Если на выходных хочется не просто включить кино, а погрузиться в мир идеальных манер, шелковых платьев и ослепительных бриллиантов — «Аббатство Даунтон: Грандиозный финал» именно то, что нужно. Наслаждаемся атмосферой и рассказываем о ювелирных шедеврах, которые заставят сердце биться чаще, даже если вы — убежденный минималист.
Мы любим «Аббатство Даунтон» не только за визуальную утонченность и эстетическое совершенство каждого кадра. Создатели сериала (а теперь и кинотрилогии) изумительно точно передали атмосферу переходной эпохи — начала XX века, когда викторианская строгость постепенно уступала место свободе и легкости нового времени.
При этом сценаристам и режиссерам удалось создать настолько живые и точные портреты героев, что мы переживаем за них, как за родных.
Конечно, в «Аббатстве Даунтон» невозможно не упомянуть тех, кто обеспечивает идеальный порядок всему семейству. Без слуг, поваров и дворецких этот мир был бы неполным — именно они берут на себя и тяжелую рутину, и эмоциональные переживания, которые наверху порой даже не замечают.
Но мы все-таки задержим взгляд чуть выше — там, где сияние жемчуга и бриллиантов соперничает с блеском остроумия. Женские образы дома Грэнтэмов — леди Мэри, Эдит, Кора и графиня Вайолет — как ювелирная коллекция: разные по форме, но одинаково прекрасные и такие похожие в своей огранке.
Леди Мэри — воплощение дисциплины и холодного ума, но за ее идеальностью мы видим уязвимость, присущую обычному человеку в сложных жизненных обстоятельствах.
Леди Эдит — противоположность сестры: мягкая, чувствительная, но способная к переменам и свободе, которую в те времена приходилось отстаивать гораздо тверже, чем сейчас.
Кора Грэнтэм — открытость и мягкость в английской оправе, спокойная сила, без которой этот дом давно бы рассыпался.
Графиня Вайолет — остроумие и сарказм, которые давно разобрали на афоризмы. Хотя героини уже нет в третьей части, ее дух все еще витает в доме, продолжая напоминать о том, что без чувства юмора жизнь становится скучной и пресной.
Вместе они создают этакую «палитру Даунтона» — гармонию достоинства и человечности, из-за которой мы продолжаем смотреть эту маленькую эпопею, даже зная, чем все закончится.
От первых сезонов сериала до «Грандиозного финала» создатели тщательно выстраивали визуальный язык сериала. Костюмы, интерьеры, свет — все подчинено одной идее: показать, как красота и дух уходящей эпохи переживает перемены нового времени.
Сменяющиеся эпохи — от эдвардианской строгости до блистательных 1930-х — отражаются в тканях, силуэтах, украшениях. Там, где раньше господствовали корсеты и кружево, появляются прямые линии и холодное сияние ар-деко. Там, где когда-то ценилась безупречная форма (осанка, манеры, правила), вдруг становится важной свобода движения — и даже! — свобода быть собой. К тому же украшения здесь отражают перемены в доме Грэнтэмов и его социальный статус.
Когда команда «Аббатства Даунтон» собралась вместе, чтобы обсудить третий и последний фильм, художник по костюмам Анна Мэри Скотт Роббинс сказала: «Давайте уйдем красиво».
Можно ли красивее, чем раньше? — подумали мы.
Оказалось, можно.
Чтобы завершить историю на высоте и уйти по-настоящему роскошно, Роббинс отправилась в бутик Bentley & Skinner, поставляющий украшения британской знати вот уже два века. Там она выбрала тринадцать подлинных шедевров общей стоимостью более 1,4 миллиона долларов — рекорд для всей франшизы.
Ювелиры и костюмеры не просто искали «подходящие вещи для фильма», а относились к героям как к реальным людям. Роббинс приносила в магазин эскизы платьев, образцы тканей и списки сцен, чтобы подобрать украшения не только по стилю, но и по характеру персонажей.
Вишнево-красное платье леди Мэри с открытой спиной, которое стало одним из самых узнаваемых образов на постере фильма, Роббинс украсила бриллиантовой брошью.
Правда, закрепили украшение не спереди, как принято, а на пояснице — такое решение оказалось идеальным, хотя и не очевидным.
Интересный факт: настоящие драгоценности носили только главные актрисы, а сотни статистов довольствовались копиями. Но, как признается Роббинс, эффект подлинности сработал безупречно:
«Бриллианты творят с людьми странные вещи, — говорит художница. — Актеры в них обретают то редкое чувство внутреннего достоинства, которое не купишь ни за какие деньги. Им легче перевоплотиться в настоящих аристократов, если на них подлинные камни».
Когда последние сцены были отсняты, создателям показалось слишком прозаично просто упаковать тиары в коробки. Поэтому украшения и костюмы отправились в Лондон на благотворительный аукцион Bonhams, приуроченный к премьере «Грандиозного финала».
Среди топ-лотов значились свадебные головные уборы леди Мэри, жемчужные ожерелья, броши, гребни и даже карманные часы Карсона — символ идеального порядка в поместье.
Самым ценным оказался семейный автомобиль Кроули — вишневый Sunbeam 1925 года, редкий экземпляр из 45 сохранившихся машин этой марки.
Особое внимание досталось и мелочам — дверным ручкам, звонкам и ключам: всему тому, что задавало ритм дому и превращало его из картинки на экране в живой организм.
Финал «Аббатства Даунтон» получился именно таким, каким ему и следовало быть — красивым и полным благородного достоинства. Прощаясь, Даунтон оставляет после себя приятное послевкусие — как хороший английский чай после длинного дня. Ну а нам остается лишь пересматривать любимые эпизоды долгими вечерами и наслаждаться эстетикой ушедшего.