Найти в Дзене

«Влахо Буковац: художник-космополит, раскрасивший Хорватию импрессионизмом»

В истории хорватского искусства имя Влахо Буковаца звучит как гимн свободе, цвету и транснациональному духу. Родившись в тихом далматинском городке Цавтат под именем Бьяджо Фаджони, он прошёл путь от бедного мальчика, юнгой плававшего по Чёрному морю, до придворного художника трёх балканских династий — Обреновичей, Петровичей-Негошей и Карагеоргиевичей. Его жизнь — это роман в стиле XIX века: полный приключений, трагедий, переездов и художественных озарений. А его творчество — это мост между академическими традициями Парижа и авангардными исканиями Центральной Европы. От Цавтата до Парижа: путь через океаны и ремёсла Буковац родился 4 июля 1855 года в Цавтате (современная Хорватия). От отца-генуэзца он унаследовал итальянскую чувствительность к цвету, а от матери — хорватскую привязанность к родной земле. Детство его прошло в бедности, но уже в раннем возрасте он проявил необычайный талант к рисованию. В 11 лет его увезли в Америку, где он пережил тяжёлые годы: сначала в качестве п

Нежные моменты (Tender moments)
64,8 х 54 х.,м. Частное собрание
Нежные моменты (Tender moments) 64,8 х 54 х.,м. Частное собрание

В истории хорватского искусства имя Влахо Буковаца звучит как гимн свободе, цвету и транснациональному духу. Родившись в тихом далматинском городке Цавтат под именем Бьяджо Фаджони, он прошёл путь от бедного мальчика, юнгой плававшего по Чёрному морю, до придворного художника трёх балканских династий — Обреновичей, Петровичей-Негошей и Карагеоргиевичей. Его жизнь — это роман в стиле XIX века: полный приключений, трагедий, переездов и художественных озарений. А его творчество — это мост между академическими традициями Парижа и авангардными исканиями Центральной Европы.

-3
-4

От Цавтата до Парижа: путь через океаны и ремёсла

Буковац родился 4 июля 1855 года в Цавтате (современная Хорватия). От отца-генуэзца он унаследовал итальянскую чувствительность к цвету, а от матери — хорватскую привязанность к родной земле. Детство его прошло в бедности, но уже в раннем возрасте он проявил необычайный талант к рисованию. В 11 лет его увезли в Америку, где он пережил тяжёлые годы: сначала в качестве подмастерья, а затем, после смерти дяди, в одиночестве. Вернувшись в Европу, он работает юнгой на торговых судах, а затем — наборщиком на каретной фабрике в Перу.

-5
1894 Грезы Гундулича (Gundulic Dreams) х.,м.
Загреб, Галерея современного искусства
1894 Грезы Гундулича (Gundulic Dreams) х.,м. Загреб, Галерея современного искусства

Но судьба художника не могла остаться незамеченной. В 1877 году поэт Медо Пучич представляет его архиепископу Иосифу Юраю Штроссмайеру — одному из главных меценатов хорватской культуры. Подаренная Штроссмайеру картина «Турчанка в гареме» становится пропуском в мир высокого искусства. Благодаря его поддержке Буковац уезжает в Париж — столицу мира искусства.

-7
Лежащая обнаженная
Лежащая обнаженная

Парижская школа и пуантилистская революция

В Школе изящных искусств Буковац учился у Александра Кабанеля — мастера академической живописи. Однако молодой художник быстро уловил дух времени. Он увлёкся импрессионизмом, а затем — пуантилизмом, техникой, основанной на разложении цвета на мелкие точки. Это был смелый шаг для художника с Балкан: в то время большинство местных мастеров ориентировались на Вену или Мюнхен, где царили более консервативные стили.

-9

Буковац стал первым хорватским художником, который привнёс в регион свет, воздух и цвет французского модернизма. Его работы 1880–1890-х годов — это не просто портреты или пейзажи, это эксперименты с восприятием, игрой света и эмоциональной насыщенностью.

-10
1908 Пробуждение (Waking) х.,м.
Белград, Национальный музей
1908 Пробуждение (Waking) х.,м. Белград, Национальный музей

Загреб: битва за новое искусство

В 1893 году Буковац возвращается на родину и поселяется в Загребе. Это самый бурный и плодотворный период его жизни. Он основывает художественную школу, организует первую выставку хорватского искусства во Дворце Академии и принимает ключевое участие в создании Художественного павильона — ныне одного из главных культурных центров страны.

-12
1914 Перед зеркалом (In front of the toilet mirror)
1914 Перед зеркалом (In front of the toilet mirror)

Однако его новаторство вызывает сопротивление. Консервативные круги, приверженные венско-мюнхенской школе, видят в нём «чужака», слишком французского, слишком дерзкого. Тем не менее именно Буковац создаёт знаменитый театральный занавес для Хорватского национального театра — аллегорические композиции «Сон Гундулича» и «Дубравка», в которых соединяются национальный эпос и европейская эстетика.

-14
1917 Купальщица (The bather)
79 x 54 х.,м. Частное собрание
1917 Купальщица (The bather) 79 x 54 х.,м. Частное собрание

Цавтат и Прага: поиск себя и учеников

После конфликта с художественной элитой Загреба Буковац уезжает в родной Цавтат (1898–1903). Здесь он сосредотачивается на пейзажах и цветовых экспериментах — его кисть становится свободнее, а краски — ярче. Но настоящее признание ждёт его в Праге, куда он переезжает в 1903 году.

-16
В будуаре (In the Boudoir)
59 х 48 д.,м. Частное собрание
В будуаре (In the Boudoir) 59 х 48 д.,м. Частное собрание

Там он получает должность профессора в Академии изящных искусств и становится наставником целого поколения чешских художников, в том числе Янко Алекси. Пражский период — это эпоха портретов. Однако в своих работах Буковац уже не стремится к психологической глубине, как это делали его предшественники. Для него важнее цвет, ритм, свет — портрет становится полотном, на котором играет живопись.

-18
Вакханка (Bacchante)
Вакханка (Bacchante)

Наследие: от фресок до национального пантеона

Одним из самых значительных поздних произведений Буковаца стала фреска «Развитие хорватской культуры» (1913), украшающая читальный зал Хорватского государственного архива. На ней — пантеон великих: Марко Марулич, Иван Гундулич, Рожер Бошкович, Людевит Гай, Штроссмайер… Это не просто историческая композиция — это визуальный манифест национального самосознания, написанный кистью космополита.

-20
-21

За свою жизнь Буковац создал около 400 портретов и более 150 других работ. Его искусство — это синтез итальянской чувственности, французской техники, славянской души и европейской широты мышления.

-22
Гарем (Harem) 43 х 53 х.,м. Частное собрание
Гарем (Harem) 43 х 53 х.,м. Частное собрание

Заключение: художник без границ

Влахо Буковац умер в Праге 23 апреля 1922 года, но его наследие живо. Он не просто «крупнейший хорватский художник» — он один из тех, кто вывел балканское искусство из провинциального контекста в мировой. Его путь — от Цавтата до Парижа, от Загреба до Праги — символизирует стремление к свободе, свету, цвету.

-24
-25

Сегодня, когда мир снова стремится к диалогу между культурами, фигура Буковаца особенно актуальна. Он напоминает нам: истинное искусство не знает границ — оно рождается там, где есть смелость смотреть на мир по-новому.

-26

P.S. В 1994 году режиссёр Богдан Жижич снял фильм «Влахо Буковац» — ещё одно свидетельство того, что легенда об этом художнике продолжает вдохновлять.