В последнее время все чаще граждане сталкиваются с одним распространенным явлением, когда решение суда есть, а действий пристава-исполнителя по данному решению нет.
Какие действия стоит предпринять гражданину, для того чтобы сотрудник Федеральной службы судебных приставов исполнил свои должностные обязанности?
Обжалование действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов производится в судебном порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Сроки подачи жалобы
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Подача жалобы в порядке подчиненности
1. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.
2. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в подчинении которого находится старший судебный пристав.
3. Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу Российской Федерации.
4. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.
5. Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.
6. В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.
7. Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.
Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности
1. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
2. В жалобе должны быть указаны:
– должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;
– фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
– основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
– требования лица, подавшего жалобу.
3. Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.
Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности
1. Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
2. Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.
Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
1. Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
2. Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
– исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
– исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
– исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
– в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции.
4. Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
В реальной жизни применение вышеуказанной нормативной инструкции не всегда приводит к положительному результату.
Как показывает практика, исполнение решения суда может зачастую затягиваться приставами-исполнителями не на недели и месяцы, а на годы. Люди годами пишут в РОСП жалобы и обращения с требованием о взыскании задолженности с должника, о сносе незаконной постройки и т.д. В ответ гражданам приходят ответы о проведении установленных нормативно-правовыми актами проверок в отношении должников и об отсутствии нарушений в действиях (бездействиях) пристава-исполнителя. Иными словами решение суда не исполнено, сотрудник ФССП закрыл обращение-жалобу гражданина ответом о предпринятых (а по факту нет) действиях.
КАК РЕШИТЬ ВОПРОС, ЕСЛИ ПРИСТАВЫ БЕЗДЕЙСТВУЮТ?
Первой инстанцией Вашего обращения о бездействии пристава-исполнителя должен стать руководитель отдела - старший пристав-исполнитель. Ведь именно он курирует работу всех приставов и отвечает за исполнение решений суда отделом судебных приставов. Важно помнить, что обращение должно быть подано Вами в течение 10 дней со дня совершения действия пристава-исполнителя, обнаружения факта его бездействия.
Если прошло больше времени, необходимо будет восстанавливать срок. Если по какой – то причине вы не хотите составлять обращение о бездействии сотрудника ОСП, Вы можете записаться на прием к руководителю через Госуслуги. Однако и личная встреча с руководителем зачастую не имеет большого смысла. В этом случае вам следует прибегнуть к обращению в прокуратуру или в суд. Вы можете подать жалобу в прокуратуру на бездействие приставов, но только после вашего обращения к старшему судебному приставу. В противном случае Вам попросту откажут, объяснив это тем, что первой инстанцией является старший пристав-исполнитель.
Обратиться с жалобой в суд вы можете на любом этапе. Для обращения вам необходимо подготовить: административное исковое заявление, доказательства (документы, которые подтверждают противоправность действий приставов). Иск и приложения в виде доказательств можно отправить почтой, принести лично в районный суд (по месту нахождения приставов) или подать через сервис «Электронное правосудие». Также для подачи искового заявления в суд необходимо оплатить государственную пошлину. В остальных случаях при направлении жалобы дополнительных трат не требуется. Зато в случае вашей победы суд может обязать ФССП не только вернуть дело в производство, но и выплатить вам компенсацию за причиненные неудобства или вред.
Таким образом, вы можете обратиться с жалобой в порядке инстанций, но продуктивнее будет обратиться сразу в суд.