позволило добавить в палитру новые пейзажи.

-5

Музыкально сериал тоже менялся. Первую волну задали Соня Белоусова и Джиона Остинелли: их мелодии сделали шоу вирусным. Для второго сезона к музыкальному оформлению подключили композитора Джозефа Трапанезе, чья работа добавила оркестровой, чуть более кинематографической грандиозности — и это было слышно: саундтрек S2 дошёл до отдельных чартов и выпускался отдельным релизом. В третьем сезоне музыкальные слои сохранили и оркестровые, и фолковые оттенки — иногда с участием фолк-музыкантов, которые придавали сценам славянский колорит. Музыка в «Ведьмаке» — это не фоновая картинка, это персонаж, который подсказывает тон и эмоцию. 

-6

Во втором сезоне в касте появились новые заметные имена: Ким Бодния принёс в сериал образ Весемира — старого ведьмака, наставника и отцовской фигуры, чьё появление кардинально меняет тон обучения Цири. Для роли Весемира Ким привнёс ту самую харизму и плотность, которую мог дать только опытный сценический актёр. Также во втором сезоне мы увидели Кристофера Хивью в роли Нивеллена — персонаж, который визуально и эмоционально запоминается. Эти новички придали сериалу больше атмосферы «прошлых времён».

-7

Надо сказать о результатах: сезон 2 собрал 484 миллиона часов за первые 28 дней (немного меньше, чем первый, но всё равно великолепный результат). На Rotten Tomatoes критики полюбили продолжение чуть сильнее – сразу 95% «свежести» (а зрители – у аудитории лишь 54%). 

Третий сезон стал местом, где многие сюжетные линии слились — и где, по мнению части аудитории, сериал стал более «событийным», а не только этюдно-персонажным. В сезоне появились и новые серьёзные лица, которые расширили политическую карту континента: проявились персонажи вроде Франчески, Радовида и других, исполнители которых усилили драматический накал. Netflix официально выпустил подробный разбор актёрского состава к третьему сезону, в котором видно, что шоу продолжает инвестировать в сильные имена и в свежие таланты.

-8

И, конечно, о восприятии. Критики и аудитория реагировали по-разному в разные моменты: если критические оценки RT колебались от прохладно-положительных до похвальных, то зрительская любовь выражалась в просмотрах и в помешательстве на одной песне, которую напевали даже мои соседи. При этом к третьему сезону зрительская активность снизилась по сравнению с первым всплеском — это нормальная история для крупных сериалов, особенно если сюжет поворачивается в более мрачную сторону. Аналитики отмечают, что у Netflix были и рекорды, и спад — но проект остаётся одним из самых дорогих и амбициозных в линейке.

-9

Популярность сезона 3 оказалась ощутимо ниже двух предыдущих – пришлось услышать грустные цифры: около 30% меньше зрителей, чем в сезоне 2. Как бы ни было обидно, это факт. Оценки критиков не упали так сильно – 79% «свежести» на RT говорит о том, что сериал всё ещё качественен. Но зрительский рейтинг упал до 19%. Ну и отчёты, что 327 млн часов за 8 недель – это далеко от рекордов, но всё равно – почти 40 тысяч лет суммарного просмотра по данным Redanian Intelligence!

Герои, которых стоит вспомнить к четвертому сезону

Геральт из Ривии — ведьмак, охотник на чудовищ, суровый и справедливый одновременно. В сериале он — тот, кто «по судьбе» связан с Цири; его образ сочетает усталую самодостаточность и редкие вспышки иронии. В Netflix Геральта сыграл Генри Кавилл (в сезонах 1–3). Кавилл до «Ведьмака» был широко известен как актёр блокбастеров (в т.ч. роль Кал-Эла / Супермена в фильмах киновселенной DC) и сыграл в фильмах и сериалах разной величины; в «Ведьмаке» его фанатская подготовка к роли (он — поклонник игр/книг) упоминалась в интервью.

Йеннифэр из Венгерберга (Yennefer) — могущественная чародейка с драматичной предысторией: долгий путь от ненужной семье дочери до одной из самых сильных магов континента. Её сюжетная линия в сериале — одна из центральных: трансформация личности и внутренний конфликт между властью и человечностью. Роль исполнила Аня Чалотра (все сезоны 1–3). До «Ведьмака» Аня работала в британских драмах и театре (например, BBC-проекты), а «Ведьмак» стал её прорывом.

Цирилла (Цири) — Цирилла Фиона Элен Рианнон — наследница королевской семьи Цинтры, «дитя судьбы», в чьих жилах течёт «Древняя кровь» — именно вокруг неё строятся многие политические и магические интриги. В сериале молодая Цири — персонаж, через призму которого идут взросление и поиск себя. Роль исполняет Фрейя Аллан (сезоны 1–3).

Лютик (Jaskier / Dandelion in books) — менестрель/бродячий бард, чьи песни (самый знаменитый пример — «Toss a Coin to Your Witcher») сделали его медийной визитной карточкой сериала. Он часто играет роль комического и эмоционального контраста к Геральту, а также важного рассказчика и хроникёра. В Netflix роль Лютика исполняет Джои (Joey) Бэйти — он поёт многие музыкальные номера сериала и является автором (в наборе с композиторами) тех исполнений; до «Ведьмака» Джои — актёр и музыкант с опытом в театре и телевизионных проектах.

Весемир (Vesemir) — старейший и самый опытный ведьмак из Каэр Морхена, наставник Геральта и «отеческая» фигура для школы Волка. В Netflix Весемира ввели во втором сезоне в исполнении Кима Боднии (Kim Bodnia). Ким — датский актёр с заметной международной карьерой (известен, например, по «Killing Eve» и скандинавским криминальным проектам).

Тиссаия де Врис (Tissaia de Vries) — строгая и властная наставница магов, ректорка Аретузы; для Йеннифер она — учитель и приёмная фигура авторитета. В сериале роль исполняет МайАнна Бёринг (MyAnna Buring) — британская актриса, прежде известная по британским драмам и сериалам; она фигурировала в «The Witcher» с самого первого сезона и остаётся одним из магистральных лиц академии магов.

Кэйр/Кагыр (Cahir Mawr Dyffryn aep Ceallach) — воин/командир нильфгаардской армии, часто представляют как «Чёрный Рыцарь», изначально охотящийся за Цири; его сюжет — смесь драмы, долга и сомнительных мотивов. Роль играет Эймон Фаррен (Eamon Farren) — австралийский актёр, до «Ведьмака» появлявшийся в разных фильмах и сериалах (включая «Twin Peaks» revival и др.).

Фрингилья Виго (Fringilla Vigo) — чародейка, политически влиятельная фигура, связанная с Нильфгаардом; её линия усиливает тему магии как политики. В сериале её играет Mimî M. Khayisa (ранее Mimi Ndiweni) — британская актриса, у которой в послужном списке есть работы в театре и фильмах, а также телевизионные роли; она появилась в первых сезонах и продолжила участвовать в следующих.

Стрегобор (Stregobor) — маг с противоречивой этикой и мрачным прошлым (его линия связана с темами «морали» и «страха перед пророчествами»). В Netflix его играет Ларс Миккельсен (Lars Mikkelsen) — датский актёр, известный по нескольким международным проектам (включая роли в «Sherlock», «House of Cards» и скандинавских сериалах). Его образ в сериале — один из «интеллектуально-холодных» антагонистов.

Филиппа Эйльхарт (Philippa Eilhart) — одна из влиятельнейших чародеек континента; политик и интриганка, у которой важная роль в власти над королями и выборах политического курса. На Netflix роль Филиппы исполняет Кэсси Клэр (Cassie Clare) — актриса, которая получила более заметные эпизодические и регулярные роли; в третьем сезоне она получила расширенное присутствие.

Трисс Меригольд (Triss Merigold) — в книгах и играх — сестра по магической касте и союзница; в Netflix Трисс появляется позже (вплоть до сезона 3) и её играет Анна Шаффер (Anna Shaffer), ранее известная по ролям в фильмах «Гарри Поттер» (как Ромилда Вейн) и в мыльной опере «Hollyoaks».1

Эмхир вар Эмрейс (Emhyr var Emreis) — император Нильфгаарда, чья политическая и семейная линия связана с судьбой Цири. В Netflix в одной из ключевых интерпретаций эпизодически/в полном объёме персонаж появляется в исполнении Барта Эдвардса (Bart Edwards) в поздних сезонах. Его каст, мотивы и появление — важная политическая ось сюжета.

Вилгефортц (Vilgefortz) — могущественный и противоречивый маг (в книгах — важный антагонист); в Netflix его роль исполняет Махеш Джаду (Mahesh Jadu).

Но признаюсь: лично для меня «Ведьмак» — это сочетание трёх вещей, которые всегда выигрывают: харизма актёров, музыка, которая цепляет, и серьёзный подход к созданию мира. Плюс большая сумма денег — она не всегда делает хорошо, но делает масштабно, и это в наших условиях — уже подвиг!