Найти в Дзене

Хотели как лучше, а получилось... Как не навредить попыткой помочь

Этот случай произошел много лет назад, когда мы проходили практику в одном из детских садов нашего города. Вместе с нами на место приехали студентки другого вуза. В нашу программу входило знакомство со спецификой работы заведения и, как само собой разумеющееся – с его воспитанниками. Мы зашли в группу. С детьми только что было проведено занятие и под присмотром воспитательницы они играли с настольным конструктором. Внезапно одна из студенток достала из сумки пакет с конфетами, поставила его на стол и вышла. Дети, средний возраст которых, к слову, был 3-4 года, тут же кинулись на сладости, растащив угощение по карманам. Воспитательница отреагировала моментально – она раздала детям по две конфеты, а остальные сложила и унесла. Нет, не для того, чтобы забрать домой. Я думаю, даже минимальных познаний в сфере здорового питания достаточно чтобы понимать очевидное: сладкое в таком количестве может нанести ребенку немалый вред. …Вот только едва ли это можно объяснить детям. Комната тут же на
Оглавление

Этот случай произошел много лет назад, когда мы проходили практику в одном из детских садов нашего города. Вместе с нами на место приехали студентки другого вуза. В нашу программу входило знакомство со спецификой работы заведения и, как само собой разумеющееся – с его воспитанниками.

Мы зашли в группу. С детьми только что было проведено занятие и под присмотром воспитательницы они играли с настольным конструктором. Внезапно одна из студенток достала из сумки пакет с конфетами, поставила его на стол и вышла.

Дети, средний возраст которых, к слову, был 3-4 года, тут же кинулись на сладости, растащив угощение по карманам. Воспитательница отреагировала моментально – она раздала детям по две конфеты, а остальные сложила и унесла. Нет, не для того, чтобы забрать домой. Я думаю, даже минимальных познаний в сфере здорового питания достаточно чтобы понимать очевидное: сладкое в таком количестве может нанести ребенку немалый вред.

…Вот только едва ли это можно объяснить детям. Комната тут же наполнилась воплями. На крик тут же прибежала студентка. Она с горящими глазами ворвалась в помещение.

-Кто забрал конфеты?!

Воспитательница отреагировала спокойно и взвешенно - она попыталась объяснить девушке, что конфеты никуда не делись, что они будут порционно раздаваться детям, но… она никого не слышала и даже не пыталась. Мгновение спустя ее подруга подошла к другому ребенку и протянула ему пачку жевательной резинки.

-Ну, а что? Пусть просто лежит.

Что произошло?

Конечно, девушки хотели как лучше. Возможно, они искренне надеялись, что подарок принесет детям немало положительных эмоций, но не учли одного: что далеко не любая помощь может быть полезной. И тот факт, что подарок мог обернуться для детей в лучшем случае вызовом врача, они тоже не представляли.

Что же было не так?

Стоит сразу оговориться . Любое стремление помочь ценно и безусловно , не должно оставаться без внимания. Но девушки:

  • Не учли специфику своей "целевой аудитории " и ее потребности. Дети, которые полностью обеспечены государством, не нуждались в конфетах. Им нужно было внимание и поддержка.
  • Не поинтересовались у знающих людей, в какой помощи действительно нуждаются дети. Простой вопрос, заданный знающему человеку, мог позволить им избежать многих проблем и неприятных ситуаций .
  • Стоит отметить и то, что к сожалению им хотелось помочь главным образом не детям, а .себе. Удовлетворив тем самым собственную потребность в ощущении себя хорошим щедрым человеком.

Желание помогать себе, возвыситься в собственных глазах – на самом деле не самый редкий мотив, который приводит людей в благотворительность. И распознать такого человека достаточно просто:

  1. Он сосредоточен на себе и своих чувствах. Он приходит в благотворительность замаливать грехи, приводить в порядок карму. Идет ли в этом случае речь о нуждающихся в помощи? Едва ли.
  2. Ему все равно, кому и как помогать. Для того, чтобы оказать помощь правильно, нужно провести немалую работу – а именно – знать ключевые особенности целевой аудитории, ее потребности и запросы; ресурс, которым обладает сам благотворитель. Понимать, помощь какого характера будет наиболее актуальна и иметь представление о том, что нуждающийся человек действительно сможет распорядиться ею правильно и использовать во благо себе, а не во вред. А для этого мало иметь доброе сердце. Для этого нужны холодный рассудок, ясный ум и стальные нервы.

Я не отказываюсь от своих слов: обесценивание недопустимо. И любую помощь следует принимать с благодарностью и уважением к жертвователю. Но согласитесь, это совсем не одно и то же - когда в детские дома привозят не новые, но качественные вещи и другое когда они получают в свое распоряжение откровенное барахло. Когда детям привозят подарки с недорогим наполнением и когда социальные учреждения используют для того, чтобы избавиться от просроченного и залежавшегося товара. Заходить в группы в социальных сетях для того чтобы посоветовать проверенный благотворительный фонд или оказать реальную помощь или делать это ради очередной дозы эмоций (да, от негативных эмоций тоже можно зависеть!) Помогать выпускникам детских домов получать образование и искать свое место в жизни, или просто дать им крупную сумму денег, которой они по определению не смогут грамотно распорядиться.

С какой установкой студентка ушла из детского сада, думаю, объяснять не стоит. Она была твердо уверена, что она и ее подруги все сделали правильно. А сотрудницы – мегеры, которые не позволили несчастным детям получить от них столь необходимую помощь.

Вывод?

Один мудрый человек как-то раз озвучил интересную мысль: ничто не раскачивает чувство собственной значимости человека так, как аскеза. Возможность почувствовать себя особенным и уникальным - ловушка, в которую попалось немало людей.

Конечно и в этом смысле лучше воздерживаться от излишней категоричности: правила "надень кислородную маску сначала на себя" тоже никто не отменял. И все же, было бы лучше, если бы благотворительность была не только доброй, но и разумной.

Согласны?