Найти в Дзене

Одежда и быт в 19 века в картинах художников.Часть3

1. Андрей Попов «Кухарка (Утро на кухне)», 1863 год В 19 веке кухарки не только готовили еду и ходили за продуктами. Многие семьи не имели возможности содержать большой штат прислуги и нанимали одного слугу или служанку, на которого взваливали практически все обязанности по дому.    На такую работу, как правило, нанимались люди из деревень, у которых не было особого выбора работы и которым негде было жить. Хозяева выделяли им маленькую комнату или даже каморку. Часто кухарки спали прямо на кухне на лавке или под лестницей.  2.Борис Кустодиев «Извозчик в трактире», 1920 год На этой картине художник изобразил задумчивого извозчика, который пьёт чай в трактире.    Извозчик одет в форменную одежду — волан, который представляет собой кафтан тёмного (обычно синего) цвета с завышенной талией и множеством складок сзади.    Об извозчиках в трактирах хорошо написал Владимир Гиляровский в своём произведении «Москва и москвичи»:    «Извозчик в трактире и питается и согревается. Другого отдыха, д

1. Андрей Попов «Кухарка (Утро на кухне)», 1863 год

В 19 веке кухарки не только готовили еду и ходили за продуктами. Многие семьи не имели возможности содержать большой штат прислуги и нанимали одного слугу или служанку, на которого взваливали практически все обязанности по дому. 

  На такую работу, как правило, нанимались люди из деревень, у которых не было особого выбора работы и которым негде было жить. Хозяева выделяли им маленькую комнату или даже каморку. Часто кухарки спали прямо на кухне на лавке или под лестницей. 

Андрей Попов «Кухарка (Утро на кухне)», 1863 год
Андрей Попов «Кухарка (Утро на кухне)», 1863 год

2.Борис Кустодиев «Извозчик в трактире», 1920 год

На этой картине художник изобразил задумчивого извозчика, который пьёт чай в трактире.  

 Извозчик одет в форменную одежду — волан, который представляет собой кафтан тёмного (обычно синего) цвета с завышенной талией и множеством складок сзади. 

  Об извозчиках в трактирах хорошо написал Владимир Гиляровский в своём произведении «Москва и москвичи»: 

  «Извозчик в трактире и питается и согревается. Другого отдыха, другой еды у него нет. Жизнь в сухомятку. Чай да требуха с огурцами. Изредка стакан водки, но никогда – пьянство. Раза два в день, а в мороз и три, питается и погреется зимой или высушит на себе мокрое платье осенью, и все это удовольствие стоит ему шестнадцать копеек: пять копеек чай, на гривенник снеди до отвала, а копейку дворнику за то, что лошадь напоит да у колоды приглядит». 

 Извозчик на картине выглядит очень крупным, но дело тут не только в телосложении, но и в особенностях одежды. Свои воланы извозчики 

подбивали толстым слоем ваты. По версии Гиляровского, это пошло с давних времен, когда барин не стеснялся пинать кучера в зад ногой, но на самом деле, скорее всего, это делалось для утепления.

Борис Кустодиев «Извозчик в трактире», 1920 год
Борис Кустодиев «Извозчик в трактире», 1920 год

3.Борис Кустодиев «Московский трактир», 1916 год 

 В каждом трактире был обязательно свой зал для извозчиков, где красовался увлекательный «каток», арендатор которого платил большие деньги трактирщику и старался дать самую лучшую провизию, чтобы привлекать извозчиков, чтобы они говорили: 

 — Едем в Столешников. Лучше «катка» нет!»

(Каток так назывался буфет с запасами еды)

Борис Кустодиев «Московский трактир», 1916 год
Борис Кустодиев «Московский трактир», 1916 год

4.Фредерик Гудолл «Нарушители границы», 1886 год

В Англии с XVIII века земли общего пользования и леса, где сельские жители когда-то пасли овец, охотились, собирали цветы и дрова, были объявлены частной собственностью и поделены между богатыми землевладельцами. 

Увлёкшись сбором цветов, дети не заметили, как забрели на чужую территорию. 

На девочке изящные ботиночки, милое платье с воланами, и шикарная шляпка. Маленькая леди выглядит уменьшенной копией взрослой дамы. 

На картине изображена дочь художника Рика и один из его сыновей, Фредерик или Герберт.

Фредерик Гудолл «Нарушители границы», 1886 год
Фредерик Гудолл «Нарушители границы», 1886 год

5.Николай Матвеев «Против воли постриженная», 1887 год

Тогда насильный постриг ожидал многих представительниц царских фамилий, который могли выйти замуж только за юношу монаршей династии, а таких хватало далеко не всем. Так и отправлялись знатные и богатые девушки в монастырь в расцвете своих лет. Иногда для таких монахинь строились отдельные кельи и храмы, могла даже быть прислуга. 

Однако от монастыря не были застрахованы и замужние царицы. Царь легко мог отправить на постриг опостылевшую или бездетную супругу.

Николай Матвеев «Против воли постриженная», 1887 год
Николай Матвеев «Против воли постриженная», 1887 год

На картине «Кружевница» изображена совсем юная девушка, которая занята очень кропотливым делом — она плетёт кружево. На первый взгляд может показаться, что работа идёт легко и непринуждённо, но на самом деле труд кружевниц был тяжёлым и ответственным и даже приводил к сильному ухудшению зрения. 

 Поскольку Тропинин сам был крепостным долгое время, не исключено, что на картине он изобразил именно крепостную кружевницу. Труд таких мастериц был отнюдь не лёгким. Девочек начинали обучать ремеслу с 5–6 лет, а в 11 лет они уже плели взрослые заказы. Рабочий день у них длился по 10–12 часов. 

"Кружевница»  Тропинин Василий
"Кружевница» Тропинин Василий

Кружевницами были и вольные женщины, но они получали за такую тяжёлую работу очень мало. В конце XIX века за плетение дешёвых кружев можно было получить шесть копеек в день. За плетение более качественных кружев можно было заработать 12 копеек. Мастерицы работали до 16 часов в день, чтобы свести концы с концами, но даже лучшие из них зарабатывали не более 10 рублей в месяц. Оплата квартиры в месяц составляла три рубля, на чай и сахар тратили 1,5 рубля, 6,5 рублей оставалось на пищу и одежду. Большая часть дохода доставалась перекупщикам. 

Василий Пукирев  «Приём приданого в купеческой семье по росписи» (1873г)
Василий Пукирев «Приём приданого в купеческой семье по росписи» (1873г)

В купеческих семьях женихов и невест обычно выбирали родители, а детям оставалось лишь согласиться. 

Невестам приходилось предъявлять приданое до брака. Иногда вещи развешивали в парадных комнатах на верёвочках, чтобы жених мог оценить богатство суженой. После осмотра приданое укладывали в сундуки и отправляли в дом к будущему мужу.