В конце сентября мои знакомые вернулись из Таиланда и привезли с собой 4 бутылки «чудо-сока». Каждая обошлась им в 2500 бат (национальная валюта Таиланда) – то есть 10 тыс. бат за все 4 бутылки. То есть чуть меньше 25 тыс. рублей.
Зная, что я увлекаюсь лечебным питанием, знакомые не преминули похвастаться своей удачей и рассказали о том, как благодаря знакомым в Таиланде смогли урвать «уникальный тропический эликсир» (дословная цитата).
Осмотрев бутылку, я понял, что мне придется на полную задействовать второй по важности навык, которым должен владеть каждый, имеющий отношение к нутрициологии. И нет – это не диагностика и не определение редких продуктов – это деликатность. Потому что бутылка с ее «чудо-содержимым» мне была прекрасно знакома.
Пришлось искать и показывать нужные статьи, часть из которых за давностью лет не удалось найти. Заодно я выяснил, что люди уже подзабыли о предавшей волне распространения этого напитка - а значит было бы неплохо напомнить.
Предыстория
История с этим соком началась достаточно давно – когда биохимик Ральф Хайнике из США заявил о выделении вещества «ксеронин». По заявлениям доктора это вещество обладало практически неограниченным лечебным потенциалом.
В список, среди прочего, входило исцеление диабета, клинической депрессии, геморроя и артрита. Так же чудо-вещество помогало сердцу и сосудам, сохраняло ясность мысли в старости, разглаживало морщины и побеждало запоры.
Забегая вперед скажу, что одно «волшебное» свойство у этого вещества все же есть. Выделить его могут только сторонники доктора Ральфа Хайнике. Остальные – не могут, даже FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США) не справилось.
Сейчас такое вот универсальность препарата скорее вызовет настороженность у потребителей, да и то не у всех. Но тогда мир оправлялся от Второй мировой, фармакология делала удивительные открытия - и обывателю было проще поверить в чудо. И отдать свои деньги.
Агрессивные продажи этого «сока» продолжались в США до начала 2000-ых. В какой момент менеджеры фирмы, владевшей производством этого «сока», решили увеличить доходы. И включили в список возможностей так же предотвращение инсультов и инфарктов плюс исцеление от рака.
Одновременно, в США ужесточалось законодательство, касающиеся продажи фармакологической продукции. Как следствие FDA вынесло предупреждение о недопустимости рекламы этого продукта как лекарства.
В США достаточно любопытное законодательство о БАДах. Вы можете назначить БАДом практически что угодно и продавать это. Бюрократия минимальна, но при этом вы не имеете права заявлять, что ваш БАД хоть что-то излечивает.
Это привело почти к почти пятилетнему судебному разбирательству. И хотя компания сохранила право на продажу этого «сока», ей было запрещено делать любые заявления о нем, как о лекарственном препарате.
Более того, суд обязал вернуть любому покупателю всю стоимость купленного им сока по письменному запросу. Трудно придумать более эффективную антирекламу. Поэтому дела компании пошли на спад. Впрочем, если нельзя обманывать своих сограждан, то можно поискать доверчивых покупателей где-то еще.
Обычно в таких случаях продажи «эликсира» смещаются из США в центральную Европу, в средиземноморский регион. А потом в восточную Европу и к нам, на территорию бывшего СССР.
На территории бывшего СССР
Ситуация с «соком Нони» не стала чем-то уникальным. Действительно, этот сок продавался у нас и раньше, но начиная с 2008 года его продажи становятся на рельсы сетевого маркетинга.
Первопроходцем в сетевом маркетинге была недоброй памяти американская компания Herbalife Nutrition. Она оставила такой след, что ее имя стало нарицательным. Кто же не слышал о «герболайфе»?
Просуществовав где-то 2-3 года – с пирамидальными продажами БАДов трудно говорить о конкретных сроках – организация несколько раз переоформлялась, а затем исчезла из виду. Обычное явление в сетевом маркетинге.
Честно, говоря я думал, что эпопея с «соком Нони» закончилась еще 15 лет назад. Но нет, то тут, то там всплывает очередной продавец этой «панацеи».
А что на родине фрукта?
Действительно, иногда местные жители употребляют этот фрукт – но есть несколько нюансов, заставляющих взглянуть на эту культуру с точки зрения, отличной той, что дается в рекламных проспектах сока.
Во-первых – местное название. Да, дерево и плод иногда называют сырным из-за запаха. Но намного чаще дерево называют «вонючим», а плод «рвотным». Естественно, это не попадает в рекламу и скромно умалчивается.
Во-первых, обычно этот фрукт не едят. Отношение к нему приблизительно такое же, как у нас у желудям или лебеде. Вы будите есть кашу из желудей? Конечно будите! Но только если вас припрет голод.
Точно также местные жители едят плоды Моринды цитрусолистной (научное название). То есть это не выбор здоровой пищи. Это выбор - диктуемый голодом. Одно из местных названий – «фрукт для бедных».
Если поднять медицинские обзоры столетней давности из мест произрастания этих плодов, то вы узнаете о том, что большое количество жителей было поражено паразитами, а средняя продолжительность жизни составляла 56 лет. Не очень характерно для тек, у кого под боком растет «вроде как панацея».
Ну и напоследок следует знать, что регулярное потребление напитков, порошков, масел или листьев - может вызвать заболевание печени из-за воздействия антрахинонов содержащихся в этом растении.