Поговорим о лимбической системе и силе воли
В последнее время я переживаю настоящий ренессанс интереса к теме силы воли. С возрастом она снова выходит на первый план, и я считаю это чрезвычайно важным. Ведь так хочется жить активно, а это далеко не всегда просто: то одно заболит, то другое, то голова кружится, то сердце давит. И всё это на фоне хронической депрессии, которую уже не вылечить — ни одна таблетка не подходит для моей печени, да и причины депрессии вполне реальны, это вечная нехватка денег на самое необходимое.
Что особенно интересно, тема силы воли тесно переплетается с другой, ещё более увлекательной темой — биологией поведения. Ведь то, как мы думаем и поступаем, во многом зависит от устройства нашего мозга.
Сейчас я не буду углубляться в сложные дебри нейробиологии, перечислять доли мозга и стараться выглядеть сугубо научным. Нам это пока не нужно, ведь мы говорим о силе воли на практике.
Бывает же такое: ты точно знаешь, что нужно делать. Есть работа, есть дела... и ты вроде бы понимаешь — да, это важно, это необходимо. Возьмем для примера банальную для многих молодых людей цель — выучить английский язык. Но при всём этом четком понимании и рациональном решении, что «надо», практические дела не идут. Человек находит себе миллион других занятий — прилечь, посмотреть сериал, перекусить, — лишь бы не садиться за учебники.
Возникает тот самый когнитивный диссонанс: как же так? Я же принял взвешенное решение, которое точно принесет пользу в будущем! Почему же я его не выполняю? Почему я сам себе отказываю? Это ощущение собственного саботажа иногда может привести к настоящему стрессу и даже усугубить депрессию. Кажется, что нужно просто лучше себя убедить, поругать, пообещать будущий успех — словом, уговорить себя взяться за дело.
Но чувство, что ты сам принимаешь решение и сам же его игнорируешь, кажется абсолютно нелогичным. Ведь сам же решил! Что же на самом деле творится с нами?
Всё дело в том, что, хотя мы и ощущаем себя единой личностью (как верующий человек, я считаю, что наша суть — это душа, но здесь мы остаёмся в рамках науки), наш мозг — это совокупность клеток, образующих различные, часто конкурирующие отделы.
Как это ни трудно принять, наше разумное «Я» — то самое, что поняло важность изучения английского, — это префронтальная кора. Она отвечает за взвешенные, рациональные решения, планирование и контроль над импульсами. Именно она вынесла вердикт: «Учить!». Это сравнительно молодой эволюционный орган, который во многом и делает нас людьми. Он начал развиваться около 2.5 миллионов лет назад и окончательно оформился лишь 300 тысяч лет назад.
В процентном отношении префронтальная кора человека занимает целых 30% площади коры головного мозга, что кардинально отличает нас даже от наших братьев-приматов: у шимпанзе её доля составляет около 17%, а у кошки — и вовсе лишь 3.5%. Образно её можно представить себе как молодого сына-аспиранта — умного, что хорошо говорит, соображает и “весь из себя умник”.
Однако префронтальная кора — не единственный «игрок» в нашем мозге. Есть ещё, например, лимбическая система — настоящий отдел эмоций и мотивации. Она отвечает за всё, что делает нас живыми: за любовь, радость, страх, гнев, воспоминания и инстинкты. Это не отдельный орган, а целая совокупность структур, расположенных глубоко в центре мозга, словно кольцо (само слово «limbus» с латыни так и переводится — «кайма» или «кольцо») вокруг его древнего ствола.
Она появилась около 200 миллионов лет назад у первых млекопитающих, чья жизнь стала сложнее. И её по праву можно назвать старым дедом — тем, кто не очень разговаривает, зато обладает колоссальным эволюционным опытом и историей выживания в нашем мире.
Принятие и, что важнее, выполнение наших решений — это всегда результат совместной работы префронтальной коры и лимбики. Та самая «лень», которую так любят высмеивать в книгах и кино, живёт именно в лимбической системе.
Но это не делает её нашим врагом. Это просто очень старый и упрямый дед, который привык жить по-своему. Попробуй его переубедить! Кстати, по этой аналогии любой может вспомнить, как сложно бывает договориться с пожилыми людьми.
Наша лимбика желает нам только добра, вот только её стратегии выживания слегка устарели. Нам кажется правильным и логичным учить английский. А лимбика не понимает: ты вроде сыт, в тепле, в безопасности - так лежи на диване и отдыхай, а то вдруг из джунглей выскочит гепард - а ты уставший!
Можно подумать, что она только мешает, но это не так. Вспомним историю марафонского бега: греческий вестник, пробежав 42 км, чтобы сообщить о победе, сразу умер. Лимбическая система ограничивает нас, чтобы префронтальная кора, в своём стремлении к достижениям, не загнала нас в могилу от переутомления.
Проблема в том, что она оперирует простейшими сигналами — голод, страх, сиюминутное желание. С ней невозможно договориться словами. Хоть ругай себя, хоть часами доказывай, как это важно. Лимбика, как старый упрямец, останется при своём мнении: «Что ты, молодой, понимаешь? Я тут ещё с динозаврами выживала, а ты мне про какой-то английский твердишь. Поел — полежи, вот это милое дело!»
Так что лимбика, порождающая нашу «лень», — не враг. Это древнейший механизм, созданный эволюцией, чтобы помочь нам выжить и уберечь от излишних трат энергии. Она не понимает слов, и для того, чтобы найти с ней общий язык, нужны особые психологические приемы и хитрости.
Поэтому не нужно впадать в отчаяние от ситуаций когда сила воли оказалась слабой. Ведь это не только ваша вина или ваш недостаток. Это работа древнейших эволюционных механизмов регулировании вашей жизни, призванная вас защитить и возникшая сотни миллионов лет назад. Поэтому надо с ней по хитрому и поэтому все не так просто.
PS. Верим - Бог видит все добрые дела, помочь на лечение ИБС и сахарного диабета, остался без зимней обуви (треснула подошва): Карта мир 2202 2023 6049 9887 Виталий Аркадьевич. Пожалуйста подпишитесь, поделитесь ссылкой, поставьте лайк - дай Бог всем всего самого лучшего.