Бродячие собаки на улицах городов – проблема, известная во всём мире. Они представляют опасность, как потенциальные источники переноса опасных инфекций. Кроме того, они могут нападать на граждан.
В СССР с бродячим собаками боролись старыми дедовскими методами. Их отлавливали и уничтожали.
После развала страны появились так называемые «зоозащитники», которые стали призывать к «гуманному отношению к животным», защищать их права. Они предложили свой метод решения проблемы – ОСВВ, что означает отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. Суть его прекрасно раскрывается анекдотом.
«Пришел мужик к хирургу с отмороженными ушами.
Хирург посмотрел и говорит:
-Отрезать надо.
Мужик бегом из кабинета к знахарке.
Та посмотрела и говорит:
- Этим хирургам лишь бы резать. Вот тебе отвар, на ночь выпей, а утром приходи ко мне.
Утром мужик приходит снова к знахарке.
- Отвар выпил?
- Выпил. Уши ещё больше болят. Мочи терпеть нет.
- А ты теперь попрыгай. Они сейчас сами отвалятся».
Бездомных собак не надо больше убивать. Их отвозят в ветеринарные клиники, чтобы там стерилизовать, вакцинировать и … выпустить назад, в привычную для них среду обитания – на улицы, в расчёте, что они уже размножаться не будут, а исчезнут естественным путём, то есть постепенно передохнут сами собой. Срок на это по методу ОСВВ отводится небольшой – не больше года, потому что вакцинирование предполагается однократное, а действие вакцины рассчитано на год. Гуманное решение проблемы – не делать смертельные уколы несчастным собачкам, а оставлять их, привитых и стерилизованных, на улицах, где они незаметно исчезнут. От голода, холода, болезней, под колесами машин, от зубов других собак.
Как не вспомнить средневековую инквизицию с её гуманизмом! Еретикам не пускали кровь, а убивали бескровно, очень гуманно и милосердно – сжигали живьём.
Призывы зоозащитников к гуманности были услышаны. Впервые на территории России система ОСВВ была введена в 1998 году в Москве. После череды скандалов в 2009 году от неё отказались: бродячие собаки вымирать не захотели, а наоборот размножились, стали нападать на людей. Стаей из 30 собак была растерзана женщина, шедшая на работу. Это стало последней каплей. Лужков ОСВВ отменил.
В Москве опыт применения ОСВВ провалился, но почему бы не перенести его на всю страну? Пусть и в провинции граждане почувствуют себя москвичами, ощутят хотя бы частично прелести столичной жизни!
В 2010 году группой депутатов Государственной Думы был внесён соответствующий законопроект, в 2012 году он был принят в первом чтении, а в 2018 году был принят окончательно. Это - ФЗ-498 «Об ответственном обращении с животными», где метод ОСВВ был закреплён законодательно. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту было указано: «Принятие проекта федерального закона «Об ответственном обращении с животными» не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, не потребуют передачи финансовых ресурсов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты». То, что принятие этого закона приведёт к дополнительным затратам региональных бюджетов, исчисляемым многими миллиардами рублей ежегодно, авторы законопроекта стыдливо умолчали. Возможно, не понимали по своей некомпетентности. Возможно, была виновата коррупционная составляющая.
Список авторов законопроекта имеется в открытом доступе. Это депутаты Е.А.Туголуков, В.Р.Мединский, А.Н.Нюдюрбегов, В.А.Пехтин, Л.В.Пепеляева, Ю.Н.Волков, В.П.Таскаев, Н.В.Расторгуев, М.Н.Гасанов, С.Ю.Осадчий, В.В.Зубарев, С.И.Колесников, М.Л.Шаккум, С.Г.Иткулов, В.И.Таранин. Ответственный комитет - Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, председателем которого в 2018 году был В.В.Бурматов. Он же и активно продвигал принятие этого закона.
Метод ОСВВ узаконил нахождение на улицах населённых пунктов бродячих собак. Только теперь многие из них стали щеголять ношением цветных бирочек в ушах и по документам числились стерилизованными. Впрочем, это не мешало биркованным собакам обзаводиться потомством. Ведь контроль, проводилась ли операция стерилизации на самом деле или просто на ухо собаке крепилась бирка, предусмотрен не был. А почему бы ветеринарам не сэкономить?
Тут надо отметить очень важный нюанс. Знахарка из анекдота приготовила отвар, от которого уши должны были отвалиться без хирургического вмешательства. Зоозащитники, пропагандирующие ОСВВ, конечно никакой отвар не готовили. Зачем? Бескормица и холод не оставляет бродячим собакам никаких шансов выжить и уж, тем более, размножиться без всякого усыпления. Это в теории. Практика оказалась совсем другой.
Время шло, ничейных собак на улице меньше почему-то не становилось. Более того, их количество увеличивалось всё больше и больше. Были единичные особи, появились целые стаи. Регулярными стали нападения на людей, некоторые заканчивались смертельными исходами. Гибли в основном женщины и дети. И эти смерти были ужасными, когда у ещё живого человека вырывают куски плоти...
Как же так, почему метод ОСВВ не сработал?
Всё просто. Бродячим собакам оказалось было чем питаться, было где согреться в стужу. «Милосердные» люди не дали им погибнуть. Так называемые «кастрюли» приносили еду, строили им укрытия от холода. Собак прятали от отлова, агрессивные зоозащитники нападали на отловщиков. Бродячих собак «спасали». Не для того, чтобы взять их себе домой и отвечать за них, а чтобы беспризорные собаки оставались жить на улице.
В социальных сетях была развернута шумная кампания о необходимости развития гуманизма и милосердия по отношению к животным, которые выражаются в кормлении бродячих собак. В школах стали проводиться «уроки доброты»: покорми и приласкай бездомную собаку, если ты добрый человек. Зоозащитники фактически дали уроки детям, как искусственно увеличить стаи бродячих собак, но забыли предупредить, что эти стаи рано или поздно начинают охранять свою территорию и нападать на людей. В том числе - на этих же детей.
Такова логика зоозащиты – отсутствие всякой логики. Бездомных собак на улицах быть не должно, но усыплять их гуманно мы не позволим. Они должны исчезнуть сами, естественным путём. Но умереть мы им не дадим, будем их «спасать» - кормить и согревать. Выбрасывать на улицу домашних животных – преступная жестокость, а вот выпускать на волю отловленных собак после стерилизации и чипирования – гуманно и милосердно.
Можно долго обсуждать человеколюбие методов бескровного умерщвления еретиков на кострах инквизиции или бесконтактной хирургической операции с помощью отвара знахарки. Но они по крайней мере выполняли свои обещания – враги церкви переселялись в мир иной, а больные уши отделялись от головы своего обладателя. Зоозащитники, пропагандирующие метод ОСВВ, поступили как обыкновенные мошенники. Если продолжить аналогию, они не подожгли костёр и вместо отвара подсунули простую воду.
На самом деле, легко сделать вывод, что адепты ОСВВ и не планировали реально этим методом освободить города от бродячих собак. Наоборот, их целью было увеличить численность этих животных.
Именно поэтому зоозащита так агрессивно восприняла предложение депутатов принять поправки в закон, которые отменяли бы ОСВВ и запрещали бы кормление безнадзорных собак около жилых домов и детских учреждений.
Если не будет кормовой базы, вид исчезает. Это – азы биологии. Недостаток еды сразу приводит к резкому сокращению размножения, а затем – к смерти уже существующих особей. Кто-нибудь может представить популяцию травоядных в местности, где нет травы для питания (к примеру, в пустыне)? Или хищника там, где для него нет объекта охоты?
Бродячие собаки питаются тем, что оставляет около своего жилья человек (пищевые отходы на помойках). Не будет доступной еды в мусорных баках, исчезнут синантропные животные. Бродячих собак не останется, некого будет спасать.
Пускается в ход примитивная демагогия. Наша страна, по словам защитников животных, должна иметь гуманный вектор развития. С этим не поспоришь.
Что такое гуманность, если посмотреть словарь? Это – человечность, любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение к ближнему, ко всему живому.
Гуманность зоозащитников на деле распространяется только на бродячих собак. Именно их надо, по мнению зоозащиты, спасать и защищать от жестокости людей. К самим людям гуманность зоозащитников не относится. Представители вида Homo sapiens, если почитать их в соцсетях, недостойны жалости и вообще им надо ещё расти до благородства животных. Особую ненависть вызывают дети, все сплошь садисты. Из этого вытекает, что интересы животных выше интересов людей.
Раз собаки на кого-то напали, этот человек сам виноват, наверняка он – живодёр и достоин жестокого наказания. На хорошего человека собаки не нападут!
Зоозащитная гуманность – очеловечивание некоторых избранных видов животных и лютая ненависть к людям. Такова суть понимания гуманности зоозащитниками.
Следовательно, никакие поправки в действующий закон, ущемляющие интересы бродячих собак, принимать не надо. Государство должно давать больше денег на деятельность зооволонтеров, строить приюты и не мешать насаждению ими милосердия (подкармливать бродячих собак, подращивать их щенков). Ну и запретить на время или (лучше!) совсем разведение породистых собак. На этом стоит зоозащита.
Решить проблему наличия опасных стай бродячих собак на улицах российских городов на самом деле несложно. Это – два шага. Первый – вернуть безвозвратный отлов (другими словами – отменить ОСВВ). Второй – убрать кормовую базу (сделать недоступными для животных пищевые отходы в мусорных баках, запретить их кормление в населённых пунктах). Но именно эти поправки вызывают у зоозащитников яростные протесты. Ведь для многих зоозащитников «спасание» собак – единственный источник дохода. Впрочем, в нерешении проблемы бродячих собак заинтересованы не только зоозащитники, но и другие структуры. Но это – тема отдельной статьи.
Гуманность в её изначальном, классическом понимании встретила ожесточенное сопротивление «гуманности» в извращенном, демагогическом понимании зоозащитников, гуманности инквизиторов. Остаётся надеяться, что народные избранники, депутаты Государственной Думы, будут защищать интересы своих избирателей, а не мифические права животных и примут необходимые поправки в законодательство.