В 2025 году я решила отметить свой день рождения на Алтае. Последнее время друзья и подруги перестали громко и шумно проводить свои праздники, ну и мы с мужем тоже решили не отставать от новой тенденции.
По плану у нас сутки в Горно-Алтайске, ну а далее недельное путешествие по Чуйскому тракту.
В Горно-Алтайск мы вылетаем из аэропорта Пулково 11 октября в 0.45, а в столицу Республики Алтай прилетаем в 9.15 утра (между Москвой и Горно-Алтайском разница во времени - плюс 4 часа).
Алтай встречает нас снегом и солнцем:
Первый снег выпал в Горно-Алтайске 10 октября вечером и шёл всю ночь:
Вот это поворот! В Петербурге золотая осень, а на Алтае уже зима. Хорошо, что мы прекрасно утеплены и у нас с собой целая сумка зимних вещей.
В Горно-Алтайске мы сняли квартиру в центре города, в доме по адресу: ул. Коммунистическая, 34. По международным стандартам заселение гостей проводится с 14.00, но мы договорились с хозяйкой, что она пустит нас в квартиру в 11.00.
Заселение пошли ждать в кафе Traveler's Coffee (Коммунистический проспект, д.26):
Честно говоря, готовят не очень хорошо. Но выбирать не приходится: устали с дороги, а ещё и в самолёте не кормили.
Ровно в 11.00 нам сообщают, что квартира готова к заселению.
Идём в сторону временного дома, но замечаем на торце здания через дорогу муралы.
Естественно, идём на их осмотр. Стрит-арт - это вообще моя слабость (естественно, речь идёт о художественных произведениях, а не о вандализме на стенах городских строений).
Муралы с барсами размещены на станах Лицея №1 по адресу: улица Г.И. Чорос-Гуркина, д. 14:
Снежный барс (он же ирбис) считается символом Алтая. Это животное, которого местные жители называют духом гор, символизирует дикую, нетронутую природу региона.
Традиционно у народов Алтая снежный барс является символом храбрости, благородства и чести. На Алтае даже ежегодно, 26 мая, отмечают День снежного барса.
Ирбис - животное очень редкое. По данным на 2024 год на территории России насчитывалось 88 особей снежного барса, а 54 из них жили на Алтае.
Полюбовавшись на муралы, отправляемся заселяться. Нам досталась чистая, просторная и уютная квартира-студия в самом центре города.
Прекрасный вид из окон на гору Тугая:
Перед продолжением рассказа несколько слов о городе, в котором мы очутились:
Горно-Алтайск — город на юге Западной Сибири, столица и единственный город Республики Алтай.
Горно-Алтайск - город небольшой: его население составляет около 63000 человек.
Название города связано с рельефом местности вокруг него: с северной стороны Горно-Алтайска возвышается гора Тугая (641 м), а на южной его окраине — гора Комсомольская (428 м).
Горно-Алтайск - город молодой и значимых исторических зданий в нём нет.
История города восходит к началу XIX века, когда на месте современного Горно-Алтайска находилось небольшое поселение телеутов (тюркский коренной малочисленный народ в России).
В 1824 году из Бийска на место будущего города переехали первые русские поселенцы и основали село Улала. Развитие села было тесно связано с работой Алтайской духовной миссии: в 1831 году здесь начал работу главный стан, здесь собирались миссионеры и священнослужители.
Статус города село Улала получило 27 февраля 1928 года постановлением Президиума ВЦИК XIII созыва.
В 1932 году город переименован в Ойрот-Тура — «город ойротов» (ойроты — этноним, тура — «город»).
В 1948 году, в связи с уточнением этнического названия основного населения области (алтайцы вместо ойротов), автономная область была переименована в Горно-Алтайскую, а город Ойрот-Тура — соответственно в Горно-Алтайск. После 1948 года название города не менялось.
На этом краткий исторический экскурс подошёл к концу.
Ну а мы возвращаемся в 11 октября 2025 года:
Быстро разобираем вещи, принимаем душ и ложимся вздремнуть на пару часов: сказывается бессонная ночь.
Встаем по будильнику, собираемся и пешком отправились в Национальный музей республики Алтай. Туда я очень давно хотела попасть и чуть позже напишу почему.
Пока же мы идём по Коммунистическому проспекту в сторону Сада камней.
Конечно, люди приезжают в Горно-Алтайск как в транзитный пункт, из которого они отправляются в горы. Но лично меня всегда интересуют не только природные красоты субъектов нашей страны, но и их столицы. У меня есть амбициозный план все их посетить. И пока дело движется.
В Горно-Алтайске меня интересовали центр города, Национальный музей, подъём на гору Тугая и ресторан "Рерих". Почти везде нам удалось побывать.
Доходим до Сквера камней, который удивил меня не нагромождением валунов (хотя они тоже были), а таким необычным арт-объектом в виде овечек на стене дома 27 по Коммунистическому проспекту:
Очаровательные парнокопытные встречаются и на земле на территории Сада камней:
Сквер камней появился в Горно-Алтайске в 2009 году. В 2021 году горожане выступили с предложением обновить его с помощью национального проекта «Жилье и городская среда». По итогу в сквере были созданы навесы, заменены фонари и установлены скамейки, а также появились овечки.
В качестве арт-объектов овцы были выбраны как животные, характерные для панорамы пейзажа Горного Алтая. Отара символизирует благополучие, процветание и развитие. Фигуры овечек изготовлены из армированного стекловолокна, ударопрочны и выполнены в натуральную величину:
Идея с овечками в Сквере камней лично мне очень понравилась, особенно я оценила её после путешествий по горам региона, среди которых часто паслись отары овец.
Ну а мы идём дальше, сворачиваем с Коммунистического проспекта налево на бульвар Дружбы, а после поворачиваем направо и оказываемся на улице Чорос-Гуркина Г.И. Проходим ещё пару домов - и мы у цели: перед нами Национальный музей республики Алтай.
Как же давно я хотела туда попасть! А всё ради чего? Мне страсть как хотелось посмотреть на «Алтайскую принцессу» (принцессу Укока) — мумию молодой женщины, найденной в 1993 году на плато Укок в Республике Алтай. Думаю, что в нашей стране мало кто не слышал про эту уникальную находку и про споры о происхождении мумифицированной женщины. И, конечно, оказавшись на Алтае, я очень захотела побывать в зале музея, в котором эта мумия экспонируется.
Странная мечта, конечно. Но, видимо, множество передач и статей про эту находку вызвали у меня желание увидеть удивительную мумию своими глазами. И сразу скажу: я рада, что мне это не удалось. Жалко мне её. Незавидная эта участь - после смерти стать музейным экспонатом.
Национальный музей Республики Алтай имени А. В. Анохина в Горно-Алтайске с сентября 2012 года хранит мумию принцессы Укока.
Мумию показывают посетителям только в определённые лунные сутки (экскурсии не проводятся в новолуние и полнолуние). При экспонировании рекомендовано ограничить время показа до трёх часов, строго соблюдая установленные параметры: температуру, влажность и освещение.
11 октября 2025 года экскурсии к мумии принцессы Укока не проводились. Сначала я расстроилась, а потом наоборот выдохнула. Всё-таки не стоило превращать бывшее захоронение в туристический аттракцион.
Ну а мы покупаем билеты в кассе и идём на осмотр экспозиции музея.
Но вначале заходим в сувенирную лавку при музее: мне хочется посмотреть на изделия, которые приобретают туристы на Алтае. Прицениться и определиться на будущее.
В лавке мне больше всего понравились деревянные статуэтки:
и кожаные сумки:
Статуэтку шамана мы купили позже, в Манжероке, а вот сумку я так и не приобрела. Больше всего прнравились именно те, которые были в музее. Но, увы, таких я больше не увидела.
Ну а теперь поговорим о музее, в который мы пришли:
Музей носит имя Андрея Викторовича Анохина — российского и советского учёного-этнографа, композитора, основоположника профессиональной музыки алтайцев, просветителя.
А.В. Анохин в 1908–1909 годах совершил экспедицию в Туву, Хакасию, Монголию и Горный Алтай, а в 1910–1912 и 1913–1914 годах по поручению Российского комитета для изучения Средней и Восточной Азии собирал материалы по шаманству у алтайцев, кумандинцев, телеутов, шорцев. В 1923 году за исследования верований южных алтайцев Анохин избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. Поэтому неудивительно, что именем этого выдающегося учёного был назван музей в столице региона.
Что же можно увидеть в музее?
В музее есть несколько постоянных экспозиций:
- природа (образцы ископаемых организмов, горных пород, минералов);
- древняя история (экспонаты, дающие представление о жизни людей от каменного века до Средневековья);
- комплекс плато Укок (предметы из захоронения, мумия "Принцессы Укока", реконструкция погребения);
- этнография (жилища, предметы быта и культа алтайцев);
- современная история (жизнь алтайцев в периоды революции, Гражданской войны, Великой отечественной войны, советского и российского периодов);
- изобразительное искусство.
Естественно, в музее проводятся и временные выставки.
Ну а мы начинаем осмотр содержимого музейных залов:
С сентября 2025 года в Национальном музее открылась персональная выставка художника, педагога, искусствоведа «Ученый, художник, педагог» к 60-летию Эдокова Алексея Владимировича.
Вот одна из его работ - "Портрет свиньи на прогулке летом":
До ноября 2025 г. в музее организована выставка «Оренбургский пуховый платок. Великие люди России» из коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств. На выставке представлены настоящие произведения искусства – платки-картины из пуха. И на каждом из 20 платков изображены великие личности нашей страны: императоры, ученые, полководцы, писатели, поэты, художники, музыканты.
Думаю, что эти персоны в представлении не нуждаются:
В июне 2025 г. в музее открылась выставка народного художника Республики Саха (Якутия) Ааны Зверевой «Аман Албара» – «Благословение коню» – «Эрјине малга алкыш».
Выставка размещена в трех залах и включает изделия алтайских народных художественных промыслов.
В залах можно увидеть войлочные изделия, резьбу по дереву, ковку, ювелирное искусство, художественную обработку кожи, парадное конское верховое убранство, обрядовую утварь, изделия из конского волоса, кожи и меха.
Изделия очень красивые, с национальными колоритами и характерами:
Переходим в другой зал, который посвящён комплексу плато Укок. Плато Укок представляет не только природный, но и богатейший культурный пласт загадочного и духовного мира Горного Алтая.
Сенсационные находки были сделаны при раскопках мерзлотного погребения в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3, оказавшегося захоронением молодой женщины, получившей имя "Принцесса Укока". На дне могильной ямы были уложены 6 лошадей в ритуальной упряжи, что очень странно для женского захоронения.
В экспозиции «Комплекс плато Укок» представлены подлинные высокохудожественные деревянные украшения и детали упряжи коней, предметы вооружения из могильника:
Сама мумия, как я говорила ранее, экспонируется лишь в определенные дни и в отдельном помещении.
Ну а мы покидаем зал, посвященный археологии, и переходим в помещения музея, в которых экспонируются художественные произведения.
Зарождение профессионального изобразительного искусства в Горном Алтае связано с именем первого профессионального алтайского художника Г. И. Чорос-Гуркина, ставшего одним из значительных мастеров русского реалистического пейзажа первой трети XX века.
Григорий Иванович Гуркин (Чорос-Гуркин) — российский живописец, литератор, этнограф, государственный деятель, один из первых профессиональных алтайских художников, родившейся 12 (24) января 1870 года в селе Улала (Горно-Алтайск).
Г.И. Чорос-Гуркин - автор жанровых картин, портретов, этюдов и рисунков (свыше 3000), запечатлевших природу и жителей Алтая, Сибири, Тувы, Монголии.
Несколько залов музея прсвящены творчеству известного алтайского художника.
Рисунки Г.И. Чорос-Гуркина:
Картина «Камлание» («Ночь жертвы») Григория Ивановича Чорос-Гуркина, 1895 г.:
Всего в залах Национального музея представлены работы более пятидесяти авторов, творчество которых непосредственно связанно с изобразительным искусством Республики Алтай. Вот некоторые из работ, которые мне особенно понравились:
Осматриваем экспозицию, переходим из зала в зал.
Через некоторое время мы с мужем попадаем в атриум музея - пространство, которое объединяет два объёма: существующее здание и пристрой.
В атриуме размещены 12 подлинных тюркских каменных изваяний:
Продолжаем осмотр музейных коллекций и попадаем в залы алтайской этнографии.
Коренным населением Республики Алтай являются алтайцы (теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы). Уникальна их традиционная материальная и духовная культура, которая представлена в двух залах.
В залах можно увидеть предметы, связанные со скотоводством, охотой, земледелием, коллекцию культовых предметов, традиционную одежду и утварь, предметы, используемые в быту:
Отдельный зал посвящён истории строительства Чуйского тракта - главной дорожной артерии Горного Алтая:
И последний зал, который мы осмотрели, был посвящён установлению и становлению советской власти на территории современной Республики Алтай.
Из особо заинтересовавшего - автомат по продаже газет:
Выходим из музея преисполненные новыми знаниями. Коллекции великолепные! Любители истории, живописи и этнографии будут в врсторге!
Ну а мы идём по улице Чорос-Гуркина в сторону набережной Горно-Алтайска.
По пути нам встречается сувенирная лавка. Не купим, так приценимся!
Из традиционных сувениров Горного Алтая замечаем на полке пантогематоген:
Пантогематоген — биологически активная добавка к пище. По названию уже понятно, что туда входит. Но, тем не менее, поясню:
В составе напитка кровь алтайского марала, которая содержит высокую концентрацию биологически активных веществ. Бррррр... бедные олени.
Ещё один "странный" сувенир - брелок в виде лапки бобра:
Когда я была маленькой, мама мне рассказывала что все шубы, чучела и сувениры делают из животных, которые умерли своей смертью от старости. Но что-то я больше в эту версию не верю. В общем, лапки бобров покупать не стали: сомнитильный сувенир.
Идём в сторону реки Майма и оказываемся возле буддийского храма (дацана) Ак-Бурхан:
Ак-Бурхан (Белый Бурхан) — одно из божеств бурханизма, религиозного движения, которое процветало среди алтайцев в период с 1904 по 1930-е годы.
На буддийских храмах и монастырях часто изображают символ «Колесо Дхармы» (Дхармачакра) с газелями по бокам. Это стилизованное колесо с восемью спицами, обрамлённое пламенным ореолом. На храме Ак-Бурхан оно тоже имеется:
Конечно, большинство людей знают смысловое значение этих символов. Но никого не обижу, если напомню, что колесо Дхармачакра с восемью спицами - это буддийский символ законов космического мироздания и учения Будды о пути к просветлению, освобождению от кармических перерождений. Ну а газели, по преданию, слушали первую проповедь Будды.
Буддийский храм стоит вблизи набережной города, идущей вдоль реки Маймы:
Майма — река на севере Республики Алтай, правый приток Катуни. Горно-Алтайск расположен на реке Майма, хотя я раньше думала, что именно красавица-Катунь является водной артерией столицы региона.
Ну а мы идём в сторону ресторана "Рерих" (Коммунистический проспект, д.16), в котором у нас на 18.00 заказан столик.
По пути замечаю такую необычную и креативную рекламу:
Предлагаю мужу подняться по лестнице на смотровую площадку на горе Тугая. Отказывается, мотивируя это усталостью и тем, что впереди у нас ещё много гор.
Немного крутимся по улочкам Горно-Алтайска, так как мне захотелось дойти др Музея алтайского быта и посмотреть часы его работы.
Возле дома 11 по улице Улагашева замечаем камни с вкраплениями разноцветных минералов.
Очень красиво и необычно:
Возвращаемся на Коммунистический проспект и идём в сторону Национального театра, в здании которого и размещён ресторан "Рерих".
Подходим к Центральному роднику Горно-Алтайска, вода в который поступает из реки Черемшанка, которая протекает под землёй в центре города:
Центральный родник в Горно-Алтайске был открыт в 2008 году. В 2022 году была проведена его реконструкция: установлен новый резервуар для воды — центральный камень, излив в форме кувшина:
Охраняют родник фигурки пищух — жительниц алтайской тайги:
Ну а мы заходим в здание театра и по атриуму его первого этажа попадаем в ресторан "Рерих".
Думаю, очевидно, что в Горно-Алтайске есть заведение, названное в честь великого этнографа, мыслителя и художника, совершившего уникальную Центрально-Азиатскую экспедицию, пролегающую в том числе по территории Алтая.
Интерьер ресторана мне сразу же пришёлся по душе: он выполнен в алтайском стиле с использованием натуральных материалов и ненавязчивого декора. Я ожидала, что в зале будет множество репродукций картин Николая Константиновича Рериха. Хорошо, что ошиблась. Дизайнеры не перегрузили интерьер и сделали лишь намеки на творчество Рериха, разместив над пространством открытой кухни витраж в стилистике знаменитого художника, а плафон над одним из столиков сделали в форме знаменитой шапочки Николая Рериха. Намеки всегда интересней прямых отсылок.
В этот ресторан я позвала мужа, так как здесь можно было не просто насладиться комфортом и уютом, но и попробовать алтайские специалитеты. Сделали заказ и ждём еду, дегустируя пока местные наливки:
Мужу принесли первую закуску - тат-тар из мяса марала:
Конечно, для меня это блюдо выглядит жутко. Да и компонент в виде мяса оленя не настраивает на позитивный лад. Но мужу очень понравилось.
Моё горячее - рулет из судака в водорослях нори:
Муж взял на горячее бифштекс из яка с кремом из баклажана:
Красивая подача:
Супруг блюдо хвалил, чему я была несказанно рада. Он у меня - капризный потребитель.
Ну а на десерт мы взяли красивейшее блюдо с названием "Камни Катуни":
На самом деле это муссовый десерт с малиновым канфи и шоколадными драже:
Мне десерт очень понравился: нежный, с приятной текстурой, неприторный.
После ресторана мы зашли в магазин за продуктами для завтрака и минеральной водой. Впереди у нас начало путешествия по Чуйскому тракту и долгий переезд. Поэтому собираем сумки и ложимся спать пораньше.
В Горно-Алтайск мы больше возвращаться не стали: перед обратным вылетом ночевали в домике в посёлке Дубровка. Поэтому на осмотр столицы региона у нас было лишь несколько часов. Конечно, мы мало что успели увидеть. Я рада, что хоть музей посетили и немного прогулялись по центру.
В целом, Горно-Алтайск произвёл на меня приятное впечатление: уютный город в окружении живописных гор. Во время следующей поездки на Алтай я непременно посвящу столице региона чуть бульше времени. Ну а пока наше знакомство с Горно-Алтайском считаю приятным, хоть и слишком коротким.