Рассматривая историю применения и особенности различной боевой техники несправедливо будет обделить вниманием технику ленд-лиза на Восточном фронте. Сначала из идеологических мотивов значение ее принижалось. Потом, наоборот, стало бытовать мнение что без «техники ленд-лиза мы и войну то бы не выиграли». Что ж посмотрим на некоторые образцы и сегодня- на боевую женщину из Англии – танк MK II «Матильда». Эти бронированные леди стали одними из первых поступать в СССР в конце 1941 года.
Немного ТТХ танка
Первые английские танки прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября 1941 года, а всего до конца года в СССР доставили 466 танков, из них 187 «Матильд». Всего же из 1084 отправленных за годы Великой Отечественной войны боевых машин этого типа 918 попали в пункт назначения, а остальные погибли в пути(данные из книги М.Барятинского «Танки Ленд-лиза»).
Пехотный танк Mk.II Matilda II разрабатывался фирмой Vulcan Foundry начиная с ноября 1936 года. Толщина брони корпуса колебалась в пределах 14...78 мм, а башни — 20...75 мм. В передней части башни, влитой маске, устанавливались 2-фунтовая (в нашей литературе обычно упоминается как 40-мм, хотя английский калибр в 2 фунта соответствует 42 мм) пушка, 7,92-мм пулемет BESA (позднее - 7,92-мм пулемет «Виккерс», кожух водяного охлаждения которого был прикрыт литой броневой маской), и телескопический прицел. Танки модификации «Матильда IIICS» оснащались 76-мм гаубицей. На крыше командирской башенки имелась стойка для зенитной стрельбы из пехотного 7,7-мм пулемета «Брен».
Силовая установка танка, начиная с варианта Мк.Ш, состояла из двух 6-цилиндровых рядных дизелей «Лейланд» жидкостного охлаждения мощностью 95 л.с. при 2000 об/мин каждый. (На модификациях Мк.II и Мк.IIА — по два 6-цилиндровых дизеля АЕС мощностью 87 л.с. каждый). Каждый из моторов, а также системы питания, смазки, охлаждения и агрегаты запуска были совершенно самостоятельны и работали независимо друг от друга. Для облегчения запуска при низких температурах окружающего воздуха двигатели снабжались эфирными карбюраторами, соединенными трубопроводами с прокалывающими пистолетами, расположенными на моторной перегородке. Там же находился ящик с эфирными ампулами.
Два топливных бака общей емкостью 225 л обеспечивали танку запас хода по шоссе 130 км. При этом двигатели, имевшие суммарную мощность 190 л.с., разгоняли 26-тонную боевую машину до максимальной скорости 25 км/ч.
Прибывавшие в СССР танки после разгрузки направляли в учебный центр в город Горький, где и происходили их приемка и освоение. Положение на фронте было крайне тяжелым, и освоение зарубежной бронетанковой техники начиналось сразу же после ее прибытия, буквально с колес. Первыми подразделениями, получившими танки «Матильда» в ноябре 1941 года, стали 132, 136 и 138-й отдельные танковые батальоны. Батальон английских танков по штату № 010/395 насчитывал в своем составе 24 машины: 21 — МК.11 «Матильда», 3 — Т-60 и 150 человек личного состава. Такие батальоны могли входить в танковую бригаду двухбатальонного состава (штат № 010/345 от 15.02.1942 г.), имевшую 46—48 машин.
Первое впечатление о танке
Стоит отметить, что с момента поступления первых «Матильд» в Красную армию наши танкисты были им не очень рады и, что называется, «хапнули горя». Эти машины прибыли на советско-германский фронт, оснащенные так называемыми «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в зимних условиях, и, случалось, скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Чтобы как- то справиться с этой проблемой, на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры». Между фальшбортами и гусеницами часто набивалась грязь, которая замерзала и лишала танк возможности двигаться. В сильные морозы трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали даже при включенном двигателе. Замерзал и пневматический усилитель управления трансмиссией на танках «Матильда V». Рассматривался даже вопрос о его замене на механический.
Кроме того, присланные англичанами танки не были предназначены для эксплуатации. Наглядный пример приводит в своих воспоминаниях фронтовика Д. Лозы. «Наша 233-я танковая бригада 17 сентября была введена в бой на правом берегу реки Десны. Наступление на Рославль развивалось медленно. Во-первых, противник сопротивлялся отчаянно, а во-вторых, танки «Матильда» для действий в лесисто-болотистой местности оказались абсолютно непригодными. Эти машины предназначались для использования в пустынях Африки. Какая «умная голова» в Москве решила их сюда направить — осталось загадкой. Дело в том, что у названного английского танка ходовая часть полностью закрыта фальшбортом с рядом «окошек» небольшого размера в его верхней части. В пустыне через последние с траков свободно сыпался песок. В смоленских лесах и болотах за фальшборты набивалась грязь и корни деревьев. Гусеницу практически заклинивало. Даже мотор глох. Приходилось через каждые 4—5 километров останавливаться и очищать ходовую часть ломом и лопатой».
А вот еще документ, который более беспристрастен и показывает и «положительные черты» танка. В этом можно убедиться, прочитав выдержки из соответствующего отчета:
«Тов. Федоренко
В ответ на исх № 421 от 21.01.1942 г. имеем сообщить следующее:
Пехотный танк «Матильда» является образцом среднего танка тяжелого бронирования. По своим основным параметрам он в целом не уступает танку КВ и выгодно отличается от последнего меньшей массой и несколько лучшей безотказностью в работе трансмиссии... Особенностью конструкции танка является наличие у него фальшбортов из катаной брони толщиной 20—25 мм, защищающих подвеску танка и усиливающих броневую защиту бортов... В условиях плохих дорог Подмосковья эта особенность приводила к тому, что пространство за фальшбортом часто забивалось грязью и снегом... Это требовало частой очистки ходовой части и ухудшало поворотливость машины. Также наличие фальшбортов затрудняет смену гусеницы в боевых условиях...
Для изготовления корпуса Мк. II применена катаная и литая броня с высоким содержанием хрома, никеля и молибдена, отличающаяся хорошей однородностью, закаливаемостью и вязкостью. Замер твердости брони по методу Бриннеля показывает, что она относится к разряду гомогенной (однородной) брони средней твердости. Толщина бортовой брони танка Мк. II «Матильда» составляет 70— 78мм и в целом равнозначна броневой защите танка КВ... Качество закалки брони хорошее. Опасных отколов при поражениях, близких к ПТП, не обнаружено...Более удачная конструкция КПП и бортовых редукторов танка Мк.IIделает его легче управляемым на бездорожье...
В настоящее время рассматривается вопрос по перевооружению танка Мк.II«Матильда» отечественной 76-мм танковой пушкой обр. 1941г. для полного уравнивания его возможностей с возможностями танка КВ.
Вывод: Практику очернения танков союзников и распространения им обидных кличек «каракатица», «шарманка» прекратить; заказ танков Мк.II «Матильда» продолжать...»
Действительно, существенным недостатком вооружения «Матильды» являлось отсутствие осколочно-фугасных снарядов в боекомплекте 2-фунтовой пушки. Поэтому уже в декабре 1941 года на основании распоряжения ГКО конструкторское бюро В.Г. Грабина на заводе № 92 в Горьком разработало проект перевооружения «Матильды» 76-мм пушкой ЗИС-5 и пулеметом ДТ (заводской индекс ЗИС-96 или Ф-96). В том же месяце один образец такого танка прошел испытания и был отправлен в Москву. В январе 1942 года последовало решение об аналогичном перевооружении всех «матильд» — такая мера уравнивала их боевые возможности с тяжелым танком КВ. Однако данных о этом танке с такой пушкой на фронте нет в наличии.
Вполне возможно, что перевооружение «Матильд» 76-мм советской пушкой вообще не производилось, поскольку с весны 1942 года в СССР стал прибывать танк огневой поддержки пехоты МК.II «Матильда CS», вооруженный 76-мм гаубицей, имевшей в боекомплекте дымовые и осколочно- фугасные снаряды.
О боевом применении
Несмотря на то что первые «Матильды» поступили в войска в декабре 1941 года, их фактическое боевое применение началось только в первом квартале 1942-го.
Зимой — весной 1942 года «Матильды» наиболее активно использовались на Западном, Калининском и Брянском фронтах, где в основном шли позиционные бои. В мае в составе 22-го танкового корпуса (127 танков, из них 41 МК.II) «Матильды» участвовали в неудачном наступлении Юго-Западного фронта на Харьков (Барвенковская операция), в ходе которого все они были потеряны. В августе «Матильды» использовались и в Ржевской операции (30-я армия Калининского фронта), но из-за неграмотного применения понесли большие потери. Например, 196-я танковая бригада к 1 августа имела в строю 35 «матильд» и 13 Т-60. Через полтора месяца боев в ней осталось лишь шесть и четыре танка соответственно.
Составить представление о боевом применении английских танков на советско-германском фронте и о том, как их оценивали в Красной армии, можно по приводимому ниже документу (взято из упомянутой выше книги М.Барятинского):
«Доклад-справка о применении английских танков на фронтах Отечественной войны 17 апреля 1943 г. Секретно
Танки типа МК-2 и МК-3 применялись в течение 1942— 1943 гг. в условиях зимы и лета, преимущественно на Западном (до 200 танков), Брянском (до 250 танков) и СевероКавказском фронтах (до 150 танков) и в 5-м мехкорпусе на Юго-Западном фронте (до 180 танков).
1. Практика боевого применения английских танков показала, что они с успехом вели боевые действия, но в их конструкции, эксплуатации и вооружении имеется ряд существенных недочетов, отрицательно влияющих на использование этих танков в условиях ряда фронтов нашего театра военных действий.
Наиболее существенными из этих недочетов являются:
а) система охлаждения танков МК-2 и МК-3расположена в труднодоступных для экипажей местах; трубопровода от двигателя к радиаторам идут по днищу танка, в зимних условиях вода в трубопроводах замерзает даже при работающем двигателе.
Это сильно затрудняет подогрев танка и делает почти невозможным заправку системы охлаждения водой, при низких температурах;
б) конструкция танков сложна, что усложняет работу по ремонтам и требует в 3—4раза больше затраты времени;
в) маневренность танков и их проходимость в силу маломощности двигателей, большого удельного давления (0,7—1,0)и низкого коэффициента сцепления с грунтом очень ограничена, особенно зимой. Запас хода 70—100 км;
г) в танке МК-2 фальшборт сильно затрудняет замену узлов и агрегатов ходовой части, а также при незначительном прогибе брони фальшборта от удара артснаряда заклинивает гусеницы и выводит танк из строя;
д) танки вооружены 40-мм пушкой, снабженной только бронебойным снарядом (болванка), предназначенным для ведения огня по танкам. Не имея осколочного и осколочно-фугасного снаряда, танки не могут вести эффективного пушечного огня по живой силе и огневым точкам противника.
з) Практика боевого применения и боевых действий английских танков дает возможность установить:
а) целесообразность использования этих танков в частях и соединениях танков непосредственной поддержки пехоты;
б) организационно объединять эти танки с отечественными танками типов Т-34, Т-70 с целью повышения огневой мощи соединения (части);
в) применение этих танков наиболее целесообразно на южных участках театра боевых действий в течение всего года. На остальных участках применение их в зимних условиях затруднено.
Начальник штаба БТи МВ КА полковник Заев».
С весны 1943 года Советский Союз отказался ввозить танки «Матильда», в Великобритании завершилось и серийное производство. Тем не менее их активно использовали в боях 1943 года, причем на важнейших стратегических направлениях. Например, к началу немецкого наступления на Курской дуге в составе 201-й танковой бригады (7-я гвардейская армия Воронежского фронта) имелось 18 танков «Матильда», 31 «Валентайн» и три Т-34. Совместно с пехотой 73-й гвардейской стрелковой дивизии и 1669-м истребительно-противотанковым полком эта бригада занимала оборону в районе хуторов Гремучий и Крутой Лог.
С началом операции «Цитадель» танкисты отразили шесть атак немецкой пехоты, поддерживаемой танками, подбив пять машин и уничтожив до 150 солдат противника. На следующий день бригада отбила еще 12 атак вражеской пехоты силой до двух батальонов при поддержке 45—50 танков. В этом бою, согласно сводке, было подбито два Pz.IV, три Pz.III, три САУ и уничтожено до 750 солдат вермахта, а в качестве трофеев захвачены две исправные немецкие самоходки. Наши потери составили один сгоревший и два подбитых «Валентайна» и три подбитых «Матильды». В дальнейшем бригада отражала по 6—7 атак противника ежедневно, а 12 июля сама перешла в наступление. В боях с 5 по 25 июля 1943 года 201-я танковая бригада уничтожила 30 немецких танков, 7 САУ, 28 орудий, 13 минометов, 23 пулемета и 9 автомашин.
К лету 1944 года в советских танковых частях остались лишь единичные экземпляры «Матильд», а к осени их можно было встретить только в учебных подразделениях. Как можно видеть, этот английский танк не был лишен недостатков, не, тем не менее, внес и свою лепту в разгром гитлеровских войск на Восточном фронте.