В 1985 году бывший аниматор студии "Дисней" Тим Бёртон дебютировал в игровом кино. Его дебютный фильм, гротескная комедия "Большое приключение Пи-Ви" пользовалась большим успехом, - при бюджете 7 млн. долларов, фильм собрал почти в 6 раз больше, - 40 млн.
Второй фильм Бартона, "Битлджус", стоил в два раза дороже (около 15 млн. долларов) и тоже имел значительный успех (73 млн. сборов в кинопрокате).
У наших юных видеолюбителей фильм тоже пользовался большим успехом. Да и как можно было не впечатлиться!
У Бертона даже вступительные титры сделаны завораживающе. Под бойкую, интригующую музыку Дэнни Эльфмана, который станет постоянным композитором Бертона, камера летит над провинциальным городком. Ее полет замедляется над кладбищем. И вдруг из-за горизонта вылезает огромный паук...
Оказывается, это - макет, копия городка, на окраине которого живут главные герои, молодая семейная пара, - Адама и Барбара. Адам по профессии - моделист, и, видать, сильно замороченный на этом деле, коли развлекается этим делом и дома.
К слову, в школе Бертон мечтал стать актером, который управляет Годзиллой) То есть, у него всегда была тяга к игре с пропорциями, всякой такой иллюзорности.
Как-то раз Адам с Барбарой отправляются за покупками в местный гастроном, но на мосту попадают в автокатастрофу: их тачка падает в реку. Мокрые, офигевшие от внезапного приключения, они возвращаются домой... И тут же их захватывает нежданная круговерть событий. Потому что они вернулись домой мертвыми.
Тут Бертон разворачивает свою богатую визуальную фантазию по максимуму.
А сценаристы дают логическое объяснение, почему привидения привязаны к месту и не могут его покинуть. Как только герои пытаются выйти наружу, они попадают в пустыню. В песке плавает, как в воде, гигантский прожорливый угорь - пародийная отсылка к "Дюне" Линча 1984 года.
Но беды только начинаются. Герои застряли в "чистилище", а в их дом вселяются новые жильцы. Готичная девочка Лидия, замороченная на своем внутреннем мире, обладает способностями медиума: она видит и слышит Адама и Барбару. Она хочет помочь им выселить свое семейство, с которым не в ладах, из данного жилища. Однако энергичный глава семейства, как только пронюхивает о существовании призраков, твердо вознамеревается устроить из дома туристическую мекку!
Тогда Адам и Барбара обращаются за помощью к Битлджусу, который живет на кладбище в макете Адама. Объявления Битлджуса с предложениями "помощи" развешаны по всему загробному миру.
Играет данного эксцентричного персонажа Майкл Китон, которого на следующий год Бёртон снимет в своем главном хите и одном из самых кассовых фильмов 80-х - "Бэтмене".
Итак, на свою беду Адам и Барбара вызывают Битлджуса, чтобы он помог им избавиться от новых жильцов... а потом будут мучительно думать, как им самим избавиться от этого беспринципного, навязчивого "решалы".
Я, кстати, впервые посмотрел "Битлджус" на видеокассете с дословным переводом названия - "Жучиный сок". И, кстати, кто-то наблюдательный потом заметил, что в испанской транскрипции Битлджус означает Бетельгейзе. Это одна из наиболее ярких звезд в созвездии Ориона.
Фильм представляет собой монолитный сплав смешного и страшного. Это одновременно и готика, и пародия на нее. В общем, Бёртон блеснул талантом, равно как и Китон.
Причем на сложные спецэффекты был выделен всего лишь 1 миллион долларов. Так что Бёртону тут пришлось проявить еще и немалую изобретательность... Он опирался на фантастику и хорроры категории Б, которыми засматривался в детстве и которые предпочитал голливудским блокбастерам.
Оценка: 7,5 из 10.
Режиссер: Тим Бёртон
Сценарий: Майкл Макдауэлл, Уоррен Скаарен
Оператор: Томас Э. Акерман
Композитор: Дэнни Эльфман
В ролях: Алек Болдуин, Джина Дэвис, Майкл Китон, Вайнона Райдер, Джеффри Джонс, Кэтрин О’Хара.
Интересные факты о фильме:
- Майкл Макдауэлл и Ларри Уилсон создали кинопроизводственную компанию Pecos Productions. «Битлджус» стал их первым оригинальным проектом. Сценарий они тоже писали вместе.
- Причем изначально сценарий был более мрачный. В частности, детально описывалось, как герои задыхаются под водой, а Барбара при этом ломает себе руку.
- Уилсон тогда работал на студии-мейджоре "Юниверсал". Он был директором по развитию у титулованного режиссера, сценариста и продюсера Уолтера Хилла. Да и у основного руководства он был на хорошем счету. Так что сценарий "Битлджуса" он отнес в головной офис. Руководитель, который покровительствовал ему, прочел сценарий за вечер. Утром он вызвал Уилсона и говорит:
- "Вот эта странная штука — это то, с чем ты собираешься выйти в мир? Ты становишься очень хорошим руководителем. У тебя отличный вкус в том, что касается материала. Зачем ты собираешься растратить всё это на эту дрянь?" — Вскоре после этого мы продали сценарий "Битлджуса" компании Geffen" (цитата Уилсона).
- Вайнона Райдер первоначально отказывалась принимать участие в фильме, усмотрев в сценарии мотивы сатанизма.
Читайте также на моем канале: