Найти в Дзене

Почему художники больше не нужны

Оглавление
Почему художники больше не нужны
Почему художники больше не нужны

Каждый раз, когда я вижу очередной шедевр, созданный нейросетью, я слышу нарастающий хор голосов: «Художники больше не нужны».

Это не просто хайп, это фундаментальный сдвиг, который уже сейчас меняет рынок. Искусственный интеллект, по своей сути, это колоссальный математический аппарат. Он способен с невероятной скоростью компилировать существующие данные, выдавая результат по заданным параметрам. Художник, который десятилетиями оттачивал свое мастерство, теперь видит, как машина за секунды генерирует тысячу вариаций его труда.

В этом лежит как трагедия, так и величайшее освобождение, но для начала нам нужно честно посмотреть на то, что происходит, когда изображение становится текстом.

Когда творчество превращается в компиляцию

ИИ в текущем виде это не сверхразум и не источник вдохновения в человеческом понимании. Это, по сути, классный поисковик или бустер, который работает за счет перебора вероятностей и связей в огромном массиве данных.

1. Проблема компиляции. Модели ИИ могут идеально перебирать все существующие варианты, но они не способны предложить ничего по-настоящему нового, чего не было в обучающей выборке. С точки зрения создания изображения, диффузионные генераторы (вроде Midjourney) могут только комбинировать токены и из шума выводить среднее по этим словам.

Это означает, что, хотя результат может быть внешне красив, он лишен той самой "искры божией". Творчество, вероятнее всего, это искра безумия, вспыхивающая на стыке разума и хаоса. А модель, которая обязана тащить точность, по определению хуже справляется с творческими задачами, потому что в ней слишком много встроенных гайдов и упорядочивания.

2. Инструмент против Идеи. Если ИИ-модели отлично справляются с генерированием картинок и лиц, то более сложный мультимодальный ИИ, который реально понимает логику и сложный сюжет, пока еще закрыт и развивается. Даже генерации 3D-моделей приходится чистить руками и доводить до рабочего состояния.

Я это вижу так: ИИ это инструмент, который может увеличить эффективность в тысячи раз. Он позволяет не технарям реализовать любую свою идею в кнопках и интерфейсах. Но без человеческой идеи и контекста, ИИ остается просто машиной, которая роется в информации и выдает сводки.

Что теряют художники, и что приобретаем мы

Парадокс заключается в том, что художники, как и кодеры, становятся носителями ценности, которая выходит за рамки чистого исполнения.

1. Трудность оценки качества. Для LLM-моделей, пишущих код, возможно обучение на собственном опыте, что со временем сделает их код лучше, чем у человека, так как люди в среднем очень плохи в кодинге. Но с искусством ситуация иная. ИИ не может объективно оценить качество арта, потому что нет четких критериев для обучения.

2. Кризис смысла. Когда любой человек может закинуть запрос в ИИ и получить изображение, ценность художника, который раньше тратил недели на работу, падает. Это не простая конкуренция, это вызов самой идее труда. Мы, как и другие коллеги по цеху, видим, что большинство людей (в том числе сейлзов) удовлетворятся той ерундой, которую им напишет ИИ. Если человек любит читать Донцову, он и в библиотеке мироздания попросит Донцову, а от Канта его «башню распиздрычит».

3. Новое поле для творчества: мультипликация. Художники, как и другие творческие люди, теперь вынуждены переосмыслить свою роль. Их "ценность" сдвигается от исполнения к контексту, идее и управлению процессом.

  • Насмотренность и вкус. Умение писать продающие тексты (аналогично, создавать продающее изображение) это не просто знание приемов, а вкус к бизнес-моделям и продуктовой интеграции. Этот вкус состоит из врожденного и приобретенного с опытом.
  • Гибридная модель. Человек может задействовать одновременно и хаос, и порядок, направляя их в одну сторону. Художник может использовать ИИ для черновой работы, но финализация и смысловая нагрузка остаются за ним.

Зловещая долина и будущее искусства

Когда мы смотрим на ИИ-видео, у многих возникает подсознательный страх. Его называют "эффектом зловещей долины". Но в контексте ИИ-арта этот страх трансформируется: мы боимся того, что ИИ станет слишком похож на человека, но при этом будет лишен души, став рафинированным ужасом.

Однако, я уверен, что у творческих людей есть своеобразная защита. Истинная креативность это способность создать гипотезу и смоделировать ее. Вся наша цивилизация построена на тексте в разных его форматах, и человек способен пропитаться всем контекстом, стоящим за мыслями, заложенными в книге, песне, картине. ИИ не может постичь эту глубину, он лишь функция в невероятно сложной формуле расчета.

Следовательно, художники, которые не нужны, это те, кто выполнял рутинную, компилируемую работу. А те, кто вкладывает смысл и новый контекст, будут нужны, потому что именно они задают рамку для машины.

Пока человек способен к творчеству возможности сделать что-то из ничего и словить инсайт, который не повторяет уже известное, он будет цениться выше самого совершенного алгоритма. Просто теперь это требует не только кисти, но и умения "промптить" Вселенную.